От «горячих» предложений продавца – к жарким спорам с покупателями

Распродажа, ликвидация, заманчивая акция... Успели купить товар по выгодной цене, но он не подошел? Вы можете вернуть покупку продавцу и забрать потраченные деньги. А что делать, если продавец отказался их отдавать?

От «горячих» предложений продавца – к жарким спорам с покупателями

Магазины могут использовать любые маркетинговые уловки – распродажа, ликвидация, акция. Но при этом каждый магазин в нашей стране обязан соблюдать российские законы, в том числе Закон о защите прав потребителей.

В этой статье мы рассмотрим ситуацию, в которой оказалась читательница «АГ»:

«Я приобрела одежду в интернет-магазине. Оплата была осуществлена переводом средств на карту физлица, указанного продавцом, но чек мне не прислали. Предварительно меня уведомили о том, что проходит ликвидация и вещь нельзя будет вернуть после покупки.

В итоге вещь не подошла мне по размеру. Я обратилась в магазин с просьбой принять товар и вернуть деньги или произвести его замену, но мне отказали, ссылаясь на скриншоты переписки, в которой они сообщили о ликвидации и о том, что я заключила с ними договор публичной оферты.

Подскажите, правомерны ли действия магазина?»

7 дней потребителю – на возврат товара в интернет-магазин, 10 дней продавцу – на возврат денег покупателю

Договор розничной купли-продажи может быть заключен дистанционным способом на основании удаленного ознакомления потребителя с предложенным продавцом товаром и его описанием (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи.

В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена, помимо прочего, информация о порядке и сроках возврата покупки. Срок для отказа от товара после его передачи потребителю не может составлять менее 7 дней. А вот больший срок для возврата может быть установлен продавцом и доведен до сведения потребителя. При этом если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент его доставки, то потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки товара. При этом отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.

Кроме того, в п. 24 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи1 указано, что оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности вернуть потребителю уплаченную сумму при возврате товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

В случае отказа потребителя от товара продавец обязан вернуть ему деньги, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

У офлайн-магазинов свои правила: не обменяли товар – 3 дня на возврат покупателю уплаченной суммы

К недистанционным способам продажи применяется ст. 25 Закона о защите прав потребителей. Так, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Сделать это можно в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ. Отсутствие у потребителя такого документа или чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Требование о возврате денег подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата товара.

Таким образом, если одежда не подошла по размеру, цвету или фасону и в наличии у продавца в день предъявления требования о замене нет необходимого товара, то покупатель вправе потребовать возврата денежных средств. Деньги должны быть возвращены независимо от того, что продавец написал в договоре. Ни один пункт договора не может противоречить действующему законодательству.

Продавца придется проучить

Читательнице «АГ» следует обратиться с письменной претензией к продавцу. В нее нужно включить требования о направлении в адрес покупателя электронного кассового чека и о возврате денежных средств.

В случае если претензия не будет удовлетворена, можно обратиться через интернет-приемную в налоговый орган с письменной жалобой, так как весьма сомнительным образом была произведена плата за товар. Налоговый орган не поможет вернуть деньги, но проведет проверку относительно законности способа оплаты товара и невыдачи покупателю кассового чека. Это позволит «проучить» непорядочного продавца.

А для возврата денежных средств, если продавец отказывается отдать их добровольно, придется обратиться с иском в суд. В числе прочих советую изложить требования о взыскании штрафа за неудовлетворение претензии в досудебном порядке и компенсации морального вреда.


1 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Читайте также: