А если бы у нас ввели режим ЧС?

Многие жалуются, что режим повышенной готовности не позволяет рассчитывать на социальную помощь, а введенные запреты нарушают конституционные права граждан. В интернете звучат призывы о введении режима ЧС на всей территории страны. Но улучшит ли это положение граждан и бизнеса?

А если бы у нас ввели режим ЧС?

28 апреля Владимир Путин объявил о продлении «нерабочих дней» до 11 мая. В стране продолжает действовать режим повышенной готовности. Из-за применения вынужденных ограничений населению и бизнесу с каждым днем все труднее держаться на плаву, несмотря на вводимые меры поддержки. Ситуация усложняется тем, что механизм реализации господдержки на практике часто не работает. Многие ожидают введения режима чрезвычайной ситуации в надежде на дополнительную социальную помощь. И формальные признаки для этого имеются. Но улучшит ли ситуацию режим ЧС? Давайте разбираться.

В чем разница между режимом повышенной готовности и режимом чрезвычайной ситуации?

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или распространения заболевания, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде1.

Для защиты населения и окружающей среды от подобных последствий созданы органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС). Они могут функционировать: а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС.

То есть действующий сегодня на территории практически всех субъектов РФ режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся идентично: при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов. Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.

Какие ограничения могут вводиться при режиме повышенной готовности и режиме ЧС?

Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности2. Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан3.

Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.

Правительство РФ и органы власти субъектов могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями дополнительные ограничения и правила поведения с учетом особенностей чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения. Несложно предположить, что если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то может быть введен режим ЧС, и тогда станут применяться более суровые ограничительные меры.

В каком случае власти должны ввести режим ЧС?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС4.

  • Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
  • Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
  • Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
  • Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.

Согласно статистике за 30 апреля, в России зафиксировано 106 498 случаев заражения коронавирусной инфекцией, погибло 1073 человека. Формально режим ЧС уже мог быть введен. Учитывая, что причиной возникновения сложившейся ситуации является распространение заболевания, можно предположить, что режим повышенной готовности Правительство РФ изменит на режим ЧС только после вынесения Главным государственным санитарным врачом РФ постановления о необходимости принятия мер по введению режима чрезвычайной ситуации.

Не нарушают ли «коронавирусные» запреты конституционные права граждан?

На сегодня уже имеются примеры обжалования нормативных правовых актов, которыми введен режим повышенной готовности. По мнению заявителей, они не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Пока по этим основаниям ни один обжалуемый акт суды не отменили. Более того, например, Брянский областной суд признал введенные меры и ограничения законными и обоснованными5.

По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение другие блага и ценности. Потому их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.

В число прав и свобод человека ст. 27 Конституции включает право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако право гражданина на свободу передвижения не является абсолютным. Согласно ст. 55 Конституции оно может быть ограничено федеральным законом для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Таким образом, возможность применения ограничительных мер предусмотрена Конституцией.

(Напомним: 22 апреля должно было пройти общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ, но из-за распространения коронавирусной инфекции принято решение о его переносе на другой день. Новая дата пока не назначена. О том, что Основной Закон планируется изменить на треть, читайте в статье «Разбираемся в конституционных поправках».)

Режим ЧС позволил бы гражданам претендовать на дополнительную поддержку государства?

Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС6.

Однако в большинстве случаев ущерб необходимо доказывать в судебном порядке. А это расходы, время и нервы. Кроме того, оказание единовременной материальной помощи при ЧС носит точечный характер, компенсация не выплачивается каждому.

Помимо прочего работодатели получат право расторгать с работниками трудовые договоры без каких-либо дополнительных выплат (п. 7 ст. 83 ТК РФ).

Так помог бы нам режим чрезвычайной ситуации? Для борьбы с коронавирусом власти ввели жесткие ограничения. При режиме ЧС запретов стало бы больше. А вот предусмотренные меры поддержки вряд ли бы реанимировали экономику и улучшили положение граждан. Полагаю, бизнесу скорее бы помогло ослабление ограничений, а возобновление работы предприятий приостановило бы увеличение количества безработных в стране.

(Об антикризисных мерах, предусмотренных для предпринимателей в период распространения коронавирусной инфекции, читайте в публикациях «Полный список мер поддержки бизнеса», «Как получить субсидию на выплату зарплаты работникам?», «Расходы на защиту от коронавируса можно учесть при расчете налога на прибыль», «Предприниматели – на налоговых каникулах», «Арендные отношения в условиях пандемии» и «Как добиться уменьшения размера арендных платежей?». О мерах социальной поддержки населения – в публикациях «Как государство позаботится о нас во время пандемии?», «Вернут ли деньги по распоряжению правительства за сорванную из-за пандемии поездку?», «Введены временные правила трудоустройства иностранцев».)


1 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).

2 Статья 7 Закона № 68-ФЗ.

3 Статья 4.1 Закона № 68-ФЗ.

4 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5 Решение Брянского областного суда от 10 апреля 2020 г. по делу № 3а-722/2020.

6 Пункт 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ.

Читайте также: