Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Право покупателя на перевозку некачественного товара в магазин за счет продавца

Может ли покупатель вернуть бракованный товар продавцу и потребовать возмещения расходов на его доставку в магазин? И если товар покупатель так и не получил, может ли он требовать выплаты неустойки и сколько времени дается продавцу на возврат денег?

Право покупателя на перевозку некачественного товара в магазин за счет продавца

Возврат денег за оплаченный, но не переданный покупателю товар

«Мы заказали и оплатили стулья. Их должны были привезти в течение 45 дней. Но по истечении срока выяснилось, что товар снят с производства. Когда продавец обязан вернуть денежные средства?»

Продавец нарушил срок передачи товара, так что вы имеете полное право потребовать возврата денег (п. 3 ст. 487 Гражданского кодекса).

Также потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара (п. 2 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП)).

Кроме того, в такой ситуации продавец обязан выплатить потребителю неустойку в размере 0,5% стоимости товара за каждый день просрочки. Неустойка взыскивается со дня, когда передача товара должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или удовлетворения его требования о возврате предварительно уплаченной им суммы. При этом сумма неустойки не может превышать сумму предварительной оплаты товара (п. 3 ст. 23.1 ЗоЗПП).

Требование потребителя о возврате уплаченной за товар суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления данного требования. На это указывают ст. 22 и п. 4 ст. 23.1 ЗоЗПП.

Возврат денег покупателю за доставку крупногабаритного некачественного товара продавцу

«Купил посудомойку через Интернет, но она оказалась бракованной. Оформил заявку на возврат. Деньги через 10 дней вернули, только без стоимости доставки. Прошел месяц, однако товар продавец до сих пор не забрал. В какие сроки он должен это сделать? Вернут ли мне деньги, если я оплачу самостоятельную доставку товара? И вправе ли я требовать компенсацию за хранение у себя этой огромной коробки или можно ее утилизировать?»

Срок, в течение которого продавец должен забрать некачественный товар у потребителя, а также право потребителя по истечении этого срока утилизировать товар закон не устанавливает. Здесь целесообразно ознакомиться с правилами возврата товара, установленными продавцом, и условиями договора (оферты), который вы заключили при покупке.

Вместе с тем Закон о защите прав потребителей (далее – ЗоЗПП) позволяет покупателю вернуть товар в магазин за счет продавца.

Так, последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями ст. 18–24 ЗоЗПП. Об этом говорится в п. 5 ст. 26.1 ЗоЗПП.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе (п. 1 ст. 18 ЗоЗПП):

  • потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Из вышесказанного следует, что вы можете самостоятельно осуществить доставку некачественного товара продавцу и потребовать возмещения своих расходов. Сделать это продавец обязан в течение 10 дней со дня предъявления данного требования (ст. 22 ЗоЗПП).

Иногда суды в подобных случаях ссылаются на п. 7 ст. 18 ЗоЗПП. В этом пункте сказано, что доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и возврат товара могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить ему расходы, связанные с доставкой и возвратом товара.

Например, в одном из дел суд указал: «Доводы о несогласии с возложением на ответчика (продавца) бремени вывоза некачественного товара основаны на неверном толковании закона, согласно которому вывоз некачественного крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг осуществляются силами и за счет продавца (п. 7 ст. 18 Закона № 2300-1)» (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 г. № 88-4981/2021 по делу № 2-323/2020).

В другом деле суд указал: то, что истец (потребитель) не возвратил некачественный крупногабаритный товар ответчику (продавцу), не свидетельствует о нарушении истцом порядка возврата товара. При этом суд сослался на ч. 7 ст. 18 ЗоЗПП и далее отметил: «...указание на то, что ответчик требовал от истца возврата товара, в силу вышеуказанной нормы не основано на законе и, кроме того, опровергается установленными по делу обстоятельствами, из которых следует, что именно истец просил ответчика забрать с его строительной площадки некачественный товар» (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2019 г. № 88-1543/2019). Из вывода суда усматривается следующее: ссылка продавца на то, что некачественный товар потребитель должен был доставить самостоятельно, не соответствует положениям п. 7 ст. 18 ЗоЗПП.

Представляется, что продавцу выгоднее вывезти крупногабаритный товар силами своей службы доставки, чем компенсировать расходы потребителя на его перевозку. При этом требование компенсации за хранение некачественного товара до момента вывоза его продавцом потребитель может предъявить лишь в том случае, если у него возникли убытки, например расходы на хранение товара. Но убытки необходимо будет подтвердить документально.

(Ответы на другие вопросы покупателей вы найдете в подборках материалов «Защита прав покупателей», «Как вернуть деньги за что угодно», «Пособие по возврату автомобиля в салон».)

Читайте также: