Вчера состоялась первая лекция программы повышения квалификации «LegalTech-директор», на которую я была приглашена в качестве слушателя.
Курс открыла первый проректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Елена Грачева, которая отметила, что запуск программы связан с желанием «готовить специалистов не вчерашнего, а завтрашнего дня». По ее мнению, роль юристов в мире, представление о котором под влиянием технического прогресса ежегодно меняется, чрезвычайно важна: возникновение новых субъектов правоотношений – например, беспилотных автомобилей – требует нового нормативного регулирования, ставит непривычные вызовы перед юристами. «И в зависимости от того, справимся мы с этими вызовами или нет, будет зависеть, окажемся мы впереди или будем плестись сзади [этого процесса]», – подчеркнула она.
Руководитель Института повышения квалификации Татьяна Докучаева, пожелав слушателям успехов, представила первого лектора, открывающего программу, – генерального директора «Инфотропик Медиа» Хольгера Цшайге.
Надо сказать, что Хольгер Цшайге для сопровождения лекции «Вовлечение в эволюцию legal tech. Последние тенденции и новации на западных рынках» подготовил презентацию из 219 слайдов. Лекция была разделена на три части – трансформация, технологии и жужжание – о чем спикер сообщил в самом начале занятия. Конечно, всех интересовала последняя часть, и, думаю, многие считали, что с нее и следовало бы начать, чтобы… не жужжало. Однако, к моему сожалению, к ней мы приблизились в самом конце – лектор дошел только до 164 слайда. Эта любопытнейшая часть была вынужденно перенесена в «домашнее задание» с возможностью для каждого слушателя обсудить ее в формате личного общения с лектором. Для организаторов курса, в частности руководителя программы Александра Трифонова, такой расклад, конечно, не может не нести определенных плюсов – всем, кого интересует «жужжание», придется записаться на следующий курс.
Несмотря на то что Хольгеру не удалось вместить в четыре часа всю лекцию о вовлечении в развитие legal tech, слушатели казались вполне вовлеченными. Думается, этому способствовали яркие и достаточно категоричные тезисы, которыми изобиловало его выступление. Александр Трифонов ближе к концу занятия «взвыл» на Facebook: «Слушатели не хотят расходиться, кто-нибудь придите к нам и выключите свет!»
Начиная выступление, спикер предупредил, что, конечно, по окончании этого курса вряд ли все слушатели станут legal tech-экспертами, но, по его словам, они уже впереди 90% юристов, поскольку осознали, что legal tech – данность, которую надо принять. И это знание, уверен он, дает каждому пришедшему на курс «фору на рынке труда».
Он повторил традиционную для всех legal tech-мероприятий «мантру» о том, что юристы в настоящее время делятся на две части: тех, кто считает, что пора уходить из профессии, потому что новые технологии ее убьют; и тех, кто уверен, что юристам ничего не грозит. «Но истина как всегда посередине», – традиционно же резюмировал лектор.
Он с сожалением отметил, что многие юристы ошибочно полагают, что технологический бум, который переживает мир, не коснется их отрасли. «Однако цифровая трансформация затрагивает исключительно всех, нравится вам это или нет», – подчеркнул лектор.
Хольгер Цшайге привел в пример несколько отраслей (туристический бизнес, телеком, музыкальный бизнес, медицина), которые прошли через технологическую трансформацию, в результате чего во многом, а иногда кардинально, изменили бизнес-подходы. По мнению лектора, есть только одна отрасль, которая осталась в стороне от этих процессов, – юридическая.
«При этом в юридическом бизнесе не наблюдается падение цен», – с удивлением констатировал он, отметив, что мировой рынок юридических услуг на сегодняшний день составляет 848 млрд долларов США.
Вместе с тем, согласно недавним американским исследованиям, средний американец готов потратить на адвоката только 250 долларов в год, «то есть он может позволить себе примерно 10 минут адвокатского времени». «Это неправильно, и это скоро изменится», – выразил уверенность лектор, пояснив, что юридические услуги должны стать доступными.
Несмотря на то что пока инвесторы и другие участники глобального рынка опасаются входить на юридический рынок, Хольгер Цшайге уверен, что скоро эти сомнения исчезнут: новые технологии демонстрируют новые возможности внедрения в этот рынок, а его размер не может не привлекать участников со стороны.
Три движущие силы нового времени – вызов «большее за меньшее», диджитализация и либерализация рынков – требуют от юристов нового подхода к предоставлению юридических услуг, считает он. Клиенты хотят получать услуги высокого качества за адекватные цены и при прогнозируемых затратах. Кроме того, они ждут и сервис соответствующего уровня. «Любое требование к супермаркету в скором времени распространится и на юристов, – считает эксперт. – А принятая в вашей сфере почасовая оплата в переводе на русский означает “сделаю, как получится”».
По его образному выражению, сегодня юристы, в частности адвокаты, оказывают услуги как шаманы. «Человек пришел к адвокату, о работе которого ничего не знает; обозначил проблему; адвокат ушел, что-то непонятное сделал; пришел и, ничего не объясняя, выдал решение; обозначил цену – клиент молча заплатил, – пояснил он. – Дальше такая модель работать не будет: люди хотят знать, как, что и сколько времени вы делаете».
При этом сами представители профессии, согласно статистическим исследованиям, не готовы к изменениям: 57% юристов признают, что их готовность к внедрению в деятельность инноваций можно охарактеризовать как низкую; оценка клиентов в этой части еще глобальнее – 90% из них указывают на тот же параметр, говоря об обслуживающих их юрфирмах.
Между тем Хольгер Цшайге сделал смелый прогноз, заметив, что, возможно, недалек тот момент, когда какой-то из интернет-гигантов (Google, Facebook, Amazon и т.д.), имеющих готовую платформу, откроет самую крупную юридическую фирму, собрав под своим началом десятки или сотни тысяч юристов. На примере Facebook он пояснил, что уже сейчас на площадке Цукерберга собрано колоссальное количество юристов, которые уже самостоятельно сформировали профессиональные группы для общения, создали массив знаний, который необходимо лишь собрать и систематизировать с помощью искусственного интеллекта. «У них есть все, чтобы испортить традиционным юристам сложившуюся картину на рынке юридических услуг», – уверен он.
Хольгер Цшайге считает, что юристам необходимо начинать думать в рамках бизнес-процессов – именно этого от них ждут клиенты, которые привыкли работать в такой парадигме: современный юрист должен не только знать право, но и уметь управлять проектами.
Он также уверен, что юристам стоит отказаться от своего «антропоцентрического подхода» к решению проблем клиентов. «Нужно понимать, что вашу работу может делать не только человек: простые юридические вопросы могут решать технологии, – пояснил он. – И вы будете рады такой трансформации юридического рынка, потому что это те проблемы клиентов, которыми вы не хотите заниматься, – рутинные, стандартные. Как только вы откроете для себя технологи, жизнь для вас станет приятнее!»
На примере сети полностью автоматизированных суши-баров в Японии он показал, как может развиваться рынок юридических услуг в будущем. Эта сеть, благодаря внедрению инноваций в процесс приготовления суши, предлагает свой продукт за цену в 100 раз меньшую, чем традиционные рестораны. При этом, по предположению лектора, вряд ли качество этих суши настолько же низкое, поскольку сеть процветает – то есть японцы, традиционно избалованные качественной едой, посещают заведения этой сети. Хольгер Цшайге уверен, что в скором времени юристы будут освобождены от проведения большей части стандартных консультаций – эту нишу займут те участники рынка, которые, благодаря инновационным подходам, могут оказать эту услугу за доступные для потребителей деньги. На рынке уже есть сервисы, предоставляющие подобные услуги: в частности, Pravoved.ru и разработанный ими робот Федор Нейронов, который дает бесплатные консультации в области защиты прав потребителей.
Треть лекции Хольгер Цшайге посвятил результатам исследования, целью которого являлось изучение изменения рынка legal tech в 2018 г. и готовности юридических департаментов в России к автоматизации процессов. Напомню, корреспондент «АГ» Оксана Оноприенко подготовила обзор этого исследования, обсудив с экспертами legal tech и адвокатами представленные цифры и тенденции. А через некоторое время и сам лектор опубликовал на нашем сайте свои размышления о российском рынке legal tech и об основных проблемах, препятствующих его развитию.
По словам Хольгера Цшайге, российские юридические департаменты – пока единственная группа потребителей технологий среди юристов, которая профессионально анализируется. Каждый год команда PwC Legal в преддверии конференции Moscow Legal Tech проводит опрос среди представителей этого сегмента рынка. За три года проведения исследования отчетливо обозначились положительная динамика и возможности для дальнейшей автоматизации работы юристов, считает он.
Здесь мне придется признаться, что половину лекции я была вынуждена провести в коридоре МГЮА в попытках получить информацию у различных ведомств о местонахождении иностранца, ищущего убежище в России, которого тем не менее высылают на родину. Историю об этом читайте в сегодняшнем материале корреспондента «АГ» Марины Нагорной.
Но Хольгер Цшайге любезно согласился коротко рассказать, что же было во второй части выступления:
«С удовольствием продолжаю. Уберечь иностранца от депортации к палачам – намного важнее, чем все технологии.
В продолжении своей лекции я рассказал о состоянии глобального рынка legal tech и его развитии в России. Считаю, что 2018 г. стал прорывным с точки зрения инвестиций в legal tech. Если в последние три года в эту сферу инвестировали в среднем до 400 млн долларов, то за первые 8 месяцев этого года совокупная сумма инвестиций достигла 2 млрд долларов. Только в американскую фирму LegalZoom, пионера legal tech, инвесторы вложили полмиллиарда долларов.
Я убежден, что технологии могут помочь юристам: повышением эффективности (увеличением прибыли) и созданием новых рынков (что, соответственно, приведет к увеличению доходов). Я продемонстрировал примеры конкретных продуктов основных категорий legal tech и коротко объяснил область их применения. Более детально слушателей ознакомят с продуктами и их возможностями коллеги из компаний-разработчиков этих продуктов.
Также я отметил, что первыми шагами во внедрении технологий в деятельность юристов являются анализ процессов и наведение порядка в них: необходимо для начала внедрить Legal Process Management, а уже затем тратить деньги на софт.
Но важно, что технологии не только позволяют сделать процессы эффективнее – они повышают уровень доступности для граждан отдельных видов услуг (на которые есть спрос, но нет адекватного предложения). Например, две платформы – “Европейская юридическая служба” и “Амулекс” – продают абонементы на юридическое обслуживание за очень скромные деньги. Без высокой степени стандартизации и автоматизации они давно ушли бы с рынка, а благодаря технологиям они умудряются получать прибыль.
Из части “жужжание” удалось рассказать только о блокчейне, и то галопом. Но я чувствую, что продолжение следует».