Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Споры российских покупателей и иностранных продавцов

Иностранные компании объявляют о прекращении своей деятельности и уходе с российского рынка из-за антироссийских санкций. Как покупателю защитить свои права, если товар оказался некачественным или иностранный продавец его так и не доставил?

Споры российских покупателей и иностранных продавцов

Международная торговля не только существенно расширяет возможности потребителей, но и порождает трудности. Часто они возникают при попытке человека защитить свои права после приобретения товаров за рубежом и связаны с удаленностью продавца. Законодательство РФ позволяет гражданам обращаться в российский суд с исками к иностранным компаниям. Вот только исполнение решения суда на территории иностранного государства может стать проблемой.

Рассмотрим ситуацию, в которой оказалась читательница «АГ»: она заказала во французском интернет-магазине товар. Продавец через свой сайт заказ и оплату принял, что им не оспаривалось. Но товар в Россию он так и не выслал. Сначала сослался на его отсутствие, а затем вовсе перестал реагировать на обращение российского покупателя. Женщина спрашивает, как защитить свои права.

Как потребителю отстоять свои права в споре с иностранным продавцом?

1. Прежде всего нужно выяснить, имеется ли у интернет-магазина на территории РФ: юридическое лицо, филиал, представительство, офис, имущество и т.п.

2. Если иностранная компания или ее подразделения в России не присутствуют, следует изучить сайт интернет-магазина на предмет ориентированности его на российских покупателей. Ранее Роспотребнадзор перечислил критерии направленности деятельности иностранного продавца на территорию РФ:

  • продавец (исполнитель) использует русскоязычную версию интернет-сайта, один из его языков является русским или из содержания сайта следует, что информация о товарах (услугах) предназначена для потребителей, владеющих русским языком или языком народов Российской Федерации;
  • продавец (исполнитель) использует доменное имя сайта, связанное с Россией или субъектом РФ (.ru, .рф, .su, .москва, moscow и т.п.);
  • обеспечена возможность осуществления расчетов в российских рублях или с использованием платежных инструментов, доступных только российским потребителям;
  • эквайринг продавца (исполнителя) осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией;
  • предусмотрена возможность исполнения на территории РФ заключенного на сайте продавца (исполнителя) договора (доставка товара, оказание услуги или пользование цифровым контентом на территории России);
  • размещена реклама на русском языке, отсылающая к сайту продавца;
  • имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг) с российским потребителем.

3. При наличии вышеуказанных признаков потребитель из России вправе обратиться для защиты своих прав в российский суд, руководствуясь положениями ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ. В случае отсутствия перечисленных признаков российский потребитель будет вынужден обращаться в иностранный суд по месту нахождения компании – владельца сайта, на котором был приобретен товар.

Вернемся к нашему примеру. При анализе содержания сайта французского интернет-магазина не было выявлено признаков, свидетельствующих о том, что у него на территории РФ есть структурные подразделения или что его деятельность направлена на российских потребителей. Покупателю придется обращаться с иском в суд Франции. Но это будет затратно: судебные расходы значительно превысят стоимость товара.

Как быть, если защита прав в иностранном суде окажется для потребителя убыточной?

Во Франции органом, схожим с Роспотребнадзором, является DGCCRF (La direction generale da la Concurrence, de la Consommation et de la repression des frauds) – Главное управление по конкуренции, делам потребителей и предотвращению мошенничества. Целесообразно обратиться в этот орган за разъяснениями о том, как спор с продавцом может быть урегулирован, в том числе во внесудебном порядке.

Также можно обратиться за консультацией в Ассоциацию потребителей Франции (Les Association des consommateurs). Эта структура оказывает помощь потребителям при разрешении споров с продавцами на территории Франции.

Что делать потребителю, если иностранная компания прекратила деятельность на территории РФ?

Большинство иностранных компаний, покидающих российский рынок, были зарегистрированы на территории РФ в той или иной юридической форме. Имели дочерние компании или филиалы, представительства. Эти структуры не могут быть ликвидированы мгновенно даже в связи с прекращением торговой и производственной деятельности.

Например, для ликвидации российской компании в форме ООО, без большого количества активов и работников, при отсутствии задолженностей перед бюджетом и контрагентами, потребуется минимум 3–4 месяца. И то при условии, что все необходимые действия будут осуществляться оперативно и безошибочно. Для крупной дочерней компании с иностранным участником, большим штатом сотрудников и значительными товарными или производственными активами срок ликвидации может значительно увеличиться. Приостановив деятельность на территории России, такого рода компания юридически не исчезает до тех пор, пока в Единый государственный реестр юрлиц не будет внесена запись о ее ликвидации. До этого момента все требования потребителей компания должна рассматривать. Находится ли она в стадии ликвидации, можно узнать с помощью открытого сервиса на сайте ФНС России.

Читайте также
Какой суд разрешит спор российского потребителя и иностранной компании?
Как часто вы покупаете товары и авиабилеты, бронируете отели и автомобили через сайты иностранных компаний? Случается такое? Тогда лучше сразу разобраться, куда жаловаться, если товар или услуга окажутся некачественными
19 марта 2021 Советы

Предположим, что иностранная компания, ранее действовавшая в России, упразднила свой офис, устранила все признаки своего присутствия на территории РФ и не ведет интернет-активность, направленную на российский товарный рынок. Можно полагать, что потребитель для защиты своих прав вправе будет обратиться в российский суд, если товар был приобретен в период присутствия иностранной компании на российском рынке. Исполнение решения будет осуществляться уже на территории иностранного государства.

Представим и такую ситуацию: иностранная компания действовала на российском рынке через свою ликвидированную дочернюю компанию, которая была создана и зарегистрирована в России. Тогда у потребителя сохраняется право на обращение с претензиями к изготовителю товара, если такой товар производился другой компанией, а также к иной уполномоченной организации, указанной продавцом. Полагаем, в этом случает отстаивать свои права потребитель сможет в российском суде.

Вероятно, в других случаях после ликвидации компании российский потребитель уже не сможет предъявить претензии продавцу.

Будет ли исполнено решение российского суда на территории иностранного государства?

Получение решения российского суда в отношении иностранной компании не ведет к его немедленному исполнению. Потребителю нужно будет позаботиться о признании решения на территории иностранного государства. Это возможно на основании заключенного между Правительством РФ и правительством иностранного государства соглашения, регулирующего признание решений судов одного государства на территории другого. Как правило, процедура признания решения российского суда осуществляется через соответствующий иностранный суд в порядке, установленном иностранным законодательством.

Однако соглашения о признании решений российских судов с конкретным иностранным государством у России может и не быть (например, не заключено такого рода соглашение с Германией). Тогда исполнение решения российского суда на территории этого иностранного государства скорее будет невозможно. Впрочем, в некоторых случаях иностранный суд признает решение российского суда исходя из принципа взаимности, т.е. когда российские суды признают решения судов такого иностранного государства.

***

Дополнительно потребителям рекомендуется ознакомиться с последними разъяснениями Роспотребнадзора: информация от 12 марта 2022 г. «Что нужно и важно знать потребителю в ситуации, когда иностранные компании объявляют о прекращении своей деятельности и уходе с потребительского рынка Российской Федерации» и информация от 11 марта 2022 г. «Вниманию потребителя: кому предъявить претензию по технически сложному товару (телефон, бытовая техника) ненадлежащего качества и возврату денежных средств, если продавец прекратил деятельность».


Читайте также: