Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Бизнес с нуля – после пандемии

Как определить основной вид деятельности, чтобы компания или ИП не попали в разряд сомнительных; какую систему налогообложения выбрать, чтобы законно экономить на налогах; и какую форму предпринимательской деятельности предпочесть?

Бизнес с нуля – после пандемии

Год с Covid-19 привел к значительному падению российского ВВП, сокращению доходов населения, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, по оценке российских властей, дефициту бюджета. Однако, как говорил Уинстон Черчилль, «любой кризис – это новые возможности». Если вы разделяете это мнение и решили начать свое дело, то прежде всего вам необходимо ответить на три вопроса:

1. Каким видом деятельности заниматься?

2. Какую систему налогообложения выбрать?

3. Какую организационно-правовую форму предпочесть?

Как определить вид деятельности и на что он влияет?

При регистрации юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя необходимо указать вид деятельности. Все виды отражены в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности – ОКВЭД.

Классификатор регулярно обновляется. Чтобы было легче ориентироваться, он разбит на разделы от A до U. Внутри разделов виды деятельности поделены на классы, группы и подгруппы. Тут же указаны коды, и к каждому коду есть пояснения – какую деятельность он включает. Для деятельности, которая не входит в этот раздел, указаны ссылки на правильный код.

Чтобы выбрать код ОКВЭД, надо ответить на вопросы: что делаем, где и для кого? При регистрации нужно указать код из четырех цифр, который обозначает конкретную группу. Все подгруппы будут автоматически в него включены. Если вам подходит целый класс, которому будет соответствовать код из двух или трех цифр, то нужно указывать отдельно каждую группу этого класса.

Гражданским законодательством предусмотрена возможность физических и юридических лиц заниматься любыми не запрещенными видами деятельности, за исключением тех организаций, для которых законом установлена специальная правоспособность (МУП, ГУП, иные некоммерческие организации). Однако на деле часто возникают трудности, если компания (ИП) осуществляет деятельность, не соответствующую указанному коду ОКВЭД. Это вызывает подозрения у налоговых органов, банков, контрагентов. Такие компании и ИП попадают в разряд сомнительных: на компанию будут смотреть как на однодневку, предпринимателя могут заподозрить в обналичивании денег и проч.

Кроме того, пандемия показала, как важно правильно указывать фактический вид деятельности. Многим представителям малого бизнеса отказали в предоставлении государственной поддержки, поскольку указанный ими при регистрации код ОКВЭД не попал в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики (как избежать таких проблем в 2021 г. – рассказано в статье «Как предпринимателю обойти препятствия на пути к господдержке?»).

Что делать, если нет подходящего кода для вашего бизнеса? Тогда лучше взять несколько смежных кодов и указать один из них как основной.

Выбранный вид деятельности влияет и на выбор системы налогообложения.

Какую систему налогообложения выбрать, чтобы законно экономить на налогах?

Начало предпринимательской деятельности требует существенных вложений, и в этот период каждая копейка на счету. Одним из средств оптимизации расходов является налоговое планирование. Обратите внимание: целью такого планирования является не уход от налогов, а грамотное использование налогового законодательства для экономии средств (в статье «Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планировании» вы сможете прочитать о том, как результатом выбора неподходящих системы и объекта налогообложения становится необоснованная налоговая нагрузка, которая делает бизнес убыточным).

В России пять систем налогообложения, которые отличаются количеством отчетности и размером налогов (все они определены в Налоговом кодексе РФ). Разберемся, в чем разница между ними и что подойдет вам.

1. Основная система налогообложения (ОСНО или ОСН).

Эта система налогообложения больше подходит крупному бизнесу и тем, кому нужен НДС. Организации должны в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет, а ИП – формировать книгу учета доходов и расходов. Придется платить несколько налогов.

Организации на ОСНО платят следующие основные налоги:

  • налог на прибыль организаций по ставке 20%, за исключением немногочисленных льготных категорий налогоплательщиков;
  • НДС по ставке 0%, 10%, 20%;
  • налог на имущество организаций по ставке до 2,2%.

ИП на ОСНО платят:

  • налог на доходы физических лиц по ставке 13%;
  • НДС по ставке 0%, 10%, 20%;
  • налог на имущество физических лиц по ставке до 2%.

На общую систему налогообложения не распространяются ограничения по видам деятельности, полученным доходам, количеству работников, стоимости имущества и т.д.

Сообщать о переходе на ОСНО не надо, потому что этот режим действует в Российской Федерации как основной и применяется по умолчанию. Если вы не заявили в налоговый орган о переходе на специальный налоговый режим, то будете работать на общей системе налогообложения. Также вы окажетесь на ОСНО, если перестанете удовлетворять требованиям специальных льготных налоговых режимов.

Как правило, ОСНО невыгодна на старте бизнеса.

(Читайте также о значимых для предпринимателей налоговых нововведениях 2021 г., касающихся имущественных налогов, налога на прибыль и НДС.)

2. Налог на профессиональный доход (НПД).

Это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан. На сегодняшний день эксперимент по установлению этого налогового режима проводится на территории всех субъектов РФ и будет длиться до 31 декабря 2028 г.

Самозанятые платят с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке: 4% – с доходов от физлиц, 6% – с доходов от юрлиц и ИП. Бухгалтерская и налоговая отчетность не сдается.

Новый спецрежим могут применять физические лица и индивидуальные предприниматели при одновременном соблюдении следующих условий:

  • они получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества; сумма дохода в течение года не должна превышать 2,4 млн руб., при этом ограничения по сумме месячного дохода нет;
  • они не заключали трудовой договор с работодателем для ведения этой деятельности;
  • не привлекают наемных работников по трудовым договорам для осуществления этой деятельности;
  • вид деятельности и условия ее осуществления не попадают в перечень исключений, указанных в ст. 4 и 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ.

Эта система налогообложения подойдет фрилансерам.

(Какими преимуществами могут пользоваться зарегистрированные фрилансеры и не сведут ли их на нет недостатки экспериментального налогового режима – читайте в статье «Самозанятость: нюансы нового налогового режима».)

3. Патентная система налогообложения (ПСН).

Переход на эту систему налогообложения дает право вести бизнес на ограниченной территории. На один вид деятельности выдают один патент. Получить его можно на любой срок от 1 до 12 месяцев в рамках календарного года.

Стоимость патента на год рассчитывается следующим образом: потенциальный доход х 6%. В Крыму и Севастополе ставка составляет 4%, на налоговых каникулах – 0%. Сдавать отчетность не нужно. Но предприниматель должен вести книгу учета доходов (КУД), которую отправляет по запросу налоговой.

Перейти на ПСН имеют право только ИП. Среднее количество сотрудников, занятых в патентной деятельности, не должно превышать 15 человек, а общие доходы – 60 млн руб. в год.

Патентная система налогообложения подходит для ИП, которые сдают квартиры в аренду, занимаются разработкой ПО, репетиторством и др.

(ПСН может помочь сэкономить, нужно только разобраться, в каких случаях эту систему будет разрешено применять и стоит ли выбирать между ПСН и УСН или лучше их сочетать, – об этом читайте в статье «Когда для ИП патентная система налогообложения выгоднее “упрощенки”?»)

4. Упрощенная система налогообложения (УСН).

Это специальный налоговый режим для ИП и юрлиц. УСН часто выбирают начинающие предприниматели. Она удобна, потому что нужно платить один налог УСН вместо трех налогов общей системы (НДС, НДФЛ, налог на прибыль) и отчитываться необходимо раз в год.

Прежде чем перейти на УСН, надо выбрать объект – то, с чего вы будете платить налог:

  • с доходов – по налоговой ставке от 1% до 6% в зависимости от региона, вида деятельности и размера полученного дохода;
  • с разницы между доходами и расходами – по налоговой ставке от 5% до 15% в зависимости от региона, вида деятельности и размера полученного дохода.

Ставка повышается при доходах от 150 до 200 млн руб. и при количестве сотрудников от 100 до 130 человек: до 8% – для УСН «‎Доходы», до 20% – для УСН «‎Доходы минус расходы». Повышенную ставку применяют с квартала, когда бизнес преодолел лимит в 150 млн руб. дохода или 100 сотрудников.

На УСН «Доходы» вы сможете уменьшать сумму налога на страховые взносы за ИП и сотрудников. ИП без сотрудников могут уменьшить налог полностью на взносы за себя, а ООО и ИП с сотрудниками – только наполовину.

УСН «Доходы» выгоднее применять, если ваши расходы будут небольшими (менее 70% от доходов) или их сложно подтвердить документами. Хорошо подойдет, например, в случае оказания консультационных услуг или сдачи недвижимости в аренду.

УСН «Доходы минус расходы» выгоднее при следующих условиях: большой объем расходов (больше 70–80% от доходов), и они будут регулярными; расходы можно легко подтвердить; для вашего вида деятельности установлена льготная ставка в регионе (в большинстве регионов нужно, чтобы доход от нее был не менее 70% от общего дохода). Например, при торговле выгоднее применять УСН «Доходы минус расходы».

(Подробнее о том, кому подойдет УСН, а также какие доходы и расходы будут учитываться при определении налоговой базы, – в статье «Упрощенная система налогообложения: как уменьшить расходы?»)

5. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Этот специальный налоговый режим разработан и введен для производителей сельскохозяйственной продукции, к которой в целях налогообложения относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Рыбохозяйственные организации и ИП, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов, также признаются налогоплательщиками ЕСХН.

Не вправе применять ЕСХН организации и ИП, которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее первичную или последующую (промышленную) переработку; занимающиеся производством подакцизных товаров (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства организации); осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса; казенные, бюджетные и автономные учреждения.

ЕСХН заменяет сразу несколько налогов. Компании на спецрежиме не платят:

  • налог на прибыль; исключение – налог с доходов, поступивших в виде дивидендов, а также по иным видам обязательств, указанных в п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • налог на имущество компании, которое используется в процессе производства, переработки и реализации сельхозпродукции.

Индивидуальным предпринимателям ЕСХН заменит:

  • налог на доходы физлиц (это касается только доходов, полученных от бизнес-деятельности);
  • налог на имущество, которое необходимо для производственной деятельности, переработки и реализации товаров сельскохозяйственной отрасли.

Налоговая ставка – 6%. Законами субъектов РФ она может быть уменьшена до 0%. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Организация (ИП) может подать уведомление о применении ЕСХН в течение 30 дней с даты постановки на учет.

(Нововведения и нюансы, на которые нужно обратить внимание юрлицам и ИП при переходе на спецрежимы, – перечислены в «Инструкции по применению специальных налоговых режимов в 2021 году».)

Какую форму предпринимательской деятельности выбрать и как зарегистрироваться?

После выбора основного вида деятельности и удобной системы налогообложения несложно будет определиться и с формой предпринимательской деятельности:

  • самозанятый гражданин;
  • индивидуальный предприниматель;
  • хозяйственная организация.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно самостоятельно на сайте налогового органа посредством использования приложения «Мой налог».

Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя потребует подачи в налоговый орган заявления унифицированной формы Р21001, копии паспорта и уплаты государственной пошлины в размере 800 руб. При осуществлении регистрации через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (офисы «Мои документы») или нотариусов заявители освобождаются от уплаты госпошлины. Бланк заявления размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Для создания хозяйственной организации потребуется чуть больше усилий. Извлекать прибыль от предпринимательской деятельности имеют право коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Чаще используются такие организационно-правовые формы, как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Что начинающему предпринимателю нужно знать об ООО?

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники общества – учредители – не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества, но только до тех пор, пока общество не находится в стадии банкротства. На сегодняшний день при банкротстве общества участники могут понести субсидиарную ответственность по долгам общества всем имеющимся у них имуществом.

Кто может быть учредителем ООО?

Практически любое физическое или юридическое лицо:

  • граждане РФ и других государств;
  • российские и иностранные организации;
  • государственные органы и органы местного самоуправления.

Но есть и исключения. Организовать собственный бизнес не вправе государственные и военные служащие. Кроме того, ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ запрещает регистрацию ООО, если учредитель:

  • по приговору суда лишен права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и этот срок еще не истек;
  • ранее имел долю свыше 50% в организации, которую исключили из ЕГРЮЛ с долгами перед бюджетом, и после этого прошло менее 3 лет;
  • являлся участником ООО с долей свыше 50%, в отношении которого в ЕГРЮЛ менее 3 лет назад внесена запись о недостоверности сведений;
  • относится к массовым, т.е. имеет отношение к 10 организациям.

Количество учредителей (участников) ООО не может превышать 50 человек. Чтобы подтвердить свое намерение создать компанию, учредители должны заключить между собой договор об учреждении. Единственный учредитель договор не оформляет.

Какое наименование выбрать?

Юридическое лицо действует под своим фирменным наименованием, к которому предъявляются требования, указанные в ст. 1473 ГК РФ.

Кроме того, уникальность фирменного наименования защищена законом. ИФНС при регистрации юридического лица не учитывает этот критерий. Однако организация, которая уже носит такое название и действует в той же сфере бизнеса, вправе через суд потребовать защиты своего права на уникальность. Тогда компании-тезке, зарегистрированной позже, придется изменить свое наименование.

(Чтобы не пришлось терпеть многомиллионные убытки, нужно учитывать юридические тонкости при выборе фирменного наименования для компании, – читайте об этом в статье «Как придумать законное название для компании?»)

Как указать адрес места нахождения общества?

При регистрации ООО необходимо указать адрес места нахождения – место нахождения его руководителя. Налоговые органы тщательно проверяют заявленные адреса на достоверность и массовость.

Чаще ООО регистрируют в офисном помещении, но юридическим адресом может быть и жилье, где прописан учредитель или будущий руководитель. В обоих случаях собственник недвижимости должен дать письменное подтверждение:

  • гарантийное письмо – если юридический адрес заявлен по нежилому объекту;
  • при регистрации ООО в квартире – согласие проживающих в помещении лиц.

Что такое уставный капитал и каким должен быть его размер?

Уставный капитал состоит из долей учредителей общества и определяет минимальный размер имущества общества. Уставный капитал должен быть не менее 10 тыс. руб., которые вносятся деньгами. Дополнительно можно внести любую сумму или имущество, необходимое для организации бизнеса. В случае внесения в уставный капитал имущества стоимостью свыше 20 тыс. руб. при регистрации необходимо прилагать акт оценки этого имущества, составленный уполномоченным оценщиком. Срок оплаты уставного капитала – 4 месяца с момента регистрации общества.

Какие документы для регистрации ООО представить в налоговый орган?

Для регистрации общества с ограниченной ответственностью в налоговый орган необходимо представить:

  • заявление о создании юридического лица по форме Р11001;
  • протокол общего собрания или решение единственного учредителя;
  • устав общества;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 4 тыс. руб. (не требуется, если документы направляются в регистрирующий орган в электронном виде через сайт ФНС России или через МФЦ, нотариуса);
  • подтверждение достоверности юридического адреса (гарантийное письмо или согласие).

Что начинающему предпринимателю нужно знать об акционерных обществах?

Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционерное общество чаще выбирают для создания крупного и среднего бизнеса.

Акционерные общества делятся на публичные (ПАО) и непубличные (АО). Главным критерием публичности становится возможный выход на международный рынок.

В чем отличие ПАО от АО?

Уставный капитал ПАО должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества (100 тыс. руб. на сегодняшний день), а АО – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества (10 тыс. руб. на сегодняшний день, как в ООО).

Количество акций, принадлежащих одному акционеру, в ПАО неограниченно. В уставе непубличного АО могут быть прописаны ограничения, которые будут касаться количества и номинальной стоимости акций, принадлежащих одному лицу.

Выкуп акций: в непубличных АО имеется возможность преимущественного приобретения акционерами и/или обществом размещенных акций. Это условие соответствует правам ООО.

Способы размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции: ПАО проводит размещение путем открытой подписки, а непубличное АО не вправе предлагать их посредством открытой подписки или иным образом неограниченному кругу лиц.

Обязанность публиковать сведения есть у ПАО и отсутствует у АО.

Как зарегистрировать акционерное общество?

Регистрация акционерного общества производится согласно общему порядку регистрации юридических лиц. Документы аналогичны тем, что предоставляются для регистрации общества с ограниченной ответственностью.

Однако следует обратить внимание на то, что с 1 января 2020 г. регистрация АО в налоговом органе осуществляется после регистрации первичной эмиссии акций при учреждении АО (выпуска акций, размещенного между учредителями). Первичную эмиссию акций без уплаты госпошлины в размере 35 тыс. руб. может осуществить регистратор – профессиональный участник рынка ценных бумаг, отвечающий за ведение реестра акционеров. Акции размещаются на основании решения учредителя общества или договора об учреждении, если учредителей несколько. Таким образом, перечень документов для регистрации акционерного общества дополняется документом, подтверждающим присвоение выпуску акций регистрационного номера, по форме, установленной Банком России.

***

Открыть собственный бизнес – значит посвятить жизнь любимому делу, обрести внутреннюю свободу, широкие возможности для самореализации и заработка. Если у вас есть хорошая идея – действуйте.

Читайте также: