Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Первые правильные шаги при запуске бизнеса

Как начинающему предпринимателю не допустить ошибку при выборе сферы деятельности, подборе сотрудников и распределении прибыли?

Первые правильные шаги при запуске бизнеса

Запуск бизнеса как шаг в неизвестность: никогда точно не знаешь – взлетишь над пропастью или упадешь в бездну. Такой путь предстоит пройти каждому начинающему предпринимателю, который горит своей идеей и готов преодолевать любые трудности. Безусловно, на первом этапе важны последовательные действия, построенные не на русском «авось», а на грамотной бизнес-модели с финансовой мотивацией.

Начните с самоопределения

Определите нишу

Выбор ниши часто вызывает затруднения. Но их способны нивелировать ваша экспертность и опыт работы в конкретной сфере.

Если вы двигаетесь как эксперт (юрист, маркетолог, бухгалтер и т.д.), то создать, например, свое агентство не составит труда. Вопрос только в привлечении клиентов и расширении экспертизы за счет партнерских отношений или дополнительных рук. Предположим, вы pr-менеджер и решили открыть свое pr-агентство. У вас уже есть клиентская база и даже первые заказы, но этого недостаточно для полноценного бизнеса (не для самозанятости). Придется привлечь профессиональные кадры: креатора – для отработки рекламных моментов, event-менеджера – для организации мероприятий, продюсера – для создания видеороликов и спецпроектов и т.д. Регистрируем ИП (если решили тянуть все на себе) или ООО (если будете работать в паре с партнером). С расширением пула направлений вы уже полноценное коммуникационное агентство, поэтому расти можно в разы быстрее.

Принцип экспертности поможет, если вы не знаете, что выбрать и с чего начать. Нужно составить список из нескольких направлений, в которых вы разбираетесь. Ориентироваться необходимо именно на него. Например, вы маркетолог в крупной технологической компании, занимаетесь продвижением образовательных продуктов на рынок B2C, т.е. продаете курсы физлицам. Вы можете создать маркетинговое агентство, образовательную платформу для продвижения онлайн-курсов или выйти с технологическим стартапом на рынок B2B, т.е. клиентами будут уже юрлица (вдруг вы знаете, как внедрить в систему чат-бот).

Имейте в виду: если вы сами не можете сверстать сайт или спроектировать дизайн интерьера для нежилого помещения, то делать на этом бизнес не стоит. Личный бренд вызывает уважение и доверие у подрядчиков, партнеров, клиентов и сотрудников. Только так можно построить здоровый бизнес. Избегайте этой распространенной ошибки: «Рассчитайте мне бизнес-модель, подберите специалистов, и они все сделают сами». Так не бывает. Более того, найти инвесторов при нежизнеспособном продукте очень сложно (возможно, но на плохих условиях). Строить бизнес нужно так, чтобы инвесторы сами обратили на вас внимание.

Дальше смотрим емкость рынка – все данные сейчас в открытом доступе. Отслеживайте динамику «спрос/потребность – предложение/продукт». Если спрос превосходит предложение (индикатором выступает рост цен в определенном сегменте), на этот рынок можно и даже нужно зайти. Например, сейчас популярно онлайн-обучение. Несмотря на высокую конкуренцию, такие продукты пользуются спросом, хотя цены на образовательные курсы постепенно приходят в норму. Порог входа минимален. Главное – правильный конкурентный анализ. Опираясь на игроков рынка (в онлайн-обучении – Skillbox, «Яндекс.Практикум» и т.д.), мы определяем капитал, необходимый на старте бизнеса. В сфере услуг будет просто: крупный капитал и даже офис сейчас не нужны – после снятия ограничительных мер все чаще сделки на большие чеки заключаются в общественных местах (кафе и коворкинги). А вот если мы говорим о металлургии, цементных заводах и промышленных предприятиях – здесь нужны внушительные финансовые вложения, хотя рынок располагает.

Не придумывайте велосипед

Смотреть на конкурентов – ваша основная задача. В мире открытой информации узнать о чужих ошибках проще, чем 50 лет назад, когда нужно было ехать в архив в другую страну и копаться в бумажных документах. С минимальным опытом важно отталкиваться от спроса и следовать проторенной тропой, а не бежать за модой на инновации. В последнем случае можно потерять время, финансовые накопления и, что хуже, деньги инвесторов, потратив их на пустышку.

Зачем изобретать велосипед и создавать бизнес в той отрасли, где нет большой капитализации рынка? В этом нет смысла. Лучше идти туда, где деньги есть уже сейчас или будут в ближайшем будущем (вроде сферы биоэнергетики и биомедицины и т.п.). Например, вы видите, что обучающие онлайн-платформы пользуются спросом, и создаете свою, но в ином формате, который будет отличать вас от конкурентов, – скажем, диалоговый тренажер или курсы с использованием AR- и VR-технологий.

И тут вот что важно: если вы отталкиваетесь от опыта других компаний и с точностью копируете их деятельность, не привнося новизны, то к успеху не придете. Нельзя создать идентичный проект и рассчитывать на дивиденды. Как тогда быть? Есть три элемента, которыми вы можете управлять: время, качество и цена. Один из этих показателей у вас должен быть лучше, чем у конкурентов. Только так вы сможете выйти в лидеры. Хороший пример – американская компания Domino’s Pizza. Ключевое отличие ее от конкурентов (Pizza Hut, Papa John's и др.) – доставка пиццы за полчаса. При этом они не предлагают лучшую пиццу. Их услуги – про скорость, а не про качество.

Поставьте цель

Определили нишу? Хорошо, но этого недостаточно. Базовый набор самоопределения включает и постановку цели: к чему вы хотите прийти? На старте можно опираться на личные интересы. В 100% случаев такой подход дает желаемый результат. Например, вы хотите купить квартиру за 3 млн руб. в Екатеринбурге. В ход идет обычный математический расчет: сколько нужно заработать за месяц, чтобы отложить на покупку квартиры, и сколько в довесок необходимо на поддержание и развитие вашего дела. Но надо помнить, что с каждым годом потребности растут, а инфляцию еще никто не отменял, – значит, думаем на перспективу в 5–10 лет, а не на один-два года вперед.

Рассчитайте чек

Вы определили сферу и обозначили цель. Пришло время разобраться, каким будет чек. Он должен быть соразмерен вашим задачам. «Услуга = время» – значит, нужно это время грамотно оценить.

И помните: на рынке услуг нельзя демпинговать цены, правильно демпинговать объем услуг за рыночную цену.

Соберите достойную команду

При найме сотрудников обязательно проверяйте соискателей. Возьмите кандидата на встречу с клиентом или партнером, дайте выполнить работу с предполагаемым результатом, позвоните бывшим работодателям – всегда нужно знать, с каким бэкграундом, в том числе межличностным, человек пришел в вашу компанию. Новый член команды должен обладать не только необходимыми знаниями и профессиональным опытом, но и подходящим уровнем мотивации к работе. Одного сотрудника мотивирует оплата труда, второго – похвала, третьего – дополнительный отпуск.

Приглядитесь к кандидату, определите его тип производительности – линейный или рывковый. Руководители часто ошибаются в отношении людей рывкового типа. Они талантливы, умеют решать проблемы в условиях неопределенности, но не способны к рутинному труду. Такому человеку не подойдет должность помощника – придется себя пересиливать и стать искусственным «линейщиком». А вот на менеджерских позициях он покажет себя как нельзя лучше.

Еще один важный момент: вы должны понимать и помнить, кого и зачем нанимали. Представьте, вы создали юридическую компанию, опираясь на свое образование и профессиональный опыт. Бизнес стал расширяться, в компании появился руководитель коммерческой практики, но вы постоянно пытаетесь взвалить его обязанности на свои плечи. И вот это ключевой момент при найме кадров: если делегируешь, то делегируй. Ваша сфера ответственности – вопросы организации бизнеса и привлечение новых клиентов. Последнее слово должно быть за практиком (бухгалтером, маркетологом, специалистом по закупкам и т.д.), который несет ответственность за конкретный участок бизнеса, а не за вами.

И не забывайте, что важно быть чутким. Нужно прислушиваться к членам своей команды и поощрять их за достигнутые результаты. Если видите, что сотрудник не справляется с работой, – переведите его на другую позицию с учетом его возможностей и потенциала.

Распределяйте прибыль правильно

При запуске бизнеса желательно обратиться к юристам. Они помогут определиться с организационно-правовой формой предпринимательской деятельности – ИП или ООО (о выборе организационно-правовой формы и системы налогообложения читайте в статье «Бизнес с нуля – после пандемии»), а также прописать договоренности с партнерами, контрагентами и клиентами.

Например, не все начинающие предприниматели знают, что, имея внешние инвестиции, лучше регистрировать свой проект под ООО. Хотя стартовать дешевле с регистрации в качестве самозанятого или ИП. Для последующего развития можно взять заемные деньги в банке без привлечения инвесторов. Для последних соглашение с ИП – это риск, так как нет гарантированного распределения долей. Потому подобные вопросы всегда решаются на базе планируемой капитализации предприятия.

Если говорить о распределении прибыли внутри компании, то большинство владельцев бизнеса совершают одну и ту же ошибку: всю выручку пускают на развитие дела. Правильнее 10% прибыли оставлять себе, за счет 10–20% формировать «подушку безопасности», а 30% (а то и 70%, если это сфера услуг) вкладывать в рекламу и маркетинг. Почему так важна реклама? Вернуть старые позиции сложнее и затратнее (примерно в два раза), чем поддерживать узнаваемость продукта.

Маркетинг: с чего начать?

Вы нашли свою нишу и собрали команду. Самое время переключить внимание на маркетинг.

Во-первых, определитесь с бюджетом с учетом своих задач. К примеру, вы готовы обработать 100 заявок на большой чек или 10 тысяч заявок на средний. Это важно понять с самого начала.

Во-вторых, не нужно учиться маркетингу перед запуском бизнеса! Найдите профессионалов. Пусть они запустят проект. Уже потом можно подучиться и взять под контроль процессы, которые вы сможете регулировать. Исключение: если вы маркетолог и запускаете свое маркетинговое или коммуникационное агентство, то вы тот самый профессионал (см. пункт «Определить нишу»).

Как найти профессионала? Смотрите кейсы, читайте реальные отзывы, не останавливайтесь на первой же подходящей кандидатуре – есть смысл опросить нескольких маркетологов и среди них выбрать наиболее компетентного. Проверьте кандидата: скажите ему, что готовы вложить в маркетинг сразу 1 млн руб. Человек воодушевился? Что ж, такой сотрудник вам не нужен. Хороший специалист задаст уточняющие вопросы о вашем проекте, узнает его жизненный путь и проанализирует предыдущие действия. Только после этого он начнет настраивать рекламу и поведет компанию к ежемесячному платежу в 1 млн.

Учитесь на опыте лучших мировых компаний: история Toyota и Porsche

Toyota возрождалась несколько раз. В годы Второй мировой войны компания производила только военные грузовики для японской армии. Коммерческие автомобили стали выпускать лишь после окончания войны в 1947 г. Уже в 1957-м Toyota поставила на американский континент первый автомобиль – Toyota Crown. Экспорт наладили не только в США, но и в Бразилию.

В 1960-е гг. Toyota расширила свое производство и к 1992-му вышла в лидеры по распространенности ее автомобилей среди мирового населения (около 40%). Такой успех компании обеспечила в числе прочего система Toyota Production System (далее – TPS), принципы которой легли в основу «бережливого» производства.

Один из принципов TPS – «точно в срок». Он означает, что все процессы должны быть отлажены и протекать минута в минуту. Этот принцип определяет качество продукта в условиях строгих дедлайнов. Каждая деталь должна быть установлена точно в обозначенное время, чтобы сборка перешла на другой этап. Данный подход заложил основы конвейерной сборки, которые сейчас используют производственные сети по всему миру – от автомобильных концернов до пищевых потоковых предприятий.

«Дзидока» (в переводе – «автономность») ¬– еще один принцип TPS. Эта методика определяет автоматизацию производства и повышение скорости автомобильной сборки. Такой подход позволил компании усовершенствовать производственный процесс при ограниченных инфраструктурных и финансовых возможностях (в 1940–1950 гг. и послевоенные годы; во время кризиса 2009 г., когда компания несла убытки).

Интерес к инженерной системе японцев вырос, когда Toyota вышла на американский и европейский рынки. Другие автопроизводители – Ford, Chrysler и Porsche (переживал кризис в 1992 г.) – были вынуждены пересмотреть свои производственные мощности. Первый и второй успешно изучали систему TPS через Mazda и Mitsubishi, а последний сам обратился за помощью к инженерам Toyota. Благодаря рекомендациям японцев Porsche сократил затраты на персонал (число сотрудников уменьшилось с 9 тыс. до 6,8 тыс.), переработал процесс сборки (количество запасов уменьшилось на 82%) и выпустил новую модель за 3,5 года (срок сборки сократился в два раза).

TPS – лишь одна из систем, которые способствуют быстрому росту эффективности бизнес-процессов. Можно обратиться к рынку финансовых и юридических услуг, можно провести анализ конкурентов и аудит текущих процессов компании – способов достаточно. Только помните: эти способы работают, если правильно их использовать.

Читайте также: