Как правильно оформить отношения с контрагентами и сотрудниками стартапа?
Выгодное сотрудничество с самозанятыми и ИП может закончиться переквалификацией заключенных с ними договоров в трудовые, а это неминуемо приведет к финансовым потерям компании. Снизить риски поможет грамотное оформление гражданско-правовых договоров или заключение договоров трудовых
Данные аудиторских исследований 2020 г. показали, что кризис отразился на финансово-хозяйственной деятельности почти всех российских организаций, уже весной 1/3 компаний оказались в убытке. За последний год в России закрылось 1,16 млн предприятий малого и среднего бизнеса – это в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Из-за последствий пандемии коронавируса работодатели были вынуждены переводить сотрудников на режим неполной занятости или удаленной работы, отправлять их в бессрочные отпуска или прибегать к увольнению. Сегодня работодатели столкнулись с необходимостью совершенствовать положения действующих трудовых договоров.
Если вы решили создать свою организацию в такое непростое время или готовы сделать это, как только ситуация наладится, придется учитывать прошлогодний опыт российских предпринимателей и при оформлении трудовых отношений продумать все нюансы. О них и пойдет речь в этой статье.
Работа в офисе или на дому?
Трудовое законодательство не содержит норм, которые позволяли бы сочетать в трудовом договоре условия об удаленной работе и работе в офисе. Можно заключить либо традиционный трудовой договор (ст. 57 ТК РФ), либо трудовой договор о дистанционной работе, который не подразумевает нахождение рабочего места на территории работодателя (гл. 49.1 ТК РФ). Придется сразу решить, насколько необходимо постоянное присутствие работника в офисе и какой договор оформить.
При заключении трудового договора о дистанционной работе обязательно укажите место выполнения работ, например адрес места жительства сотрудника. Это важно, так как изменение работником местности выполнения трудовой функции является основанием для прекращения трудового договора (ч. 2 ст. 312.8 ТК РФ). (Как прописать пункты договора о месте работы, режиме рабочего времени, взаимодействии работника и работодателя, дополнительных основаниях для расторжения договора – вы можете прочитать в статье «Как составить трудовой договор о дистанционной работе на постоянной основе».)
Трудовой договор о дистанционной работе может быть заключен для выполнения сотрудником работы разъездного характера. В нем можно определить территорию, в границах которой он будет совершать поездки, или указать, что рабочие поездки осуществляются в соответствии с планом и в сроки, согласованные с работодателем (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Если необходимость в выполнении такой работы возникла после оформления договора, нужно будет заключить дополнительное соглашение к нему.
Дистанционный работник может работать по совместительству. Это значит, что в свободное от основной работы время он вправе выполнять другую оплачиваемую работу (ст. 282 ТК РФ), причем как по месту основной работы, так и у других работодателей (ч. 3 ст. 282 ТК РФ). При заключении подобного договора нужно учесть, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день (ст. 284 ТК РФ).
Какие риски влечет сотрудничество с самозанятыми и ИП? И как их уменьшить?
Желая минимизировать затраты, предприниматели все чаще задумываются о замене штатных работников на самозанятых. Сотрудничество с ними действительно может быть выгодно для организации: не нужно оформлять кадровую документацию; юрлицо как заказчик не выступает налоговым агентом, что позволяет экономить на налогах и социальных взносах; стоимость услуг самозанятых включается в расходы организации, можно уменьшить налогооблагаемую базу путем списания на издержки затрат на их услуги.
Но не все так безоблачно. Основная проблема таких отношений – возможность переквалификации гражданско-правовых договоров, заключенных с самозанятыми, в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Переквалификация возможна в нескольких случаях:
- по письменному заявлению физического лица – исполнителя по договору;
- на основании предписания Государственной инспекции труда;
- после подачи иска о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми.
Верховный Суд РФ разъяснил, чем трудовой договор отличается от договора возмездного оказания услуг, в п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2018 г. № 15 и в Определении от 16 сентября 2019 г. № 75-КГ19-5. Анализ судебной практики1 позволяет сделать вывод, что, если договор указывает на систематичность выполнения работ при ежедневном контроле работодателя и на отсутствие признаков равенства, автономии воли и самостоятельности сторон, характерных для гражданско-правовых отношений, суды квалифицируют такие договоры как трудовые. Более того, при рассмотрении дел, предметом которых является переквалификация гражданско-правового договора в трудовой, суды исходят исключительно из обстоятельств конкретного дела, а неустранимые сомнения толкуют в пользу наличия трудовых отношений.
В случае переквалификации гражданско-правовые отношения признаются трудовыми со дня начала выполнения работ по договору (ч. 4 ст. 19.1 ТК РФ). Что это будет значить для работодателя-заказчика? Такая переквалификация может повлечь начисление недоимки по ЕСН и страховым взносам в ФСС, штрафы и пени за несвоевременную уплату, а также административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.
Однако эти риски можно нивелировать путем грамотного составления гражданско-правовых договоров с самозанятыми. Главное – избегать включения в договоры любых условий и терминов, свойственных трудовым отношениям: условие о ежедневном выполнении одних и тех же обязанностей; условие о фиксированной или почасовой оплате труда и ежемесячных выплатах за процесс выполнения работы, а не за конечный результат; указание на рабочее место по адресу местонахождения юрлица-заказчика и на автоматизацию рабочего места; указание графика работы и т.п.
При составлении гражданско-правового договора рекомендуется учесть следующее:
- при описании предмета договора важно отразить тот факт, что для сторон имеет значение не процесс оказания услуг, а их объем и результат в соответствии с заданием заказчика;
- цена должна напрямую зависеть от объема оказанных услуг;
- срок действия договора может быть длительный, но не бессрочный (бессрочный характер договора свойственен трудовым отношениям);
- вместо режима оказания услуг лучше согласовать порядок их оказания; в договор можно включить условие о том, что исполнитель сам определяет время оказания услуг;
- риск признания договора трудовым возникает при оказании услуг в месте нахождения заказчика (например, если это уборка помещений или ведение бухгалтерского учета приходящим бухгалтером). Но этот риск будет незначительным, если иные условия договора сформулированы грамотно. Поэтому помимо прочего вместо понятия «рабочее место» лучше использовать «место оказания услуг»;
- для уменьшения риска признания договора трудовым в нем целесообразно указать, что исполнитель вправе с письменного согласия заказчика привлечь для оказания услуг третьих лиц.
Работодателю для понимания характера отношений с исполнителем нужно представить, что изменится, если вместо заключения договора об оказании услуг человек будет принят на работу. Ничего? Значит, налицо трудовые отношения.
Договор с индивидуальным предпринимателем также может быть переквалифицирован в трудовой, если отношения с ним схожи с трудовыми. Основания для переквалификации аналогичны тем, что указаны выше. Следует учитывать, что это может случиться, если статус ИП имеет формальный характер, т.е. оформлен по инициативе юрлица-заказчика, и иную деятельность, кроме работы у заказчика, этот индивидуальный предприниматель не осуществляет (Определение ВС РФ от 27 февраля 2017 г. № 302-КГ17-382).
***
При создании организации предпринимателю необходимо продумать трудовые обязанности, которые будут возложены на работников. Это позволит понять, понадобится ли набирать штатных сотрудников для работы в офисе или они смогут выполнять свои обязанности дистанционно; можно ли передать отдельные функции привлеченным самозанятым лицам и ИП, насколько это удобно и выгодно и т.д. Такой анализ поможет выстраивать более гибкие отношения с сотрудниками и контрагентами и уменьшить расходы.
(Вам могут пригодиться и другие материалы подборки «Бизнес с нуля – после пандемии»: «Уроки для бизнеса: чему научила пандемия», «Первые правильные шаги при запуске бизнеса», «Как правильно подбирать персонал и выстраивать организационную структуру в стартапе» и др.)
1 Решение АС Кемеровской области от 12 апреля 2021 г. по делу № А27-26540/2020, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2021 г. № Ф04-6717/20 по делу А03-14243/2019, Постановление АС Дальневосточного округа от 11 сентября 2020 г. № Ф03-3529/20 по делу № А51-23858/2019, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2019 г. № Ф04-1699/19 по делу № А75-9476/2018.