Директор по акселерации юридических технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин начал свою лекцию в рамках программы повышения квалификации «LegalTech-директор» с просьбы к слушателям представиться и рассказать, что их привело на этот курс. В основном присутствующие говорили о назревшей необходимости оптимизировать работу юридических департаментов и понять, какие технологии помогут автоматизировать часть процессов, поскольку объем работы с каждым годом увеличивается.
Интересно, что среди слушателей – а их порядка 30 – только один адвокат. Назвав свое имя, Дмитрий Урсин в шутку заметил, что является представителем самой консервативной части юридического сообщества, тем самым сделав отсылку к предыдущей лекции, которую прочел Хольгер Цшайге. В ходе той встречи генеральный директор «Инфотропик Медиа» обозначил этими словами адвокатуру, призывая в том числе ее представителей не бояться трансформации юридической профессии в контексте внедрения legal tech-технологий.
Переходя к лекции, Антон Пронин подчеркнул, что необходимо воспринимать legal tech без паники и хайпа.
Посыл «без паники» во многом повторял слова Хольгера Цшайге о том, что внедрение технологий в юридическую деятельность – лишь часть общей технологизации разных отраслей. «Технологии приходят в нашу жизнь и уходят из нее. Этого не остановить и ни к чему останавливать: они приходят не просто так, этот спрос диктуем мы сами, своим потреблением технологий», – уверен Антон Пронин.
Пояснение второго посыла – «без хайпа» – он начал со ссылки на последние громкие высказывания в прессе, авторы которых пророчили смерть профессии юриста. Антон Пронин уверен, что подобные заявления оказывают негативное влияние на распространение технологий. «Не разобравшись в преимуществах, которые дают технологии, люди начинают относиться к ним плохо», – объяснил он.
Начиная первую часть своей лекции, Антон Пронин заметил, что сейчас legal tech чаще всего воспринимают с точки зрения автоматизации. «Но невозможно автоматизировать хаос. Автоматизация всегда идет после организации существующих процессов, – объяснил он, с сожалением заметив, что не все это понимают. – Многие считают, что все вопросы решит внедренная программа, а лучше искусственный интеллект. Не дай бог…»
Антон Пронин рассказал о шести фундаментальных методиках, используемых в бизнесе для организации процессов. Он уверен, что они подходят для упорядочивания работы любой структуры, в том числе для юрфирм и юрдепартаментов.
Представитель «Сколково» подробно объяснил суть каждой из методик, и в ходе лекции его пояснения казались понятными и простыми. Но при подготовке заметки выяснилось, что все не очень понятно и далеко не просто, – у меня не было никакой уверенности в том, что я верно сопоставила обозначения методик с комментариями Антона Пронина. И даже интернет, который почти всегда выручает в подобных случаях, не только не помог, а еще больше запутал: методики настолько сильно перекликаются и покрываются частично друг другом, что понять, которая из них что именно «проповедует» в качестве главной идеи, не представлялось возможным. Пришлось обратиться к лектору за разъяснениями, который, кстати, совсем не удивился моей неудачной попытке разобраться. «Это нормально. В России всего несколько сотен людей, глубоко знакомых с этими методиками. Изучать и практиковать их дорого», – объяснил он.
Итак, благодаря отзывчивости Антона Пронина, у нас есть список основных методик.
LEAN – «Бережливое производство». Он рассказал о семи потерях в производственном процессе, которые эта методика помогает идентифицировать, а затем исключить из цепочки создания ценности. «Очень важно построить и понять цепочку создания ценности для вашего клиента. Как только вы ее построите – увидите, сколько ненужной чепухи вокруг нее скопилось», – пояснил лектор.
ITIL – библиотека лучших практик построения процессов в ИТ. «Что интересно в контексте юридического бизнеса – эта методика хорошо описывает, что такое сервис, дает параметры качества сервиса, рекомендует, как лучше строить процессы», – рассказал Антон Пронин, подчеркнув, что юридическая деятельность, по его мнению, – это сервис.
COBIT – методика, которая объясняет, каким образом сопоставлять цели процессов в ИТ с целями бизнеса. «К сожалению, департаменты часто преследуют свои цели, которые не всегда связаны с целями компании, и не учитывают цели смежных департаментов. Создать общий каскад целей, связанных друг с другом, и вложить их в головы сотрудников – это сложно, но цели верхнего уровня у всех должны быть едиными», – уверен лектор.
BCM – управление непрерывностью бизнеса. По мнению Антона Пронина, в этой методике очень полезны такие понятия, как жизненно важные функции (Vital Business Functions). «В вашей деятельности есть ключевые процессы, которые жизненно важны, – они необходимы для того, чтобы бизнес существовал. Остальные процессы вспомогательные. Если брать крупную промышленную компанию, то все вспомогательные процессы – это HR, бухгалтерия, логистика, то есть те сервисы, которые потенциально можно вынести на аутсорс, так как они не участвуют напрямую в создании продукта, – пояснил он. – Юрслужбу часто относят к вспомогательным процессам, но мой анализ показал, что часть юридической деятельности все-таки включена в цепочку создания ценности, потому что юристы должны закрывать юридические риски, которые транспонируются на экономические риски».
BPM – методика управления процессами. «Полезная методика – построение карты процессов, в которой выделяются ключевые, жизненно важные и вспомогательные процессы, производится оценка влияния этих процессов друг на друга», – отметил Антон Пронин, пояснив, что картографирование помогает организовать устойчивость, непрерывность процессов через разработку моделей реагирования на различные обстоятельства, которые часто кажутся непредсказуемыми.
PMbok – свод знаний по управлению проектами. Лектор отметил, что в юридической деятельности эту методику называют Legal project management.
По мнению Антона Пронина, в скором времени услуги на организацию деятельности станут востребованы и в юридической сфере. «На картографирование всего процесса уходит месяц-два – это очень затратная процедура, требующая вовлечения людей, которые находятся как внутри этого процесса, так и вне, – методологов. В связи с этим я думаю, что Law Engineering как практика будет активно развиваться», – объяснил он, заметив, что базовые принципы указанных им методик прослеживаются, например, в Legal Operarions-моделях.
Половину лекции Антон Пронин посвятил объяснению слушателям того, что такое «стартап». Пояснив, что ключевая цель любого стартапа – коммерциализация, он призвал слушателей не забывать о том, что внедряемый продукт, даже на уровне юридического департамента, должен решать какую-либо проблему.
В списке текущих потребностей рынка, в частности, значатся анализ и обработка информации, автоматическое распознавание и выделение информационных объектов, анализ рисков в договорах, автоматизированная проверка требований законодательств, категоризация документов и предварительная экспертиза, определение подлинности цифровых документов и фотографий, биометрическая идентификация и защита от цифрового мошенничества.
Бонусом для слушателей стала схема целевых сегментов юридического рынка и уровня их технологизации. Основной вывод при взгляде на эту схему: рынок B2C практически не занят. По мнению Антона Пронина, причина в том, что граждане не готовы платить за юридические услуги. «Сейчас эту сферу старается покрывать государство в лице Фонда социального страхования, Минюста: они создают социально-юридические порталы, чтобы граждане могли пользоваться юридическими сервисами», – объяснил он.
Лектор отметил, что еще одной ключевой задачей сейчас является выявление спроса на рынке legal tech, который повлечет за собой внедрение инноваций и инвестиции. «Мы не всегда понимаем суть юридической проблемы, поэтому не всегда способны сформулировать, какое решение мы ждем от рынка, – пояснил он. – Сейчас, например, с помощью чат-ботов пытаются настроить переводчик с юридического на нормальный и обратно, чтобы люди могли разговаривать с юристами не с целью унижения себя, а для того, чтобы решить проблемы».
Между тем, по словам Антона Пронина, действующее законодательство не готово к внедрению технологий. Он привел в пример спор между «ВКонтакте» и компанией Double Data о нарушении исключительных смежных прав на содержимое базы данных соцсети.
Напомню, в январе 2017 г. социальная сеть «ВКонтакте» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к компании Double Data и Национальному бюро кредитных историй о признании их действий по извлечению и последующему использованию информации из базы данных пользователей соцсети нарушением исключительного права истца как изготовителя такой базы. Поводом для обращения в суд послужило то, что НБКИ использовало разработанные Double Data технологии для предоставления банкам сведений о кредитоспособности заемщиков на основании данных, опубликованных ими в соцсетях. Спор дошел до Суда по интеллектуальным правам, который отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение, не разрешив основные вопросы спора.
Антон Пронин подчеркнул, что необходимо скорейшее развитие законодательства, которое позволит применять технологии. «Юристы хотят изучать и использовать в своей работе технологии, роботов, но я объясняю им, что у них сейчас огромный пласт работы – изучить законодательные барьеры и пробелы, найти возможности для их преодоления и восполнения, чтобы в итоге создать необходимое правовое поле для внедрения технологий, поскольку сейчас многие инновации невозможно использовать из-за отсутствия соответствующего регулирования. Задача юристов – “засунуть инновации и всю четвертую промышленную революцию в правовое поле”», – уверен он.
Лектор рассказал, что при Фонде «Сколково» существует Центр компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики, в рамках деятельности которого за прошлый год было сформировано более 250 предложений и поправок в нормативно-правовые акты, которые являются барьером для внедрения новейших технологий. «Но печально, что сейчас этим больше занимается бизнес, который устал ждать законодателей и юристов. В рабочих группах Центра преимущественно именно представители бизнеса, а не юридического сообщества, – посетовал он. – Непонятно, в чем проблема: нехватка кадров или нехватка желания?»
Несмотря на пессимизм в части развития законодательного регулирования, Антон Пронин рассказал, что через «Сколково» ежегодно проходит тысячи стартапов. «99,9 процентов всех идей, с которыми приходят стартапы, – красивые кальки: все фактически уже придумано, – отметил он. – Это хорошо, потому что чаще всего можно посмотреть на ошибки, которые сделали другие компании, и учесть их». При этом среди «стартаперов» много людей, которые создают проекты по наитию.
«Это не означает, что они не умеют этого делать или делают это неправильно: чаще всего получается вполне себе эффективно и прибыльно, поэтому основной мой посыл – пробуйте, ошибайтесь и снова пробуйте», – напутствовал лектор слушателей. Он также посоветовал изучать смежные практики, современные технологии: «Диверсифицируйте свою профессию: нет и уже не будет монопрофессий, поэтому расширяйте свои знания в рамках нескольких областей».