Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Креативные предприниматели и самозанятые, внимание!

С 18 июня по 18 июля 2022 г. можно пройти бесплатное обучение в школе интеллектуального права. Программа рассчитана на самозанятых, ИП и юрлиц, которые работают по таким направлениям, как исполнительское искусство, музыка, кино, анимация, реклама, разработка компьютерных игр и программного обеспечения, архитектура, дизайн, мода, издательская деятельность и новые медиа

Креативные предприниматели и самозанятые, внимание!

Школа для креативных предпринимателей: важные знания – в подарок

23 апреля 2022 г. в Москве открылась школа интеллектуального права для креативных предпринимателей «Креатус». С 18 июня по 18 июля 2022 г. бесплатное обучение смогут пройти слушатели второго потока. Регистрация уже открыта.

Разработчики проекта – Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы и Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.

Программа рассчитана на самозанятых, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц креативного сектора Москвы, которые осуществляют деятельность по направлениям: исполнительское искусство, музыка, кино, анимация, реклама, разработка компьютерных игр и программного обеспечения, архитектура, дизайн, мода, издательская деятельность и новые медиа.

Занятия будут проходить офлайн и онлайн по вторникам и четвергам с 19:00, по субботам – с 12:00.

При успешном прохождении обучения участники программы получат удостоверение о повышении квалификации.

Чему научат в школе «Креатус»

Участникам программы предлагается получить системные знания об особенностях интеллектуального права в различных направлениях креативного предпринимательства.

А что для вас значит «быть креативным предпринимателем»? Будет ли среди вариантов ваших ответов что вроде «разбираться в праве интеллектуальной собственности и умело применять свои знания на практике»? Ведь так безопаснее и выгоднее – для предпринимателя и его бизнеса. Действуя на ощупь, вы подвергаете себя и свое дело неоправданным рискам.

Почему? Для участников программы эти риски проиллюстрировали яркими примерами. А вы о некоторых из них пока можете почитать в подборке материалов на тему «Интеллектуальная собственность» – например, в статьях «Как Роспотребнадзор выявит незаконное использование средств индивидуализации товаров?», «Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права», «О спорах специалистов творческих профессий и их заказчиков», «Могут ли запретить создателю видеоконтента афишировать свое авторство?».

Любопытно прямо сейчас на несколько минут стать участником программы? Я вам покажу, как это.

Строить креативный бизнес и творить без теории – это как бродить в потемках

Азы права интеллектуальной собственности участникам программы теперь известны благодаря директору Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP, члену РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Екатерине Чуковской.

Раз мы договорились сделать вас на пару минут участниками программы, предлагаю пробежаться по теории. Вот вам подборка тезисов, в которых креативный предприниматель плавать не должен. Это одновременно и задание на самопроверку. Попробуйте ответить на 10 вопросов – пойдем от простых к тем, что посложнее. Тут же оставлю развернутые ответы из презентации Екатерины Чуковской. Текста будет много, но ведь всё читать необязательно – все мы давно научились делать это «по диагонали», правда? Главное, чтобы вы смогли оценить глубину своих базовых знаний.

1. Как узнать о регулировании интеллектуальной собственности?

Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 44 Конституции РФ). Основные нормы, ее регулирующие, содержатся в части IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Но этого недостаточно. Екатерина Чуковская посоветовала ознакомиться с интерактивным исследованием «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ – 2021», опубликованным информагентством InterMedia 6 апреля 2022 г. Это комплексное исследование включает три тома – аналитика, терминология и законодательство. Третий том содержит перечни законодательных актов, регламентирующих творческую и досуговую деятельность, образование и научные исследования в сфере культуры, – для каждой из 46 отраслей свой список актов.

(Читайте также: «Изменения в сфере интеллектуальной собственности начала 2022 года» и «Изменения в законодательстве и судебной практике в сфере интеллектуальной собственности в 2021 году».)

2. Что именно считается интеллектуальной собственностью?

  • Интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Их перечень дан в ст. 1225 ГК РФ.

  • РИД, которые являются объектами авторских прав, перечислены в ст. 1259 ГК РФ. Это литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения; карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и прочим наукам; другие произведения.

    Литературные произведения – это любые творческие тексты: стихи и проза; научные исследования; описания технических решений, изобретений и открытий; рекламные слоганы; посты в соцсети; сообщения в мессенджере; даже школьные сочинения, проекты и доклады. К литературным произведениям приравнены компьютерные программы и базы данных (т.е. совокупность самостоятельных материалов, систематизированных для поиска и обработки с помощью компьютера).

    К охраняемым музыкальным произведениям относятся: классическая, современная и экспериментальная музыка; музыкальное сопровождение компьютерных игр, фильмов, спектаклей и рекламы (специально созданная и «синхронизированная» музыка, музыкальный и шумовой фон); «сырье» для творчества (биты, сэмплы и лупы, минусовки и треки).

  • РИД, которые являются объектами прав, смежных с авторскими, перечислены в ст. 1304 ГК РФ. Это исполнения (т.е. результаты исполнительской деятельности артистов и дирижеров, например исполнение роли, чтение, декламация, игра на музыкальном инструменте, исполнение произведения литературы и искусства, народного творчества, имитаций, пародий и т.п.), постановка, фонограмма, вещание, содержание базы данных, а также произведения литературы, науки и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

  • РИД, которые являются объектами патентных прав, перечислены в ст. 1349 ГК РФ. Это изобретения (технические решения, относящиеся к продукту, веществу, препарату или способу), полезные модели (технические решения, относящиеся к устройству), промышленные образцы (решения внешнего вида изделий промышленного или кустарно- ремесленного производства, отражающие их эстетические особенности: форму, конфигурацию, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстуру или фактуру материала), селекционные достижения (новые устойчивые сорта растений и породы животных).

    (Подробнее об изобретениях, о полезных моделях и промышленных образцах читайте в статье «О патентах простыми словами».)

  • Средства индивидуализации перечислены в гл. 76 ГК РФ. Это обозначения, позволяющие выделить на рынке товары, работы, услуги и производителей: фирменное наименование и коммерческое обозначение (первое содержит указание на организационно-правовую форму юрлица + собственно его наименование; второе служит для индивидуализации принадлежащих ИП или юрлицу предприятий); товарный знак и знак обслуживания (первый служит для индивидуализации товаров, второй – для индивидуализации работ и услуг); наименование места происхождения товара (НМПТ) и географическое указание (ГУ).

    Товарные знаки и знаки обслуживания, НМПТ и ГУ требуют регистрации в Роспатенте. Фирменное наименование регистрируется при создании юрлица.

  • Секретам производства (ноу-хау) также предоставляется правовая охрана (гл. 75 ГК РФ). Это сведения о РИД в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности, к которым у третьих лиц нет свободного доступа.

2. Что законом не охраняется?

Идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения, открытия, факты, языки программирования; результаты неинтеллектуальной деятельности; РИД из стран, не участвующих в международной охране интеллектуальной собственности; РИД, не прошедшие необходимых процедур; раскрытые ноу-хау; РИД, никогда не охранявшиеся, или срок охраны которых истек; РИД, выведенные из-под охраны законом или правообладателем; результаты нечеловеческой деятельности.

3. В каком случае объект авторских прав получает правовую охрану?

Охраняются все результаты художественного и научного творчества и их части (фрагменты, названия, персонажи и т.п.). Но при условии, что они выражены в объективной форме (устная, письменная, изображения и т.п.). Охраняется форма выражения, а не идея или сюжет.

Причем охрана не зависит от достоинства и назначения произведения, его содержания, обнародования и опубликования, места размещения, вещных прав на носитель, мотивов и обстоятельств творчества, формальностей (например, базы данных и программы для компьютера регистрируются добровольно в Роспатенте; остальные объекты добровольно депонируются в цифровых сервисах – подробнее о депонировании читайте в материалах «4 способа доказать свое авторство» и «Как технологии защищают творчество в Интернете»).

4. Какие у автора есть права?

1) Личные неимущественные права (вечные, неотчуждаемые, отказаться от них невозможно); 2) имущественные права, или исключительное право (срочное, оборотоспособное, от него можно отказаться); 3) иные права (возникают не у всех авторов и не при любых обстоятельствах).

К иным авторским правам относят: право на получение вознаграждения в определенных случаях (за использование служебного произведения или музыки в составе аудиовизуального произведения и проч.); право доступа к произведению изобразительного искусства (ст. 1292 ГК РФ), право следования (ст. 1293 ГК РФ) и т.д.

К личным неимущественным правам автора чаще относятся: 1) право авторства (право признаваться автором произведения); 2) право автора на имя (право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем или без указания имени); 3) право на неприкосновенность произведения (недопустимо внесение изменений, сокращений и дополнений, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и пояснениями без согласия автора); 4) право на обнародование произведения (право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения); 5) право на отзыв произведения (право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании).

Права на обнародование и отзыв нередко относят не к личным неимущественным, а к иным правам автора, на которые не распространяются правила о неотчуждаемости, непередаваемости и ничтожности отказа от прав (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому и возникают, например, такие вопросы: вправе ли наследник обнародовать произведение, если автор ранее воспользовался правом на отзыв? Может ли право на отзыв перейти к наследникам?

Исключительное право – право самостоятельно использовать свое произведение в любой форме любым способом, разрешать или запрещать такое использование другим лицам.

5. Что считается использованием объекта авторского права, а что – нет?

Способы использования объекта: воспроизведение, распространение, публичный показ, импорт оригинала или экземпляров в целях распространения, прокат (передача оригинала или экземпляра во временное возмездное пользование), публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, ретрансляция, перевод произведения на другой язык, переработка, доведение до всеобщего сведения.

Использованием объекта не будут считаться:

  • личное «потребление»;
  • практическое применение положений, составляющих содержание произведения, т.е. «прочитал и сделал, как написано» (кроме дизайна, архитектурных и садово-парковых произведений и т.п.);
  • передача экземпляра произведения во временное безвозмездное пользование;
  • «вторичное» распространение правомерно введенных в гражданский оборот экземпляров (принцип исчерпания прав на физические носители).

6. В каком случае произведение можно использовать без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

  • использование в личных целях (за исключением копирования и строительства);
  • цитирование, в том числе в переработанном виде, для раскрытия собственного творческого замысла;
  • цитирование в учебных (образовательных), научных, критических, полемических, информационных и иных культурных целях;
  • живое исполнение силами сотрудников и «клиентов» без цели извлечения прибыли в организациях образования, медицины, социального обслуживания и в местах лишения свободы;
  • включение в качестве иллюстраций в издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи учебного характера;
  • запись в электронной форме и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций;
  • использование в судебных целях, в целях дознания и следствия;
  • публичное исполнение музыкальных произведений в официальных и религиозных церемониях и во время похорон;
  • адаптация произведения для лиц с ограниченными возможностями;
  • переработка в целях создания пародий и карикатур, подражаний и стилизаций;
  • использование без цели извлечения прибыли произведений, расположенных в открытых для доступа публики местах, увиденных или услышанных из такого места;
  • обзоры печати, новости дня;
  • изготовление единичных экземпляров библиотеками и архивами;
  • ксерокопирование фрагментов или малообъемных произведений для аудиторных занятий;
  • краткосрочная запись, осуществленная организацией вещания;
  • запуск и единичное копирование программы для компьютера, исследование, декомпиляция, усовершенствование, использование.

7. В каком случае произведение можно использовать без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения?

    Частное копирование аудиовизуальных произведений и фонограмм;
  • передача в эфир, ретрансляция, публичное исполнение передаваемых в эфир произведений;
  • использование фонограмм с записью исполнения, выпущенных в коммерческих целях;
  • публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю музыкальных произведений с текстом или без текста, а также отрывков музыкально-драматических произведений;
  • использование музыкального произведения с текстом или без текста в составе аудиовизуального произведения;
  • перепродажа оригиналов произведений изобразительного искусства и автографов литературных и музыкальных произведений.

8. Что учесть при использовании произведения умершего автора?

Главное – узнать, в каком году автора не стало. По общему правилу произведения российских авторов охраняются в течение 70 лет после их смерти, считая с 1 января следующего года. Если произведение было создано в соавторстве, срок отсчитывается от года смерти автора, пережившего других соавторов. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны его произведения увеличивается на четыре года. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок исчисляется не от дня смерти, а от даты вынесения решения о реабилитации.

Собираетесь использовать анонимное произведение – свяжитесь с представителем автора, например издателем. Срок охраны такого произведения отсчитывается от года обнародования. Но если за последующие 70 лет аноним раскроет свое авторство, срок будет исчисляться по общему правилу.

Срок охраны произведения, которое не было обнародовано при жизни автора, исчисляется 70 годами после дня обнародования, а не смерти автора. Если произведение было обнародовано позже, чем через 70 лет после смерти автора, решение об использовании будет принимать его публикатор, а не наследники.

Срок охраны произведений иностранных авторов после смерти зависит от их гражданства. Но в силу участия России в Бернской конвенции этот срок составит не менее 50 лет.

9. Сколько действуют права на средства индивидуализации?

  • Товарный знак – 10 лет со дня подачи заявки на госрегистрацию. Но возможно продление неограниченное число раз. Досрочное прекращение повлечет неиспользование товарного знака в течение 3 лет. Общеизвестному товарному знаку предоставляется бессрочная правовая охрана (ст. 1508 ГК РФ).
  • НМПТ и ГУ – весь срок производства товара. Охрана предоставляется в силу госрегистрации в течение 10 лет со дня подачи заявки. Возможно продление неограниченное число раз.
  • Коммерческое обозначение – бессрочно, но прекращается в случае неиспользования в течение года.
  • Фирменное наименование – срок деятельности юридического лица.

10. Что точно нужно знать о служебных произведениях работодателям и работникам?

Если произведение или исполнение создается в рамках трудового договора, в рабочее время и в соответствии с должностной инструкцией или заданием работодателя, то результат творческой деятельности приобретает статус служебного. Работник сохраняет право авторства и возможность выступить под псевдонимом. А вот право на использование обычно принадлежит работодателю.

Работодатель обязан в течение 3 лет с момента предоставления ему работником служебного произведения начать его использовать, предоставить такую возможность кому-то еще или объявить автору о сохранении произведения в тайне (последнее требует дополнительного оформления в локальных актах работодателя). В любом из этих случаев работник имеет право на вознаграждение, помимо зарплаты. Если работодатель не уложился в трехлетний срок, исключительное право возвращается работнику, и он может распорядиться произведением по своему усмотрению.

Вице-президент ФПА РФ, советник адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян предупредила – даже если работник уволился, право на вознаграждение у него остается.

А еще она обратила внимание на несколько важных моментов.

  • Главное – наличие трудовых отношений. Причем возникают они не со дня подписания трудового договора, а с момента допуска к работе. При наличии доказательств суд может признать фактические трудовые отношения, даже если договор не был подписан.
  • В перечне трудовых обязанностей работника должна быть обязанность по созданию РИД. Скажем, если уборщица в институте ядерной химии создает новый изотоп, то РИД не будет служебным.
  • Работодателю необходимо позаботиться о наличии задания, т.е. нужно поручить создание РИД.

«Вы формируете группу, которая будет работать над созданием РИД. Объясняете, чего вы хотите от каждого работника: под каждый шаг должно быть задание. А затем по графику принимаете работу, – объяснила Елена Авакян. – Тогда вы станете правообладателем. РИД у вас будет служебным. В остальных случаях вы владелец головной боли с перспективой долгих судебных разбирательств. Человек придет в суд и скажет: “Какой-то гражданско-правовой договор был, но я от прав не отказывался. Поэтому я соправообладатель со всеми вытекающими последствиями”».

***

Ну как, простые вопросы? Это лишь общая, незначительная часть того, о чем узнали участники программы, пока слушали о технике правовой безопасности в рекламе, исполнительских искусствах, изобразительном искусстве и дизайне, архитектуре, медиа, издательском деле и журналистике, моде и гастрономии, а также при создании аудиовизуального произведения, компьютерных игр и графики, создании и использовании музыки.

Неважно, какими оказались результаты вашей самопроверки. Идем дальше. Я покажу, зачем все это нужно.

От теории – к практике

Мы уже вспомнили, что такое исключительное право. Знать о нем нужно для того, чтобы правильно им распоряжаться. Как раз об этом участникам программы рассказала вице-президент ФПА РФ, советник адвокатского бюро ЕПАМ Елена Авакян.

Учимся прогнозировать проблемы

Исключительное право – имущественное, срочное и имеет территориальный характер действия. А еще оно абсолютное. Вам известно, что это значит? Елена Авакян привела пример: вот создали мы, два соавтора, произведение. Нас двое, а потому речь идет о соправообладании. Это как у супругов. Создали вместе произведение = поженились в области права интеллектуальной собственности. Только вот супруги, разведясь, могут разделить свою совместную собственность на части, а мы произведение – нет. Мы остаемся соправообладателями. И чтобы распорядиться РИД, нам нужно договориться, необходимо единогласие.

Абсолютность исключительного права порой рождает массу проблем. Вот вам пример из жизни: 1 учебник, и 28 соавторов. Один из них решил учебник перерабатывать и продавать. Выкупил права у 26 соавторов, а 27-й умер. У него оказалось пятеро наследников. Что мы получаем? Шестеро соправообладателей с равными правами.

Учимся распоряжаться своими правами

Исключительное право можно передать по договору, завещать, заложить, внести в качестве вклада в совместный проект или уставный капитал и т.д. Заключение договора об отчуждении исключительного права приводит к замене правообладателя. А лицензионный договор позволяет предоставить другому лицу право использования РИД или средства индивидуализации в установленных таким договором пределах. Например, когда мы говорим «открытое ПО», имеем в виду, что есть публичный лицензионный договор с нулевой ставкой возмездности, который может содержать ограничения использования.

Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме. Обязательной госрегистрации он подлежит, только если регистрации подлежит сам объект. Этот договор менее всего заурегулирован, поэтому в нем может быть много необычных условий и ограничений. Елена Авакян предупредила: читаем то, что подписываем. И когда пишем, помним, что скорее нас не читают.

«В Интернете люди соглашаются с тем, что не читают. А потом человек приходит в суд, разводит руками и говорит: “А я ни слова не понял. Объясните”, – рассказала Елена Авакян. – В последнее время суды чаще стали говорить, что сделать пользовательское или лицензионное соглашение максимально понятным – обязанность правообладателя. Когда мы судимся с физлицом, нужно помнить о “презумпции невменяемости” такого участника гражданского оборота – именно из нее исходят суды. Если вы не сумели объяснить “невменяемому” участнику, чего от него хотели, значит, вы не правы. Потому если вы хотите, чтобы вас поняли, упрощайте, схематизируйте, сводите информацию к инфографике. И сделайте так, чтобы никто не смог сказать, что он это не видел. Пусть красивые картинки пройдут перед глазами принудительно, но так, чтобы не создать препятствия к восприятию».

Учимся анализировать

Исключительным правом могут обладать граждане и организации. Но при этом физлицам не могут принадлежать товарные знаки. «Впрочем, недавно в Госдуму внесли законопроект, которым предлагается закрепить право граждан регистрировать товарные знаки на свое имя, – рассказала Елена Авакян. – Но пока закон не принят, если товарный знак перешел к вам по наследству, у вас есть 6 месяцев на то, чтобы решиться – либо товарный знак отчуждать, либо становиться предпринимателем и в дальнейшем его использовать.

(Подробнее о законопроекте читайте в новости «Минэкономразвития предлагает разрешить гражданам без статуса ИП регистрировать товарные знаки».)

Вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам Константин Марков рассказал еще об одном законопроекте: NFT (non-fungible token) предлагают включить в перечень охраняемых РИД, чтобы обеспечить защиту их правообладателей. В проекте закона дано определение NFT – «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн)». Константин Марков объяснил, что NFT – это цифровой сертификат на некий объект, например произведение фотографического искусства. Он связан с технологией блокчейн, на которой держится криптовалюта.

А Елена Авакян предложила вот о чем подумать: «Недавно Эрмитаж продал NFT картин из своей коллекции на 32 млн руб. Так что продал Эрмитаж? Ответы я слышала разные – вплоть до “продал права на картины”. Но что, прям так на “Мадонну Литту” Леонардо да Винчи право продал? Цена уж как-то невелика. Нет, о правах речи точно не шло. Эрмитаж продал цифровую копию за подписью гендиректора музея Михаила Пиотровского. Можно было прийти в Эрмитаж, купить репродукцию в магазине, дойти до кабинета Михаила Пиотровского и попросить его ее подписать».

***

Образовательные мероприятия и конференции, посвященные интеллектуальной собственности, не обходятся без жизненных примеров о денежных потерях и упущенных возможностях. Вы только представьте, каково это: создавали компьютерную программу вдвоем, а деньги получил тот, кто похитрее. Отнес сценарий на телеканал ¬– отказали, а потом использовали без разрешения; принес во второй раз – то же самое. Не подумав, шрифт чужой для афиши взяли или фото, второпях переданное фотографом-любителем после спектакля, – и вот уже автор недоволен, добро пожаловать в суд.

И ведь это не выдуманные случаи. Техника правовой грамотности как раз и помогает не копить собственные примеры. Тут уж лучше слушать чужие истории, чем рассказывать свои. Согласны?


Фотобанк Freepik/@pikisuperstar

Читайте также: