Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Детские игры о преступлениях и наказаниях

«Ну, мааам, отстань», «Пап, хватит!» – подростки не любят, когда их учат жизни. Адвокаты рассказали, как нравоучения превратить в домашнее веселье

Детские игры о преступлениях и наказаниях

Игра «Правда или вымысел»

Юлия Дубинина, председатель Коллегии адвокатов № 1 г. Тулы:

Никто не любит нравоучения, и подростки не исключение. Но уже с 14 лет за некоторые преступления наступает уголовная ответственность – они перечислены в ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). И хотя в этом возрасте наши дети еще сущие дети, перед законом они отвечают, как взрослые.

«Давай поиграем в “Правду или вымысел”» – так можно начать разговор с подростком об ответственности за действия, которые многим кажутся безобидными.

Представь, что ты нашел на улице банковскую карту. Лежит себе, валяется. Если с ничейной карты снять деньги или расплатиться ею в магазине, могут посадить в тюрьму. Правда это или вымысел?

И если нашел, к примеру, сотовый телефон – тоже тюрьма. Ну что, веришь? Твоя версия?

А ведь так и правда может быть. Сейчас докажу.

Кражей называется тайное хищение чужого имущества – так сказано в ст. 158 УК РФ. Хищение – это когда забираешь себе вещь, которая тебе не принадлежит, втайне от владельца. А у карты и телефона явно есть владелец. Это же не яблоко, которое упало с дерева.

Кстати, даже у яблока может быть владелец – это хозяин яблони. Но за чужой фрукт ответственность не наступит. Он почти ничего не стоит, ущерб владельца будет малозначительный, поэтому яблоко закон прощает.

А вот телефон чего-то стоит. И снятые или потраченные деньги тоже.

Получается, человек находит что-то ценное. Он знает, что у вещи есть хозяин, и все равно забирает ее себе. А значит, ворует.

Я тебя еще больше сейчас удивлю.

Допустим, снял человек с чужой карты каких-то 3000 руб. Но наказание будет таким, как если бы он украл дорогую вещь. Ту, что стоит 300 000 руб. или даже больше. Это не то же самое, что забрать себе кошелек с теми же 3000 руб. А все потому, что хищение денег с банковского счета представляет особую опасность.

Выходит, один человек снял с карты 3000 руб., а другой украл в 100 раз больше – вещь стоимостью 300 000 руб., но наказание обоим назначат по ч. 3 ст. 158 УК РФ – до 6 лет лишения свободы.

Как о чужой карте узнают? Да очень просто. В банкоматах и магазинах установлены камеры, они фиксируют лица. Твоя фотография есть в базе данных полиции – ты же отдавал фото на паспорт. А в паспортном столе знают и о твоей прописке, и о родителях.

С телефоном еще проще. У каждого аппарата есть IMEI-номер, по которому можно узнать все: где телефон находится, какая сим-карта в него вставлена, на какие номера с него звонили.

Ну и как же нужно поступить, если ты нашел карту или телефон?

Карту можно сдать в любое отделение банка – ее заблокируют и уведомят владельца. А телефон лучше совсем не трогать – наверняка его уже ищет хозяин.

Игра «Холодно – горячо»

Валерия Геворкян, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы:

Попробуйте сыграть с подростком в «Холодно – горячо».

Лежит на столике в кафе или на улице чужой телефон. А может, кошелек. Брать или не брать? Пусть ребенок предложит варианты, а вы оцените их на «теплоту».

«Взять телефон себе, пока никто не видит» – холодно. «Схватить его и отправиться на поиски хозяина» – холодно. «Стоять у столика с находкой и кричать во все горло “телефооон, чей телефооон!”» – теплее. «Сказать взрослым, что кто-то потерял телефон, но не брать его» – еще теплее. Только кому сказать?

Правильный ответ: не трогай чужую вещь руками. Даже если почти уверен, что ее забыл Вася-Коля-Саша. Сообщи о находке менеджеру, если вещь оставили в кафе или кино. Предупреди полицейского, если нашел ее на улице или вокзале. А Васе-Коле-Саше лучше позвонить. (Какой смысл звонить на забытый сотовый? Ну, ты ж наверняка придумаешь, как еще связаться с другом.)

После игры с ребенком можно обсудить нынешние тенденции.

Если с Васей-Колей-Сашей вышла ошибка и владелец вещи успел обратиться с заявлением в полицию, пока находка «ночевала» у вас дома, – возбуждается уголовное дело по ст. 158 УК РФ («Кража»).

Дальше еще интереснее: является ли ущерб значительным – определяет потерпевший. И нет сомнений, что ничего дороже айфона с разбитым стеклом у него не будет. А «кража с причинением значительного ущерба гражданину» – это уже ч. 2 ст. 158 УК РФ. Максимальное наказание за такое преступление – лишение свободы на срок до 5 лет. В то время как за обычную кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ предусмотрен меньший срок – 2 года.

Конечно, дело может быть прекращено на стадии следствия. Но практика такая, что следователи упорно видят состав преступления и передают дело в суд. Да, можно отстоять свое доброе имя в суде. Но можно и не отстоять.

Да и что значит для порядочного человека пройти через все это, даже если впереди хороший финал...

(О краже по случайности читайте в материалах «Как не стать преступником?» и «Рассчитался чужой найденной картой – придется ли отвечать?». А в материале «Задержали и обвиняют в преступлении – вспомните о трех базовых правах» можно почитать о том, как молодого человека обвинили в краже, хотя он был в 40 км от места преступления.)

Настольные и компьютерные игры, развивающие конкурсы

Светлана Осипова, партнер Osipov Legal:

Сегодня в школах преподают основы права, проводят правовые олимпиады, конкурсы и конференции. И все же правовое просвещение в семье куда важнее. Даже ребенок законопослушных родителей может совершить преступление по незнанию или чтобы выразить протест. Как это предотвратить?

Настолки. Используйте настольные игры для ненавязчивого обучения детей основам права. В нашей правовой семье любимая детективная игра – «Клуэдо». Ее участники расследуют убийство. Нужно выяснить, кто, каким оружием и в какой комнате совершил преступление – в духе детективных историй Агаты Кристи. Эта игра развивает логику и учит обращать внимание на детали.

Компьютерные игры. Можно сделать полезным времяпрепровождение за компьютером. Сейчас много подходящих стратегий, симуляторов и ролевых игр. Например, игрок поступает на службу в полицию, должен изучить законы, сдать экзамены и предотвратить преступления. Либо он поступает на государственную службу, поднимается по карьерной лестнице, учится управлять городом и т.п.

Конкурсы. Разобраться в различных отраслях права детей мотивируют многочисленные онлайн-конкурсы. В одиночку ребенку может быть сложно подготовиться и получить заветный приз, а с помощью родителя-наставника все получается.

В развивающие конкурсы и акции дошкольников, школьников и их родителей вовлекают организаторы проекта «Мир возможностей», который реализуется при поддержке Минпросвещения России.

В этом году мы с сыном приняли участие в конкурсе «Лидер». Мероприятие проводилось для формирования у детей ответственного отношения к цифровой среде. Они учились распознавать в Интернете обман мошенников и иные угрозы. Главным призом для победителей конкурса стала путевка в МДЦ «Артек».

Обсуждение судебных процессов. Мы советуемся со старшим ребенком, когда рассказываем ему о правовых проблемах, с которыми к нам обращаются клиенты. Конечно, мы не раскрываем конфиденциальную информацию, но рабочие ситуации обсуждаем. Это заставляет ребенка думать, анализировать. Так он чувствует себя взрослым, способным дать грамотный совет.

В общем, чтобы правовое просвещение детей в домашних условиях было эффективным, нужно идти в ногу со временем и предлагать подросткам тот формат, который им интересен.

Захватывающая история

Вячеслав Денисов, адвокат Адвокатской палаты Новосибирской области:

Говорят, в школе завелась шайка пацанов, которые требуют деньги с учеников младших классов? Говорят, ты в этой шайке? Нет? И хорошо, потому что вымогательство – это преступление. Что за него полагается ­– сказано в ст. 163 Уголовного кодекса РФ: вымогателя могут посадить в тюрьму аж на 4 года.

Но я расскажу тебе историю о другом наказании за такое преступление. Это история о проклятом ацтекском золоте.

Однажды ацтеки собрали 663 золотые монеты и принесли их в подарок колонизатору Кортесу. Они надеялись, что богатство защитит их от его алчности и насилия. Но вид добычи только разжег жадность Кортеса. Он потребовал принести еще, а в случае отказа пообещал спалить деревни ацтеков и убить много людей.

Тогда ацтеки прокляли это золото именами своих богов. Кортес и его подручные стали бессмертными, чтобы навеки погрузиться в муки. Они тратили похищенные деньги на вкусную еду и развлечения, но вымогателей не радовали застолья и веселые зрелища. Чтобы избавиться от проклятья за вымогательство, они должны вернуть все золотые монеты и пролить кровь каждого, кто взял хоть одну.

Так вымогательство действует и на других: человек становится богаче, но со временем перестает ощущать радости жизни. И даже тюрьма не спасет виновного от кары.

Хочешь мятую шляпу, ржавую шпагу и навсегда утратить вкус чипсов и колы? Нет? Тогда не бери чужого.

(Как молодых людей привлекают к уголовной ответственности за интернет-мошенничество и фасовку наркотиков, могут ли наказать за причинение вреда здоровью при самообороне и неправильное оказание первой помощи – читайте в статье «Случайные преступления законопослушных россиян».)

Игра «В суде»

Ольга Чучумаева, юрист:

Для организации и проведения игры нужна помощь практикующего юриста или адвоката.

Я расскажу об интерактивной игре «Судебное заседание по лишению родительских прав», которую провела для учеников 10–11-х классов с правовым уклоном обучения. За основу мы взяли реальную правовую ситуацию.

Предварительная подготовка

Дети заранее получают роли основных участников судебного процесса: секретаря суда, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, психолога, истца, ответчика, представителей истца и ответчика, свидетелей. Судьей становится родитель, преподаватель или юрист, поскольку он направляет и координирует игру.

До начала игры «истец» составляет исковое заявление, «ответчик» – возражения на иск, а «секретарь» оформляет иск в виде судебного дела. «Представители истца и ответчика» готовят речи для судебных прений. «Свидетели» отвечают за доказательства для поддержки позиции истца или ответчика. «Прокурор», «представитель органа опеки и попечительства» и «психолог» готовят заключения по делу.

Роли

Истец – мать ребенка. Она устала от конфликтов в семье и пришла в суд за справедливостью. Уверена, что муж позволяет себе злоупотребления, которые являются поводом для лишения его родительских прав.

Ответчик – отец ребенка. Он явился в суд, чтобы отстоять свои родительские права.

Прокурор внимательно всех слушает и озвучивает заключение по делу. Он высказывает свою позицию: нужно ли лишить отца родительских прав.

Представитель органа опеки и попечительства поддерживает интересы ребенка.

Психолог объясняет, как сказывается на развитии ребенка конфликт родителей, вредит ли ему общение с отцом (возможно, мать наговаривает и свои обиды передает ребенку).

Представитель истца (адвокат) получает слово после оглашения искового заявления и может вступить в дискуссию с ответчиком и его представителем. Затем адвокат участвует в прениях – поддерживает исковые требования.

Представитель ответчика получает слово после объяснений представителя истца и может вступить в дискуссию с ним и истцом. Затем он участвует в прениях – поддерживает возражения на иск.

Свидетели со стороны истца представляют доказательства, подтверждающие правоту истца.

Свидетели со стороны ответчика подтверждают наличие конфликта между истцом и ответчиком, рассказывают о положительных качествах и примерном поведении ответчика.

Судья ведет судебный процесс, регламентирует время выступлений и прекращает дискуссии, не имеющие отношения к делу.

Ход игры

Рассмотрение дела начинается докладом судьи – он зачитывает исковое заявление и оглашает возражения.

Затем судья заслушивает объяснения истца и его представителя, ответчика и его представителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, психолога. Судья задает участникам вопросы, как и они друг другу. Допрашиваются свидетели.

Разбирательство продолжается судебными прениями – прокурор, представитель органа опеки и попечительства, истец, ответчик и их представители выступают с речами, которые должны повлиять на решение суда.

После прений судья объявляет решение.

***

В основу игры может быть положена любая правовая ситуация. Список ролей можно расширить, например добавить туда помощника судьи, третьих лиц, журналиста.


Фото: фотобанк Freepik/@freepik

Читайте также: