Уроки для бизнеса: чему научила пандемия

Рекомендации начинающим и опытным предпринимателям – об адаптации к современным реалиям и отношениях с партнерами и работниками

Уроки для бизнеса: чему научила пандемия

Распространение коронавирусной инфекции поставило предпринимателей перед выбором: меняйся или закрывайся. Установление нерабочих дней, перевод сотрудников на удаленную работу, введение ограничительных мер – в таких условиях был вынужден выживать и развиваться бизнес. Так ли это плохо? Рассмотрим несколько уроков, которые мы вынесли за эти тяжелые месяцы.

Удаленная работа – достойная альтернатива офису

Многие компании еще в начале пандемии перевели своих сотрудников на «удаленку». После этого у работодателей возник вполне резонный вопрос: а смогут ли люди работать из дома так же продуктивно, как в офисе? Результаты превзошли все ожидания: исследование Стэндфордского университета показало, что при грамотной организации рабочего процесса эффективность сотрудников выросла в среднем на 14%. Кроме того, компании получили возможность сэкономить на арендных и коммунальных платежах за счет отказа от части офисных помещений, а сервисы для видеоконференций, электронный документооборот и другие современные технологии позволили сделать дистанцию между людьми практически незаметной.

Очевидно, что удаленный формат работы будет выгоден бизнесу и в будущем. Не исключено, что после завершения пандемии многие просто не захотят возвращаться к прежнему образу трудовой деятельности.

(1 января 2021 г. вступил в силу закон о регулировании удаленной работы. Он дал преимущества работникам, а вот у работодателей появились новые обязанности – читайте об этом в статье «Дистанционная работа по-новому». Также полезной может оказаться статья «Как составить трудовой договор о дистанционной работе на постоянной основе». А о том, как работодателю обменяться документами с работником, написано в статье «Дистанционное трудоустройство»).

Финансовая подушка безопасности крайне необходима

До кризиса многие предприниматели скептически относились к формированию запасов на «черный день». Обосновывали они это тем, что бизнес должен пускать деньги в оборот, а не копить их. Между тем такие запасы обеспечивают стабильность и гарантируют уверенность в завтрашнем дне. Накопления помогут продержаться компании на плаву до тех пор, пока не отпадут негативные факторы.

Бизнес должен охватывать несколько направлений деятельности

Больше всего от пандемии пострадали те предприятия, которые были ориентированы на один продукт или на один рынок. Если рынок просаживается, такие предприятия в лучшем случае терпят большие убытки, в худшем – вынуждены прекратить свою деятельность.

Поэтому не стоит класть все яйца в одну корзину. Расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг способно уберечь бизнес во время кризиса. Компания сможет направить свои мощности в те сферы, которые менее пострадали.

Нужно быстро подстраиваться под потребности рынка

Из-за ограничительных мер многие из нас стали заказывать домой продукты питания, одежду, книги, бытовую технику и электронику. Интернет-сервисы доставки были вынуждены обрабатывать огромное количество заказов. Нагрузка на всю IT-инфраструктуру резко увеличилась. Компании, которые не смогли выдержать такого ажиотажа, начали терять своих клиентов.

Сегодня люди снова ходят в кафе, рестораны и торговые центры. Спрос на товары интернет-магазинов постепенно снижается. Означает ли это, что нет смысла вкладываться в дорогостоящее оборудование и нанимать в штат IT-специалистов? Правда в том, что бизнес должен быть готов к любому развитию событий, – и это актуально не только для интернет-магазинов. Нужно быть гибким, чтобы вовремя подстроиться под любые потребности рынка.

Информационная безопасность превыше всего

Проблема защиты информации обострилась в связи с переводом сотрудников на удаленную работу. Бизнес был вынужден обеспечивать безопасность своих данных и продумывать планы аварийного восстановления. В противном случае компании подвергали себя большим рискам: вирусы, утечки информации и другие неприятности могли обернуться колоссальными убытками. Избежать этого поможет хранение данных в «облаке»: так информация не станет доступна третьим лицам, компания не пострадает от вирусов или из-за того, что оборудование вышло из строя. Причем для этого необязательно нанимать специалистов.

(Своевременное принятие эффективных мер при нарушении конфиденциальности данных клиентов позволит снизить их отток и уменьшить размеры возмещаемого ущерба и санкций – читайте об этом в статье «Как реагировать на утечку персональных данных клиентов»).

Рекомендации по оформлению договоров

1. Нарушение условий договора.

По общем правилу лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) относятся массовые заболевания (эпидемии), ограничения перевозок и иные запретительные меры государств.

Обстоятельства непреодолимой силы освобождают предпринимателя от ответственности, если обязательство было нарушено именно вследствие форс-мажора. Так, если спорная ситуация возникла в период пандемии, сторона договора должна будет доказать, что причиной неисполнения ею своего обязательства являются обстоятельства, вызванные угрозой распространения коронавируса, а также принимаемые государством меры по ограничению его распространения. В судебной практике в настоящее время сложился следующий подход: если отсутствие у должника денежных средств, необходимых для исполнения обязательства, вызвано ограничительными мерами (запретом определенной деятельности, введением режима самоизоляции и т.п.), то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Однако необходимо помнить, что форс-мажор освобождает от ответственности за нарушение обязательства, но не от его исполнения, если это возможно после того, как действие обстоятельств непреодолимой силы прекратилось. Поэтому, например, арендатор, не уплативший своевременно арендную плату в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, освобождается от уплаты неустойки. Но указанные обстоятельства не прекращают его обязанность оплатить аренду за те периоды, когда имел место форс-мажор. Когда действие ограничительных мер прекратится, арендатор должен будет внести арендную плату за истекшие неоплаченные периоды аренды в разумный срок.

(Тренд «ковидной» реальности – установление арендной платы в виде процента с оборота арендатора. Почему владельцы коммерческой недвижимости готовы делить риски с арендаторами и как теперь составляются договоры аренды – читайте об этом в статьях «Аренде добавят оборотов» и «Как учесть опыт пандемии при заключении новых договоров аренды»).

2. Условия договора об изменении цены товара.

Статья 424 ГК РФ наделяет стороны правом самостоятельно определить цену товара, а также при необходимости порядок ее изменения. Поэтому мы рекомендуем избегать в договоре положений, которые позволили бы вашему контрагенту (например, поставщику) увеличивать цену товара в одностороннем порядке. Также советуем закрепить в договоре условие о том, что цена продукции устанавливается в российских рублях, – во избежание рисков, связанных с возможным ростом курсовой стоимости доллара, евро или иной иностранной валюты.

3. Условия о сроке действия договора.

Согласно ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Поэтому мы рекомендуем избегать распространенных формулировок, связанных с автоматической пролонгацией срока договора, так как в этом случае контрагент сможет легко отказаться от него в одностороннем внесудебном порядке, отправив соответствующее уведомление в указанный срок, что может не соответствовать вашим интересам.

4. Условия о досрочном расторжении договора поставки.

Действующим законодательством предусмотрено два варианта одностороннего расторжения договора:

  • по решению суда (судебный порядок) по требованию одной из сторон договора;
  • во внесудебном порядке – в результате одностороннего отказа другой стороны от исполнения договора.

Отсюда несколько рекомендаций:

  • в договоре не должно быть условий, позволяющих контрагенту в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, не связанным с существенным нарушением договора;
  • договор не должен содержать положений, дающих право контрагенту обращаться в суд с требованием о расторжении договора по основаниям, не связанным с существенным нарушением договора. Примеры существенного нарушения договора рекомендуется закрепить в нем в виде их закрытого перечня.

***

Пандемия заставила бизнес адаптироваться к современным реалиям, изменить внутренние процессы в работе, перестроить отношения с клиентами и партнерами. Сложности подталкивают предпринимателей к самым смелым решениям, а хорошо это или плохо – покажет время.

Читайте также: