Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

«Дача обанкротилась»

Как быть с членскими взносами?

«Дача обанкротилась»

Об СНТ и ДНТ

Компании и граждане вправе объединиться в некоммерческую организацию для представления и защиты общих интересов, достижения общественно полезных и иных законных некоммерческих целей (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)).

Статус некоммерческих организаций, которые граждане создают для ведения дачного хозяйства, определен Гражданским кодексом РФ (подп. 4 п. 3 ст. 50, ст. 123.12, 123.14 ГК РФ) и Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» (далее – Закон № 217-ФЗ).

Закон № 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2019 г., предусматривает формирование садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, имеющих статус товариществ собственников недвижимости, – СНТ и ДНТ. Ранее действовал Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Он предусматривал создание садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих товариществ, кооперативов и партнерств.

Членами товарищества могут быть только граждане – собственники и в некоторых случаях правообладатели земельных участков (ст. 12 Закона № 217-ФЗ).

Товарищество формируется, чтобы граждане могли осваивать земельные участки и заниматься садовничеством и огородничеством в благоприятных условиях (ст. 7 Закона № 217-ФЗ). Также это помогает дачникам взаимодействовать друг с другом, с организациями и госорганами.

О взносах дачников и долгах товариществ

Чтобы СНТ или ДНТ существовало, его члены должны уплачивать взносы (ст. 14 Закона № 217-ФЗ).

Общее собрание членов товарищества утверждает размер и срок внесения взносов, порядок их расходования (ст. 17 Закона № 217-ФЗ). Решения общего собрания принимаются квалифицированным большинством – не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на собрании.

Таким образом, утверждение размера взносов отнесено к исключительной компетенции общего собрания. Другие лица или органы не вправе вмешиваться. На это указывает закон, и судебная практика ему вторит1.

Посмотрим, как можно использовать членские взносы (п. 5 ст. 14 Закона № 217-ФЗ):

  • содержание имущества общего пользования, в том числе уплата арендных платежей за него;
  • расчеты с ресурсоснабжающими компаниями (тепло, электричество, вода, газ, коммунальные отходы и пр.);
  • благоустройство земельных участков общего назначения;
  • охрана территории и обеспечение пожарной безопасности;
  • проведение аудиторских проверок товарищества;
  • выплата зарплаты лицам, с которыми товарищество заключило трудовые договоры;
  • организация и проведение общих собраний, выполнение решений этих собраний;
  • уплата налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества.

Получается, единственный источник финансирования СНТ и ДНТ – это платежи дачников. Но чаще они поступают несвоевременно и не полностью. Более того, обычно члены товарищества не заинтересованы в утверждении размера взносов. Из-за этого деятельность СНТ и ДНТ бывает убыточной. Они накапливают внушительные долги перед ресурсоснабжающими компаниями и бюджетом, что может привести к банкротству товарищества.

Но есть еще одна нерешенная проблема: судьба членских взносов при банкротстве СНТ и ДНТ.

О банкротстве СНТ и ДНТ

Закон о банкротстве дает право кредитору подать в суд заявление о признании должника банкротом при наличии задолженности свыше 300 000 рублей.

Допустим, кредитором является ресурсоснабжающая компания. Плата за ресурсы, которые она поставляет в СНТ и ДНТ, складывается на основе показателей индивидуального счетчика каждого дачника и коллективного прибора учета товарищества. Потребленные ресурсы СНТ и ДНТ могут оплатить за счет членских взносов.

Ресурсоснабжающая компания рассчитывает на погашение долгов и уплату текущих платежей из актива СНТ или ДНТ, коим являются членские взносы, при признании товарищества банкротом. Потеря взносов лишает кредитора возможности получить денежные средства за оказанные услуги, что недопустимо.

Тут мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией.

С одной стороны, единственный актив СНТ или ДНТ – членские взносы – оказывается подконтрольным членам товарищества. Получается, утверждение членских взносов конкурсным управляющим без учета воли участников товарищества нарушает ст. 35 Конституции РФ и Закон № 217-ФЗ.

С другой стороны, если учитывать только мнение членов товарищества, то будут нарушены права кредиторов, что запрещает Закон о банкротстве. Так, размер членских взносов устанавливается на определенный период – обычно ежегодно. Если взносы не утверждены на общем собрании, взыскать задолженность в судебном порядке не получится, поскольку будет невозможно представить доказательства, подтверждающие размер взносов. А когда процедура банкротства закончится и товарищество исключат из Единого государственного реестра юридических лиц, пропадет и право на взыскание долга.

Отсюда вывод: законодатель ставит конкурсного управляющего под контроль членов товарищества при банкротстве СНТ или ДНТ. Такой порядок не соответствует ключевым принципам банкротства и нарушает баланс интересов сторон, ведь управляющий обязан действовать не только в интересах должника, но и кредиторов.

По моему мнению, Закон о банкротстве должен иметь приоритет. Исключительная компетенция членов товарищества, предусмотренная Законом № 217-ФЗ, противоречит Закону о банкротстве. Контролировать деятельность управляющего должны собрание кредиторов или комитет кредиторов, а не граждане – члены товарищества, не имеющие четкого процессуального статуса в деле о банкротстве.

О членских взносах при банкротстве СНТ и ДНТ

Сегодня вопрос о том, как быть конкурсному управляющему со взносами при банкротстве СНТ или ДНТ, законом не урегулирован. На мой взгляд, чтобы ликвидировать проблему, надо ответить на три вопроса.

1. Члены товарищества являются стороной по делу о банкротстве СНТ или ДНТ?

Если мы посмотрим на понятия «должник», «руководитель должника», «кредиторы», «конкурсные кредиторы» из ст. 2 Закона о банкротстве, то обнаружим, что члены товарищества не включены ни в одно из перечисленных. Значит, у управляющего нет полномочий действовать в их интересах.

Однако суды допускают участие в деле членов СНТ или ДНТ в целях защиты их конституционных прав2. Только надо учитывать, что несколько дачников не могут представлять интересы товарищества без выбора их представителями большинством голосов.

2. Включаются ли членские взносы в конкурсную массу и как они распределяются?

Конкурсную массу составляет имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства (ст. 131 Закона о банкротстве). Имущество, которое туда не включается, названо в ст. 132 Закона о банкротстве. Членских взносов в этом перечне нет, а потому они должны войти в конкурсную массу3.

Поступившие на счет должника денежные средства, в том числе членские взносы, должны быть распределены на основании ст. 134 Закона о банкротстве, а не п. 5 ст. 14 Закона № 217-ФЗ. То есть они идут на погашение долгов СНТ или ДНТ, а не иные нужды товарищества. Кредиторы вправе претендовать на равное и справедливое удовлетворение своих требований4.

3. Несогласие дачников с размером членских взносов, который утвердил конкурсный управляющий, суд должен рассмотреть как их жалобу на действия управляющего или разногласия с ним?

Такие споры возможны, когда члены товарищества уклоняются от уплаты взносов, а управляющий утверждает размер членских взносов без учета их мнения для защиты прав кредиторов.

Граждане вправе подать в суд жалобу на действия управляющего. Признание таких действий незаконными является основанием для отстранения управляющего.

Однако, по моему мнению, несогласие дачников с размером членских взносов должно рассматриваться как разногласие с управляющим, а не как жалоба на его действия (ст. 60 Закона о банкротстве).

Такая позиция защищает права и кредиторов, и членов товарищества. Она исключает необходимость возврата ранее уплаченных взносов в полном объеме, что повлекло бы ухудшение финансового состояния товарищества.


1 Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2021 г. по делу № А70-13893/2020, Арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2021 г. по делу № А60-22495/2018, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2021 г. по делу № А70-8797/2019, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2023 г. по делу № А53-23683/2017.

2 Пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. № 35, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 февраля 2014 г. № 8457/13, Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2022 г. № 2345-О, п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 4, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2023 г. № 15АП-10076/2023 по делу № А53-7633/2020, Определение Ростовского областного суда от 29 июня 2022 г. по делу № 33-10809/2022 (№ 2-160/2022).

3 Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. № 4 и от 26 декабря 2018 г. № 4, постановления Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П и от 14 июля 2021 г. № 36-П.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 12 марта 2001 г. № 4-П.


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: