Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался еще до истечения срока службы (ситуация № 4)

Вернуть машину можно, даже если гарантия больше не действует. Только прежде нужно попросить ее отремонтировать. Причем на ремонт нужно ехать с автотехником или юристом, чтобы не остаться виноватым

Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался еще до истечения срока службы (ситуация № 4)

Вы купили новый автомобиль, но он сломался, когда гарантийный срок уже истек. Получится ли вернуть его в салон? Вам повезло: вы первый владелец машины, точно знаете ее историю и как с ней обращались (вовремя ли заливали масло, проходили ли техническое обслуживание и т.д.). Было бы хуже, если бы вы купили негарантийный автомобиль с пробегом. В таких случаях после поломки часто выясняется, что предыдущий владелец не соблюдал технические условия и вернуть автомобиль не удастся из-за неправильного использования (об этих условиях написано в статье «Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)»; там же можно прочитать, сколько длится гарантийный срок и как вернуть машину, если он не истек).

Если гарантия уже не действует, до возврата машины нужно ответить на один вопрос: не истек ли срок службы?

Как проверить, не истек ли срок службы?

Прежде напомню: у автомобиля есть два срока, в течение которых продавец или производитель несут ответственность за его качество. Это гарантийный срок (3–5 лет в зависимости от марки автомобиля) и срок службы. В этих пределах можно предъявить претензии и подать иск в суд.

Нужно проверить, какой срок службы установил изготовитель. Эта информация есть в сервисной книжке. В среднем он составляет 6–7 лет. Если у вас нет сервисной книжки, определить срок поможет интернет – достаточно ввести запрос в поисковике.

Если срок службы изготовитель не установил, то он составляет 10 лет. Это «законный» срок службы, который предусмотрен в ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Как вернуть автомобиль?

Обращаю внимание: возврат машины возможен, только если вы использовали ее правильно.

1. Сначала нужно предъявить требование к изготовителю (производителю) автомобиля. Именно он, а не продавец (дилер) отвечает перед вами, если гарантийный срок истек, но срок службы еще действует.

2. Сразу вернуть автомобиль нельзя. Сначала можно потребовать только бесплатный ремонт, на который производителю законом выделено 20 дней.

3. Если изготовитель отремонтирует автомобиль, вопрос закрыт.

4. Если производитель не сможет отремонтировать машину или необоснованно откажет в ремонте, можно требовать ее возврата.

Эти правила прописаны в ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Вам понадобится помощь эксперта и юриста

Предварительно машину обязательно должен проверить эксперт-автотехник. Дело в том, что на сроке службы именно вы обязаны доказать, что в поломке виноват производитель. А для этого нужно доказать, что вы пользовались машиной в строгом соответствии с правилами эксплуатации, но ввиду несовершенства производства она вышла из строя. Без помощи эксперта тут не обойтись.

В моей практике автомобиль возвращают чаще из-за поломок в коробке передач и двигателе.

На проверку качества автомобиля и ремонт ехать нужно точно только с экспертом или юристом, чтобы изготовитель не выставил все так, будто виноваты вы (уж это они умеют, поверьте).

Как вернуть автомобиль – подробно написано в упомянутой выше статье о ситуации № 3. Здесь же я расскажу о судебной практике, которая подтверждает, что действовать нужно именно в указанном в статье порядке.

Суды – о возврате покупки

1. Обращаясь в суд в порядке ст. 475 ГК РФ («Последствия передачи товара ненадлежащего качества»), покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара продавцом.

Заявляя иск о взыскании стоимости товара ненадлежащего качества, истец должен доказать, что товар имеет существенные нарушения требований к качеству товара и что недостатки возникли до передачи продавцом товара покупателю.

(Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2009 г. № А68-717/08-72/3 (Ф10-1895/09)).

2. Если существенный недостаток товара выявлен по истечении 2 лет со дня его передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, требование о расторжении договора купли-продажи может быть заявлено потребителем только к изготовителю.

(Пункт 7 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом ВС РФ 17 октября 2018 г.). Также данная позиция содержится в следующих судебных решениях: Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 31 января 2019 г. по делу № 33-1159/2019; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28 ноября 2018 г. по делу № 33-9088/2018; Апелляционное определение Калужского областного суда от 12 ноября 2018 г. по делу № 33-3362/2018).

3. При предъявлении требования об устранении недостатка за пределами гарантийного срока бремя доказывания наличия в товаре существенного недостатка лежит на потребителе.

(Пункт 7 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом ВС РФ 17 октября 2018 г.)).

4. Если существенный недостаток товара выявлен по истечении 2 лет со дня его передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, требование о расторжении договора купли-продажи может быть заявлено потребителем только к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). При этом потребитель обязан доказать, что выявленный недостаток является существенным и что он возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

(Апелляционное определение Ярославского областного суда от 30 ноября 2018 г. по делу № 33-7830/2018).

5. Право требования расторжения договора купли-продажи возникает только в случае, если недостаток не будет устранен по истечении 20 дней со дня предъявления требования о безвозмездном устранении выявленного недостатка или доказанности его неустранимости.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 28 октября 2015 г. № 33-37876/15).

6. Пункт 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей допускает возможность предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков товара только изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру).

(Апелляционное определение Московского городского суда от 14 сентября 2018 г. по делу № 33-40650/2018).

(О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)


Читайте также: