Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Аgile-подход в работе юристов

Командная работа, выстроенная на принципах аgile, спасает специалистов от выгорания и помогает добиваться высоких результатов

Аgile-подход в работе юристов

«Работать так невозможно!» – решила однажды бывший шеф-редактор сайта «Адвокатской газеты» Екатерина Горбунова, и мы всей редакцией перешли на Trello (знакомы с этим приложением?). У каждого сотрудника на компьютере появилось рабочее пространство с личной доской, где перед ним ставили задачи, а он отчитывался об их выполнении. Рабочий процесс обрел идеальную форму. Сами судите: редактор заводит карточку, прописывает там задание, указывает сроки и кладет ее на доску корреспондента. Последний по заданию пишет новость и прикрепляет ее к карточке. Дальше карточка с новостью передается по цепочке редактору, корректору, администратору. И вот текст на сайте. Так новостные поводы, документы, полуготовые и готовые материалы аккуратно уложились в карточки и стали перемещаться между досками сотрудников по всем известной траектории. Но случилось это не сразу.

«Оставьте уже фон в покое! Так с ума можно сойти!» – ругалась Катя-новатор на сотрудников-экспериментаторов, которым скучный голубой цвет рабочей области нравился куда меньше заснеженных гор. «Ерунду придумали. Ничего не понятно. Только время тратим», – бурчали самые взрослые, которым уже исполнилось аж 30 лет. Но прошел месяц, и все поняли: «Работать без Trello было невозможно».

На прошлой неделе я узнала, что такая организация рабочего процесса называется agile-подходом. Об этом участникам программы повышения квалификации «LegalTech-директор»® рассказала руководитель правового сопровождения финансовых продуктов группы Ozon Олеся Жучкова. «Вы можете называть это agile- или бизнес-ориентированным подходом. Я называю это адекватностью», – объяснила она, что скрывается за этим модным словом.

Олеся Жучкова рассказала об agile-подходе в работе юристов. Впрочем, он может пригодиться любой команде специалистов.

Суровая реальность юридических департаментов

Обгоревшие спички – так эта реальность была изображена на одном из слайдов презентации. Причины выгорания юристов такие же, как и в других профессиях: однообразие и рутинность ежедневной работы; перегруженность или недозагруженность; нездоровая рабочая атмосфера; низкая зарплата, отсутствие карьерного роста и системы мотивации; неорганизованность рабочего процесса и постоянное изменение должностных обязанностей; нечеткое делегирование обязанностей между сотрудниками и несправедливое распределение ответственности.

Не хочется спросить, при чем тут agile? Мне хотелось. Оказалось, с некоторыми причинами выгорания этот подход позволяет эффективно бороться.

Многие проблемы связаны с нашими заблуждениями: мы имеем дело со знакомой средой, требования не меняются, а люди предсказуемы. Но нет. Люди не машины. Любые изменения в требованиях ломают планы и часто превращают проделанную работу в бесполезную. А постоянство среды – иллюзия. Чего стоят только изменения в законах и на рынке. Во что перерождаются такие заблуждения – каждый сможет додумать сам: срываются сроки; каждый новый проект занимает все больше времени; авралы наносят моральный вред команде; и все это приводит к неудовлетворительным результатам.

И вот в условиях, когда все постоянно меняется и поведение людей трудно предсказать, приходит на помощь agile.

Agile: как это работает?

Agile предлагает разбить работу над проектом на короткие циклы и после завершения каждого из них обязательно использовать обратную связь с клиентом. Работа эта выстраивается так. Вы формируете список требований по проекту. Потом составляете перечень требований, которые нужно выполнить в ближайший спринт (короткий временной интервал, в течение которого команда выполняет заданный объем работы), и ставите цель спринта. Команда выполняет задачи и достигает цели. Вы обсуждаете результат с клиентом, а затем переходите к следующему циклу. Ведь так куда проще ориентироваться в незнакомой среде, подстраиваться под меняющиеся требования и справляться с последствиями непредсказуемости людей, будь то сотрудники или клиенты.

Организовать работу команды поможет приложение вроде Trello, Jira или Notion. Там вы создаете доску, на которой отображаются задачи команды. Доска делает видимым продвижение команды по проекту и динамику этого процесса.

Кстати, agile-трансформацию частично претерпела юридическая функция в Сбербанке. Об этом рассказал управляющий директор правового департамента Сбербанка Кирилл Заневский. Аgile-команды, в которые входят специалисты правового департамента и департамента IT-технологий, решают там задачи автоматизации. Эти команды занимаются подготовкой данных, разработкой моделей, поставкой сервисов и их соединением между собой. По правилам agile квартальная и годовая оценки формируются в целом для команды. У каждой команды есть жесткий KPI по срокам и эффективности – все меряется в деньгах. Недоработки и сверхрезультаты отдельных сотрудников также учитываются. Результаты влияют на их премиальный коэффициент. (Как проходила автоматизация правовой функции Сбербанка и что там делают роботы-юристы – читайте в материале «Как стать LegalTech-директором?»)

***

Откуда наш шеф-редактор узнала о прогрессивном agile – я не знаю, не спрашивала. Возможно, все дело в образовательном курсе «LegalTech-директор»®. В 2018-м она писала о нем: «На юридический рынок придут участники извне», «Legal tech без паники и хайпа», «Цифровая адвокатура как посредник между людьми и алгоритмами». А мы читали и верили, что за LegalTech будущее. Верили и начинали смелее смотреть на новое и непонятное. Что тут скажешь, LegalTech вдохновляет на перемены.

Но кто-то наверняка подумает, что все это лирика. Одним agile проблемы не решить. Если у вас нагрузки такие, что сотрудники не справляются, загляните сюда: «Технологии на службе у юристов».

Читайте также: