Как нас обманывали в 2019-м

Они маскировались под работников банков, турагентов, юристов, сотрудников госорганов, коммунальщиков и инвестиционных аналитиков. О схемах мошенничества липовых специалистов лучше узнать в этом году, чтобы не угодить в их ловушку в следующем

Как нас обманывали в 2019-м

«Алло, кто-то пытается списать деньги с вашей карты»

В 2019 г. банки предупреждали клиентов о случаях телефонного мошенничества: злоумышленник звонит, представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции по карте. Он может назвать Ф.И.О. и паспортные данные клиента. Для отмены сомнительной операции он попросит сообщить номер карты, срок действия и CVV-код на обратной стороне. После этого «сотрудник банка» используют сard2card-платформу: вбивает данные «пластика», с которого хочет снять деньги, и сведения карты, на которую хочет их зачислить, – она может быть и виртуальной. Затем клиенту приходит СМС с кодом подтверждения. Как только он называет этот код мошеннику, деньги с его карты исчезают.

Адвокат АП ХМАО Азер Марданов рассказал, что мошенники часто звонят или направляют СМС людям преклонного возраста: «Они сообщают человеку, что его пенсионный счет заблокирован, а для разблокировки нужно уточнить личные сведения и данные банковской карты. Также они могут попробовать узнать логин и пароль для входа в мобильный банк».

На сайте Пенсионного фонда была опубликована памятка, адресованная получателям пенсии. Примечательно, что о прописанных в ней предостережениях полезно знать и тем, кто пенсионного возраста еще не достиг.

  • Банк России не рассылает СМС-сообщения и e-mail-рассылки о блокировке банковской карты с предложением перезвонить по указанным телефонным номерам за подписью «Центробанк России», «Служба безопасности Банка России», CentroBank. Перезванивая, вы рискуете столкнуться с мошенниками. В таком случае следует обращаться в банк, выдавший карту, по телефону, который написан на ее оборотной стороне.
  • Если вы решили хранить деньги в банке, проверьте наличие у него лицензии на сайте Банка России в разделе «Информация по кредитным организациям» / «Справочник по кредитным организациям».
  • Узнайте, является ли банк участником системы страхования вкладов. Только в этом случае вклады на сумму до 1 млн 400 тыс. руб. застрахованы и возврат денег гарантирован государством. Если вы доверили средства не банку, а другой компании – микрофинансовой организации или кредитно-потребительскому кооперативу, имейте в виду: ваши деньги не застрахованы государством. В случае разорения компании вы не сможете рассчитывать на компенсацию.

  • Если вы планируете вложить деньги в организацию или проект, предварительно изучите их. Финансовые пирамиды часто маскируются под известные компании. Проверьте: та ли это организация, за которую она себя выдает.
  • Сравните обещанную доходность с той, которую предлагают другие организации – например, банки или управляющие компании. Скажем, 8% в месяц – это почти 100% годовых. Нужно задуматься о добросовестности такой «щедрой» компании.

«Исключительное» предложение для желающих разбогатеть

Подумываете об инвестиционной деятельности, чтобы сохранить деньги и получать дополнительный доход? Будьте осторожнее с предложениями «высококлассных специалистов» улучшить материальное состояние без рисков и обязательств.

Распространенные схемы мошенничества перечислила младший юрист «Ю энд Партнерс» Виктория Туголукова в публикации «Как обманом убеждают стать инвестором». Например, злоумышленник звонит и представляется сотрудником известной инвесткомпании или инвестиционным аналитиком, чье имя у всех на слуху. Затем он предлагает перевести денежные средства для получения дохода в организацию, название которой похоже на принадлежащее другой, известной компании.

При этом злоумышленник, маскируясь под профессионала в сфере инвестирования, может приводить статистические данные и общеизвестные факты. Используя профессиональные термины, он расскажет об «исключительных» предложениях, например инвестициях в кокосовую ферму. И человеку может показаться, что это точно должно принести доход.

О похожем случае рассказал адвокат АП Краснодарского края Анатолий Железняк. Руководитель ООО «ТИК “Джи Эф Ай”» принимал от граждан деньги под 40% годовых для их вложения в золотодобывающие компании на территории Африки. Для убедительности вкладчиков принимали в презентабельных офисах и демонстрировали им полисы швейцарских страховых компаний. В ходе проверки было установлено, что привлекаемые денежные средства обналичивались.

Предупредите родственников пожилого возраста: аферисты называют себя сотрудниками ПФР

На сайте Пенсионного фонда регулярно публикуются новости о том, что во время обхода квартир или по телефону мошенники представляются сотрудниками ПФР и сообщают пенсионерам, что им положены некие начисления, например доплата к пенсии. Чтобы войти к человеку в доверие, мошенники используют информацию из интернета: Ф.И.О., адрес, номер телефона и т.д. Могут назвать наугад первые 6 цифр банковской карты, предположив, что человек получает пенсию в одном из крупнейших банков, в котором у всех владельцев карт первые цифры идентичны. Затем его просят уточнить личные сведения и данные карты якобы для перевода средств. Как только он это делает, телефон такого «сотрудника ПФР» становится недоступен, а доверчивый гражданин за несколько минут лишается средств.

Так, 53-летнему жителю Бийска мошенница по телефону пообещала незамедлительное перечисление выплат. Требовалось только подтвердить анкетные данные, уточнить номер банковской карты и продиктовать код из СМС-сообщения. В результате у мужчины исчезло с карты 108 тыс. руб.

Нужно иметь в виду: у органов ПФР есть все необходимые сведения для начисления пенсий и выплат. Сотрудники не звонят гражданам и не обходят квартиры, чтобы уточнить личные данные или заполнить документы. Работа с населением ведется в письменной форме с помощью извещений, уведомлений и других документов. Граждан принимают в клиентских службах отделений Пенсионного фонда и предоставляют им услуги дистанционно через личный кабинет на сайте ПФР и Портале госуслуг.

Соцвыплаты – каждому россиянину?

В этом году Пенсионный фонд предупреждал, что мошенники активно распространяли в соцсетях и через СМС-рассылки информацию о социальных выплатах, якобы полагающихся каждому россиянину. В рассылках предлагалось по номеру СНИЛС проверить сумму выплат. Для этого необходимо было пройти по ссылке и указать личные сведения, в том числе данные банковской карты. Для убедительности приводились подставные отзывы граждан, которым будто бы уже перечислены на счет обещанные суммы.

Помните: информационная работа ПФР с населением не предусматривает массовой рассылки СМС и уведомлений через мессенджеры. Достоверные сведения о положенных пенсионных выплатах доступны в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда, приложении ПФР и на Портале госуслуг.

«Деньги под материнский капитал»

Похожие объявления перестали быть редкостью на городских улицах в местах массового скопления людей и в соцсетях. Владельцам сертификатов предлагают помощь по их «легальному обналичиванию». Однако любые попытки получить на руки «живые» деньги – вне закона. Человек рискует не только лишиться маткапитала, но и стать соучастником мошенничества в особо крупном размере.

Так, в апреле 2018 г. суд рассмотрел уголовное дело жительницы Якутска. Женщина по предварительному сговору с руководителем ЖСК «Земля» представила подложные документы о вступлении в жилищно-строительный кооператив и строительстве жилого помещения. По ее заявлению о распоряжении средствами маткапитала 408 тыс. руб. были перечислены на счет этой организации. Часть их ЖСК удержал за услуги «обналичивания», а остальные средства получила женщина, которая использовала их на личные нужды. Суд признал ее вину в хищении денежных средств в крупном размере (ч. 3 ст. 159.2 УК РФ).

Если вам предлагают «обналичить» материнский капитал, обращайтесь в прокуратуру, органы внутренних дел или территориальный орган Пенсионного фонда.

НПФ ≠ ПФР

Известны случаи, когда агенты негосударственных пенсионных фондов (НПФ) представлялись сотрудниками Пенсионного фонда РФ. Они узнавали персональные данные человека, а потом неправомерно переводили пенсионные накопления в свой НПФ.

Бесплатный пересчет пенсии – за деньги

Летом на сайте ПФР появилась новость о еще одной схеме мошенничества. Двум 80-летним женщинам по телефону предложили за 5 тыс. руб. проверить правильность расчета их пенсий. Звонившие представились юристами Центра проверки правильности начисления пенсии и сообщили, что работают при ПФР. Пенсионеркам пообещали запросить в Пенсионном фонде документы из их выплатных дел и пересчитать пенсии. Также им сообщили, что их пенсии будут увеличены на 5 тыс. руб. и они получат разовую выплату в размере 100 тыс. руб.

Помните: пересчитать пенсию могут только сотрудники ПФР, поскольку документы граждан посторонним лицам не выдаются и лишь у специалистов ПФР есть доступ к информации о размерах назначенных пенсий.

Между тем на рекламу юридических компаний, предлагающих помощь в подготовке обращений в ПФР, пенсионеры откликаются регулярно. Так, один из жителей Пермского края заплатил за такую услугу 46 тыс. руб.

Если у вас возникли вопросы по поводу правильности исчисления размера пенсии, можно обойтись без посредников – достаточно направить обращение в ПФР. Его можно написать в свободной форме и отправить по почте или через сайт ведомства. Бесплатную консультацию можно получить на приеме у специалиста территориального органа ПФР и в МФЦ.

Сайты-подделки псевдоюристов

Еще один способ обмана: недостоверные сведения о пенсионных и социальных выплатах и информация о сомнительных услугах транслируются через «неофициальные сайты ПФР». Мошенники используют меню, видеоматериалы, символику с официального сайта ПФР и гиперссылки, ведущие на него. Неструктурированность сайтов-подделок и наличие большого количества рекламных баннеров осложняют восприятие информации. А нужно это, чтобы растерявшийся человек поспешил воспользоваться онлайн-чатом, в котором «пенсионный юрист» предложит свою помощь. Но переписка обычно длится недолго, а для решения проблемы человека попросят оставить контактный номер. По телефону ему предложат обратиться в «правовой центр поддержки», где пообещают помочь с оформлением причитающихся выплат. Такая помощь будет стоить недешево, а обещанных выплат человек так и не получит.

Член общественно-консультативного совета при Роспотребнадзоре по Санкт-Петербургу Вадим Рыжков рассказал об одноразовых сайтах, которые маскируют под официальный сайт Роспотребнадзора. Потребители, желающие пожаловаться на некачественные товары или услуги, звонят по указанным на таких сайтах телефонам, и им предлагают бесплатную юридическую помощь. Но в итоге люди лишаются значительных денежных сумм.

«Граждане платят за кипу макулатуры в виде письменных жалоб в государственные инстанции, претензий и исков. Зачастую такие документы скачиваются тут же из интернета и наспех подгоняются под обстоятельства потребителя. Жалобы эти в дальнейшем никем не отрабатываются ввиду их несостоятельности, и от безысходности гражданин подает иск в суд. Но там история повторяется, потому что и иск не соответствует установленным требованиям. В итоге незадачливый потребитель оказывается обманутым дважды: сначала продавцом, а затем недобросовестными юристами», – пояснил Вадим Рыжков. Он добавил, что компании юристов-мошенников порой маскируются под общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей.

(Подробнее о том, как отличить поддельные сайты от настоящих и мошенников от квалифицированных специалистов, – читайте в публикации «Обманутые дважды: сначала покупатели платят за некачественный товар, а потом за попытку вернуть деньги».)

По словам Вадима Рыжкова, добросовестный юрист внимательно изучит все имеющиеся на руках у клиента документы, оценит перспективы дела и честно скажет, можно ли рассчитывать на победу. Мошенники же дают клиенту пустые общения и подсовывают вместе с кипой ненужных бумаг акты о выполненных работах на всю уплаченную им сумму. В такой ситуации доказать, что были оказаны некачественные юридические услуги, почти невозможно.

Адвокат АП г. Москвы Вячеслав Голенев добавил, что недобросовестные юристы настойчиво напоминают о бесплатной консультации, обещают добиться результата быстро и дают 100%-ные гарантии, намекают на «особые отношения» с госорганами. На их сайтах встречаются указания на большое количество выигранных дел без ссылок на конкретные судебные акты. Там же можно прочитать мотивационное предупреждение: «Если не оплатите сейчас, цена вырастет. Спешите!»

Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев рассказал, что «сомнительные консультанты» занижают цены юридических услуг, демонстрируют многочисленные благодарственные письма от несуществующих организаций, не указывают в договоре объем работы и всю внесенную сумму, торопятся его подписать и не дают клиенту возможности ознакомиться с ним.

Адвокат коллегии адвокатов «Адвокат» Анна Мамонова отметила, что нередко мошенники именуют себя не просто юристами, а адвокатами и даже размещают на своих сайтах актуальные списки членов адвокатских палат. Например, на сайте не существующей в действительности коллегии «МГКА Адвокаты Москвы» указаны в качестве ее членов 6800 адвокатов. Там же сказано, что эта «коллегия» занимает первое место в рейтинге юридических компаний Москвы и выиграла 1 321 908 дел, проиграв 0.

Анна Мамонова рассказала, как не стать жертвой мошенников.

  • Избегайте контактов с лицами, предлагающими бесплатные юридические консультации путем массового обзвона. Сама по себе практика обзвона абонентов без их предварительного согласия является незаконной.
  • Тщательно изучите информацию об организации, предлагающей юруслуги. По телефону необходимо выяснить наименование, организационно-правовую форму и ИНН юридического лица. С их помощью организацию можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы.
  • Обратите внимание на дату регистрации юрлица. Организация, заявляющая на сайте о сотнях выигранных дел, не может быть зарегистрирована год назад.

  • Изучите отзывы об организации.
  • Досконально изучите проект договора об оказании юридических услуг и иные документы. Не подписывайте акт оказания услуг до момента их предоставления.

Если вы все же стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы. Мошенники постоянно меняют юридические лица. Чем раньше вы сообщите о преступлении, тем больше шансов, что оно будет раскрыто.

(Как найти квалифицированного и добросовестного юриста или адвоката – читайте в новости «Минюст предупреждает: не дайте псевдоадвокатам обмануть себя».)

Заманчивые туры от липовых турагентов

Юрист Эдуард Шалоносов в статье «Деньги в обмен на обманный тур» рассказал, как брянские туристы дважды заплатили за путешествие в Тунис, которое так и не состоялось.

Он объяснил, что не стоит доверять турфирмам, которые предлагают большие скидки –более 20%. Предупредил, что с осторожностью нужно относиться к группам в соцсетях: через них мошенники часто продают липовые туры. Для этого они накручивают подписчиков группы или маскируются под известные компании.

Тем более нельзя верить турагентам, которые предлагают подписать договор об оказании туристических услуг во время встречи вне офиса. Такой «менеджер» пообещает соблазнительную скидку на путешествие, попросит оплатить тур наличными, якобы чтобы передать деньги напрямую поставщику услуг, и исчезнет сразу после получения денег. А доверчивый турист останется ни с чем.

В статье Эдуарда Шалоносова можно прочитать также о том, как выявить потенциально опасную турфирму и что делать, если стал жертвой преступников.

Когда медпомощь не поможет

Председатель Коллегии адвокатов системы биоэкологической безопасности и здравоохранения РФ Юрий Меженков рассказал, как гражданам по телефону предлагали бесплатно пройти диагностику с помощью «супернового» медицинского прибора. Затем людям сообщали, что прибор этот еще и лечит, и они покупали его за большие деньги. В дальнейшем следствие выяснило, что прибор представлял собой обычный нагревательный элемент.

Юрий Меженков предупредил, что ни одна уважающая себя медицинская организация не станет заниматься рекламированием по телефону. Любая реклама направлена на продажу услуг или товаров. Следовательно, о желании помочь справиться с болезнью речи не идет. Кроме того, медицинская помощь всегда персонифицирована и не может в одинаковом объеме и виде предоставляться каждому пациенту. Нельзя забывать и о том, что оказание «медицинской помощи» и продажа сверхдорогих «чудодейственных» препаратов в кредит не имеют к медицине никакого отношения.

О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, читайте в статье «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».

Переплатили за новые счетчики, а потом и за коммунальные услуги

Адвокат Анатолий Железняк рассказал о том, как лжекоммунальщики убеждают собственников квартир менять счетчики, а они в итоге переплачивают не только за новые приборы учета, но и за коммунальные услуги. Как это бывает?

В дверь звонят представители организации, название которой похоже по звучанию на «горсвет», «горвода» или «горгаз». Попав в квартиру, псевдокоммунальщики осматривают прибор учета и сообщают о необходимости его заменить. А не то – штраф. И человек соглашается на установку нового счетчика, стоимость которого оказывается значительно выше рыночной.

Но на этом история не заканчивается. Порядок замены счетчика строго регламентирован. Ответственность за нарушение правил установки, эксплуатации и замены прибора учета несет потребитель. То есть даже если нарушения допустила компания, такая как ООО «ЭнергоУчет», отвечать за это будет собственник квартиры – плата за предоставленные ему коммунальные услуги будет увеличена.

О том, как должны проводиться проверка счетчиков и их замена и что делать, если лжекоммунальщикам удалось вас обмануть, читайте в публикации «Замена счетчика: как не стать жертвой мошенника».

Вместо покупателя заплатит продавец

Регулярно продаете что-нибудь через интернет-сервисы вроде «Авито» или «Юлы»? Будьте осторожны с псевдопокупателями. Дмитрий Загайнов рассказал, как они действуют.

Представим, что вы решили продать детскую коляску. Сразу после размещения объявления на интернет-площадке вам поступил звонок. Покупательница приятным женским голосом сообщила, что товар подходит: «Это то, что нужно. Сейчас к вам подъедет муж и заберет коляску». Через 5 минут – снова звонок. Тот же голос просит продиктовать номер карты, на которую можно перечислить деньги. Вы называете номер, но покупательница начинает говорить о технических проблемах – денежный перевод не проходит. Она предлагает сделать пробный перевод на ее карту, чтобы проверить исправность системы, и обещает, что сразу вернет деньги обратно, ведь «коляска очень нужна и муж вот-вот за ней приедет». В этот момент вы начинаете терять контроль над ситуацией. Перечисляете условную сумму 1 руб. и слышите в трубке радостный голос: «О, заработало! Сейчас я вам перечислю деньги. Сообщите код, который вам придет по СМС на телефон».

«Продавец-жертва диктует код, и с его карты списывается немаленькая сумма. По техническим причинам связь прерывается, и попытки дозвониться до покупателя не дают результата. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно следовать простому правилу: код нельзя сообщать никому и никогда», – предупредил Дмитрий Загайнов.

При этом чаще все-таки возникают ситуации, когда обманутыми оказываются покупатели. Как проверить продавца на честность – читайте в публикации «Интернет-шопинг: не дайте себя обмануть».

Как незаконно делают начальниками

Адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина рассказала, как на граждан без их ведома регистрируют организации. Для этого мошенники используют квалифицированные электронные подписи (КЭП). Причем в такую ситуацию могут попасть и те, у кого такой подписи нет. В этом случае злоумышленники могут использовать подпись, полученную по поддельным документам. После того как КЭП оказывается в распоряжении мошенников, они создают организацию. А дальше: налоги не платят, контрагентов обманывают. Как результат – неисполненные обязательства по договорам (не выполнены работы, не оказаны услуги и т.п.). На организацию подают в суд. А гражданин, которого без его ведома сделали директором, об этих проблемах узнает уже от судебных приставов, представителей налоговых и таможенных органов, обманутых контрагентов и т.д. Так жертвы мошенников попадают в неприятные ситуации, связанные со взысканием задолженности, наложением ареста на имущество и т.п.

Как проверить, не стали ли вы жертвой злоумышленников, чтобы избежать обвинения в преступном сговоре и не отвечать по обязательствам аферистов, – читайте в статье «Мошенники регистрируют организации на чужие имена».

Преступники нередко используют электронную подпись, чтобы оформить заем на чужое имя или сменить собственника недвижимости без его ведома, – подробнее об этом в публикации «Что помешает аферистам взять кредит на ваше имя или отобрать недвижимость». Также о том, как не лишиться жилья, читайте в статье «Квартирного рейдерства стоит опасаться каждому».

Назвали потерпевшим и пообещали компенсацию

В начале декабря на сайте Мосгорсуда появилась информация о том, что гражданам звонят неизвестные лица и представляются сотрудниками судов, Следственного комитета, Генпрокуратуры, Центрального Банка, Счетной палаты и т.д. Мошенники предлагали помочь в получении присужденных судом денежных средств, за что просили перечислить им названные суммы.

Ранее, в октябре, Следственный комитет просил граждан проявлять бдительность. Мошенники по телефону представлялись следователями и сотрудниками других госструктур и сообщали о возбуждении уголовного дела по факту оборота фальсифицированных биологически активных добавок и лекарств. Человеку говорили, что его признали потерпевшим, и предлагали перечислить крупные суммы для дальнейшего возмещения причиненного морального вреда.

Нужно помнить: в случае признания человека потерпевшим его извещают о назначенных судебных заседаниях, и дело рассматривается с его участием. Рассчитывать он может на возмещение имущественного и морального вреда, а также судебных расходов. Получение присужденных сумм не требует взносов и переводов от потерпевших.