Блогерам – о недавних изменениях в законах

Юристы объяснили, что лидеры мнения обязаны платить налоги и отчитываться перед Роскомнадзором. А адвокаты рассказали об ответственности за оправдание наркотиков, распространение аморального контента и нарушение требований к рекламе

Блогерам – о недавних изменениях в законах

Блогеры должны направить отчет о себе в Роскомнадзор

Юристы Юлия Коноплина, Павел Самсонов, Виктория Шлыкова и адвокат Михаил Пастухов:

Владельцы страниц в социальных сетях, у которых больше 10 000 подписчиков, обязаны передать данные о себе в Роскомнадзор (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 303-ФЗ). 

С 1 ноября 2024 года Роскомнадзор будет включать такие страницы в специальный реестр. Если у блогера несколько аккаунтов, то количество подписчиков не суммируется. В реестр попадет каждая страница с аудиторией более 10 000 человек.

С 1 января 2025 года заработают новые запреты. Если блогер не предоставит данные в Роскомнадзор, то не вправе будет собирать донаты на своей странице, в том числе указывать реквизиты карт для финансовой поддержки. Не сможет размещать рекламу, в противном случае его оштрафуют по ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Кроме того, пользователям запретят репостить публикации со страниц, не включенных в реестр.

Владельцы соцсетей обязаны помечать страницы, отраженные в реестре, и ограничивать доступ к тем, которых в нем нет. Внереестровую страницу заблокируют в течение суток с даты получения требования Роскомнадзора. Восстановить доступ к ней можно будет только после направления блогером данных о себе.

Также владельцы соцсетей должны предоставлять сведения о пользователях по запросам Роскомнадзора и ФСБ России.

Некоторые вопросы пока не урегулированы. Так, не определен перечень данных, которые блогерам надо передать в Роскомнадзор. Нет и порядка их подачи. Неизвестно, какие именно сведения о пользователях обязаны предоставлять владельцы соцсетей по запросам уполномоченных органов и как помечать страницы, внесенные в реестр. Все это определит Правительство РФ. 

К тому же прямо не сказано, какие конкретно соцсети подпадают под новые требования. Изменения вносятся в том числе в ст. 10.6 Закона об информации. Значит, предполагается, что положениями этой статьи и стоит руководствоваться. Тогда соцсеть должна соответствовать следующим критериям:

  • информация распространяется на русском языке и иных языках народов РФ;
  • возможна реклама, направленная на российскую аудиторию;
  • ежедневное количество российских пользователей превышает 500 000 человек.

Роскомнадзор ведет реестр таких соцсетей. Сегодня туда входят: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Дзен», «Пикабу», YouTube, Telegram, Twitter, TikTok, Likee, LiveJournal, Pinterest, RuTube, Twitch, Discord, Yappy.

Блогеры обязаны платить налоги с доходов

Юристы Павел Самсонов и Виктория Шлыкова:

Блогеры получают доходы от своей деятельности, а потому должны платить налоги. Для этого можно обзавестись статусом самозанятого или индивидуального предпринимателя (ИП) либо зарегистрировать компанию.

1. Стать самозанятым.

Подойдет, если нет сотрудников и доход за год не превышает 2,4 млн рублей. Налог платится в размере 4% с доходов от граждан и 6% с доходов от организаций и ИП (Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ).

2. Стать индивидуальным предпринимателем.

Подойдет тем, кто работает с командой. Можно выбрать удобный для себя специальный налоговый режим (ст. 18 Налогового кодекса РФ). Например, упрощенную систему налогообложения (УСН). Размер налога составит 6%, если облагаются доходы, или 15%, если облагаются доходы, уменьшенные на расходы. Объект налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы» – выбирает налогоплательщик.

3. Открыть компанию.

Подойдет, если блог ведут несколько человек. При этом они хотят официально закрепить распределение прибыли и совместное владение активами (например, товарным знаком). Как и ИП, компаниям доступна УСН, помимо прочих налоговых режимов.

Рекомендации. Если быть самозанятым или ИП и регистрировать компанию вы не хотите, то необходимо ежегодно уплачивать налог на доходы физлиц (НДФЛ) и подавать декларацию в налоговый орган (Письмо Минфина России от 20 августа 2018 г. № 03-04-05/58764, информация ФНС России от 30 января 2024 г.).

Читайте также
Усовершенствовали автоматизированную упрощенную систему налогообложения
В 2025 году исчезнут ограничения, которые мешали микробизнесу применять этот специальный налоговый режим
16 августа 2024 Советы

Вводится прогрессивная шкала НДФЛ

С 1 января 2025 года блогеров, как и других граждан, коснется налоговая реформа. Начнет действовать пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ (Федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ, информация ФНС России от 16 июля 2024 г.).

Ставки НДФЛ поставили в зависимость от годового дохода:

13% – при доходе до 2,4 млн рублей в год;

15% – от 2,4 до 5 млн рублей;

18% – от 5 до 20 млн рублей;

20% – от 20 до 50 млн рублей;

22% – от 50 млн рублей.

В каждом случае повышенная ставка будет применяться не ко всему доходу, а только к сумме превышения над пороговым уровнем.

Для ИП и компаний на УСН, годовой доход которых больше 60 млн рублей, вводится обязанность платить налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка 5% будет применяться при доходе до 250 млн рублей, ставка 7% – пока доход не превысит 450 млн рублей (информация ФНС России от 7 августа 2024 г.). Для компаний на общей системе налогообложения (ОСН) налог на прибыль повысится с 20% до 25% (информация ФНС России от 5 августа 2024 г.).

Рекомендации. Проведите финансовый анализ, выберите подходящую форму ведения бизнеса и выгодный налоговый режим.

За пропаганду наркотиков в интернете посадят в тюрьму

Адвокат Мартин Зарбабян:

Приняты законы, ужесточающие ответственность за пропаганду наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ) (федеральные законы от 8 августа 2024 г. № 224-ФЗ, № 225-ФЗ и № 226-ФЗ).

До сих пор законодатель под антинаркотической пропагандой понимал популяризацию здорового образа жизни и формирование негативного отношения к наркомании. Согласно же поправкам такая пропаганда должна заключаться в распространении информации об административной и уголовной ответственности за незаконный оборот НС и ПВ.

Устанавливается абсолютный запрет на пропаганду незаконного потребления наркотиков. В частности, запрещается распространять в СМИ и через соцсети сведения, которые оправдывают или допускают незаконное использование НС и ПВ.

Вводится административная ответственность за распространение с нарушением требований о маркировке произведений литературы и искусства, содержащих информацию о НС и ПВ. Нарушителям грозит штраф: для граждан – до 4000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – до 30 000 рублей, для юридических лиц – до 600 000 рублей (ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ).

Установлена уголовная ответственность за пропаганду наркотиков в интернете. Если человека дважды за год привлекли к административной ответственности за такую пропаганду, то может последовать уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет (ст. 230.3 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)).

Все эти изменения заработают 1 сентября 2025 года.

Рекомендации. Блогерам важно понимать, что любые их действия, направленные на популяризацию наркотиков, могут быть квалифицированы как правонарушения или преступления уже сегодня.

Например, граждан и организации привлекают к административной ответственности за демонстрацию в публичных местах изображений с наркотическими растениями (ст. 6.13 КоАП РФ). А за незаконный оборот наркотиков можно сесть в тюрьму (ст. 228 и 228.1 УК РФ).

Треш-контент взяли под контроль

Адвокат Михаил Пастухов:

Владельцы соцсетей должны выявлять треш-стримы, а операторы связи обязаны установить в своих сетях технические средства контроля, ограничивающие доступ к аморальной информации. Техсредства предоставит Роскомнадзор. Также орган начнет пресекать распространение треш-контента, в том числе будет давать обязательные к выполнению указания владельцам соцсетей и операторам связи (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 216-ФЗ).

Введена административная ответственность за распространение аморального контента (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 217-ФЗ; ч. 12 ст. 13.15 КоАП РФ). Под ним понимается информация, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений.

Нарушитель заплатит штраф: гражданин – от 50 000 до 100 000 рублей, должностное лицо – от 100 000 до 200 000 рублей, юридическое лицо – от 800 000 до 1 000 000 рублей. Также конфискуют оборудование, используемое для создания треш-контента.

Не считается нарушением распространение указанной информации в произведениях науки, литературы и искусства, имеющих историческую, художественную или культурную ценность, в материалах зарегистрированных СМИ, а также в видеоматериалах и на фото, которые предназначены для использования в научных и медицинских целях или изучение которых предусматривается образовательными стандартами и программами.

За совершение преступления во время треш-стрима накажут строже. Публичная демонстрация стала квалифицирующим признаком при побоях, истязании, умышленном причинении тяжкого, среднего и легкого вреда здоровью, убийстве, угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищении, незаконном лишении свободы и использовании рабского труда (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 218-ФЗ). Подробнее об этом читайте в статье «Аморальный контент под запретом».

За нарушение требований к рекламе накажут рублем

Адвокат Михаил Пастухов:

При размещении рекламного контента необходимо ставить пометку «реклама» и указывать рекламодателя (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе). За нарушение этих требований назначат штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Так, владельца телеграм-канала оштрафовали на 2500 рублей за то, что он не оставил пометку «реклама», рассказывая о других каналах (Постановление УФАС по Нижегородской области от 4 декабря 2023 г. № 052/04/14.3-2678/2023).

Рекомендации. Необходимо маркировать рекламу и передавать данные о ее размещении в Роскомнадзор. Ознакомьтесь с памяткой органа «Рекомендации по размещению идентификатора рекламы».

Законодательные нововведения и тенденции в правоприменительной практике удобно отслеживать в нашем телеграм-канале @agexpert и сообществе «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: