Блогеры и налоги: выбираем подходящий режим налогообложения
Что надо узнать о налогах блогеру, пока не возникли вопросы у налоговой службы
Как правильно платить налоги?
Универсального ответа на этот вопрос нет.
Для контент-мейкеров не предусмотрена особенная система налогообложения. Они платят те же налоги и несут ту же ответственность, что и остальные налогоплательщики.
При выборе подходящего режима налогообложения нужно учитывать: кто создает, рекламирует, продает продукт и заключает договоры; каковы размеры доходов, откуда и на чьи счета поступают деньги; кто и какие несет расходы; есть ли партнеры, работники и подрядчики; кому принадлежат сайты, логотипы и цифровые продукты; насколько обособлены участники проекта.
Один инфлюенсер своими силами выпускает пару рекламных публикаций в месяц, а другой продает онлайн-курсы и мерч, использует платежные сервисы и держит штат сотрудников. Очевидно, что у них будут разные налоговые модели.
Резонансные дела блогеров показывают: обычно проблема заключается не в первоначальном выборе режима налогообложения, а в его сохранении при росте бизнеса.
В деле Елены Блиновской налоговая инспекция и суд исследовали последовательное подключение подконтрольных лиц к продаже инфопродукта по мере приближения выручки к лимиту доходов, установленному для применения упрощенной системы налогообложения (дело № А40-304494/2023).
В деле Елизаветы Батюты спор возник из-за распределения доходов от онлайн-курсов и рекламы между аффилированными предпринимателями и организациями (дело № А40-303976/2024).
В деле Дмитрия Портнягина суд анализировал распределение финансовых потоков между связанными лицами (дело № А41-80191/2023).
Эти примеры не означают, что блогерам запрещено привлекать к бизнесу родных, сотрудничать с другими предпринимателями и открывать компании. Значение имеет наличие у каждого участника проекта самостоятельной деловой функции.
Если участники не способны вести деятельность друг без друга и обслуживают один центр прибыли, то суд может посчитать разделение бизнеса искусственным (дело № А40-55466/2023). При этом налоговому органу надо будет доказать мнимость такой структуры и ее создание ради налоговой экономии (дело № А35-11678/2021).
Ключевой вывод: при увеличении доходов и масштабировании бизнеса налоговый режим необходимо пересмотреть.
Как выбрать режим налогообложения?
Запомните аксиому: нет правильного или неправильного режима. Есть модель бизнеса, которой подходит или не подходит конкретная система налогообложения.
Физлицо без статуса самозанятого или индивидуального предпринимателя
Блогер не регистрируется в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя и получает доход как обычное физическое лицо. В таком случае применяется прогрессивная шкала НДФЛ (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)):
- 13% – доход до 2,4 млн рублей включительно;
- 15% – свыше 2,4 млн до 5 млн рублей;
- 18% – свыше 5 млн до 20 млн рублей;
- 20% – свыше 20 млн до 50 млн рублей;
- 22% – свыше 50 млн рублей.
Если налоговый агент, например работодатель, не удерживает налог, то физик сам подает декларацию, исчисляет и уплачивает НДФЛ (ст. 228 и 229 НК РФ).
Этот вариант пригодится для разовых, а не систематических поступлений.
Суды оценивают деятельность блогера, а не то, как он себя назвал (дела № А41-80191/2023, А40-304494/2023, А40-303976/2024). Если вы регулярно размещаете рекламу, продаете товары и ищете клиентов для заработка, то фактически ведете предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). А значит, придется обзавестись статусом самозанятого или индивидуального предпринимателя.
Налог на профессиональный доход
Блогер может стать самозанятым, то есть плательщиком налога на профессиональный доход (НПД).
Уплата НПД регулируется Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ (далее – Закон № 422-ФЗ).
Налоговые ставки: 4% – при получении средств от физических лиц; 6% – при получении средств от индивидуальных предпринимателей и организаций (ст. 10 Закона № 422-ФЗ).
Самозанятые не подают декларации и не применяют контрольно-кассовую технику. Они формируют чеки в приложении «Мой налог» и через него же уплачивают НПД (ст. 11, 13, 14 Закона № 422-ФЗ).
При этом есть набор условий и запретов. Например, применение НПД ограничивается годовым лимитом выручки в 2,4 млн рублей, действуют табу на наем работников и посредническую деятельность (п. 4 и 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Нельзя уменьшить налоговую базу на расходы (ст. 8 Закона № 422-ФЗ).
Поэтому, если вы получаете больше 2,4 млн рублей в год или планируете нанимать сотрудников, то статус самозанятого не для вас.
Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения (УСН) – популярный спецрежим у малого бизнеса. Применять его могут индивидуальные предприниматели и организации (ст. 346.11, 346.12 НК РФ).
На УСН платится единый налог. Его фиксированная ставка зависит от объекта налогообложения: 6% – когда налогом облагаются доходы, 15% – когда налогом облагаются доходы за вычетом расходов (ст. 346.14, п. 1 и 2 ст. 346.20 НК РФ).
Объект налогообложения «доходы минус расходы» может оказаться привлекательнее, если вы тратитесь на команду, аренду, продвижение или софт. Но учитываться будут лишь те затраты, что подтверждены документами и соответствуют перечню из НК РФ (ст. 252, 346.16 НК РФ).
Для работы на УСН важно соблюдать лимиты по доходам, остаточной стоимости основных средств и численности работников (ст. 346.12, 346.13 НК РФ).
Подробнее об УСН читайте в статье «Удобные налоги для творческого и спортивного бизнеса (часть 1)».
Автоматизированная упрощенная система налогообложения
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН или АвтоУСН) – это экспериментальный спецрежим, который предусматривает механизированное исчисление налога по сведениям банков, кассы и налогоплательщика. Применять его могут индивидуальные предприниматели и организации при соблюдении определенных условий.
АУСН регулируется Федеральным законом от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ (далее – Закон № 17-ФЗ).
Налоговые ставки: 8% – когда налогом облагаются доходы; 20% – когда налогом облагаются доходы за вычетом расходов (ст. 11 Закона № 17-ФЗ).
Существуют ограничения для применения АУСН. В частности, доходы не должны превышать 60 млн рублей (ст. 3, 12 Закона № 17-ФЗ).
АУСН удобна для маленького блогерского проекта, но плохо подходит для продакшена или инфобизнеса с большой командой.
Подробнее об АУСН читайте на сайте ФНС России и в статье «Удобные налоги для творческого и спортивного бизнеса (часть 1)».
Патентная система налогообложения
На патентной системе налогообложения (ПСН) перечисляется фиксированная плата вместо процента с дохода от предпринимательской деятельности (гл. 26.5 НК РФ).
ПСН вправе применять только индивидуальные предприниматели в отношении строго определенной деятельности и при соблюдении ряда условий (ст. 346.43 и 346.45 НК РФ).
В 2026 году лимит доходов для работы на ПСН составляет 20 млн рублей (подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).
Чтобы понять, подпадает ли под патент блогерство, нужно сопоставить его с формулировками регионального закона, которым определены патентные виды деятельности.
Подробнее о ПСН читайте в статье «Удобные налоги для творческого и спортивного бизнеса (часть 2)».
Общая система налогообложения
Общая система налогообложения (ОСНО или ОРН) – это базовый налоговый режим. Его используют организации и индивидуальные предприниматели, которым недоступны спецрежимы.
На ОСНО придется вести полный учет, а также платить больше налогов и взносов, чем на спецрежимах. Ограничений в применении нет (подробнее – в материале ФНС России).
Важно понимать, что выручка компании на ОСНО не становится личными деньгами блогера. Выплаты инфлюенсеру оформляются как зарплата, дивиденды, возврат займа, возмещение расходов или перечисляются по иному законному основанию.
***
Остались сомнения? Выбрать подходящий режим налогообложения поможет сервис ФНС России.
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!
Иллюстрация: фотобанк Magnific