Как технологии защищают творчество в Интернете
Сегодня только беспечные создатели произведений науки, литературы и искусства не могут доказать свое авторство или отследить нарушителей своих прав в Сети. А осмотрительные креаторы успешно борются с пиратами с помощью новых сервисов и добиваются финансового успеха
Тотальная цифровизация ставит творческого человека перед выбором: либо он соглашается оставаться жертвой собственной беспечности – и плоды его труда бесконтрольно тиражируются в Интернете, либо он стремится «получить по заслугам» – и его права приносят ему финансовый успех. В этой статье мы посмотрим, как новые технологии повлияли на институт интеллектуальной собственности и какие инструменты защиты творчества являются наиболее надежными.
Депонирование: доказать авторство теперь проще простого
Человеческий интеллект в годы пандемии показал, что готов к неожиданным переменам и способен на резкий и качественный технологический рывок. Работа и учеба – в удаленном режиме, отдых – в виртуальной реальности. Не смог Covid-19 остановить и творчество. Авторы всецело погрузились в цифровое пространство: там они создают произведения, там же их и презентуют. Однако в изменившемся мире быстро сориентировались злоумышленники. Результаты их «работы» впечатляют: в первые девять месяцев прошлого года пользователи скачали с пиратских сайтов более 3,7 млрд нелицензионного контента. Теряя потенциальные доходы в миллионы рублей и долларов, творцы всерьез задумались о защите своих прав в цифровой среде.
Бернская конвенция, к которой присоединилась Россия, гласит, что авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают с момента их создания и подлежат охране без соблюдения автором каких-либо формальностей. Но на практике доказать свое авторство непросто. К тому же на рынке интеллектуальной собственности появились цифровые объекты, которые распространяются с огромной скоростью: музыкальные произведения, фотографии, видео. Так возникла потребность в оперативном способе защиты творчества. И им стало депонирование.
Цифровое депонирование – это процесс фиксации авторства и приоритета, т.е. даты и времени создания произведения. Онлайн-сервисы, построенные на базе блокчейна, предлагают авторам защищенные ячейки, в которых будут храниться произведения в цифровом формате. Блокчейн представляет собой реестр взаимосвязанных блоков данных, каждый из которых обладает собственным ключом шифрования. Благодаря таким ключам украсть или подделать данные в реестре невозможно, что дает авторам гарантию сохранности их произведений. В России задепонировать свое произведение можно в онлайн-сервисе n’RIS. Там же автор получает электронное свидетельство, которое он сможет использовать в суде для подтверждения авторства.
За последние пару лет креаторы стали чаще депонировать тексты, аудио, изображения, а также составные произведения, включающие в себя сразу несколько объектов интеллектуальной собственности. В 2021 г. развлекательный и обучающий контент в формате лекций, курсов и тренингов оказался на четвертом месте в рейтинге депонирования на сервисе. Творцы обратили внимание, что составные произведения можно депонировать и защищать целиком, а не как раньше, когда объекты, из которых состоит произведение, в реестр вносили по отдельности.
Почему авторы все чаще пользуются сервисами депонирования для защиты своих креативных продуктов и доходов от них? Вот вам пример: известный российский лайф-коуч и блогер Елена Блиновская выиграла 11 судебных споров, поводом для которых стало неправомерное использование ее обучающих тренингов. Во всех этих случаях одним из оснований удовлетворения иска было наличие свидетельства о депонировании произведений в сервисе n’RIS. Споры разрешаются в пользу обладателей таких свидетельств регулярно. Сегодня в картотеке хранится более сотни удовлетворенных исков о защите интеллектуальных прав на объекты, задепонированные в n’RIS.
Антипиратство: автоматизированная система выследит нарушителя и отправит ему претензию
Авторы не всегда справляются с защитой своих произведений – в «ручном режиме» это очень сложно. Судите сами: вы находите свои тексты, музыку или изображения на сторонних сайтах, связываетесь с правонарушителями, требуете удаления контента. Но пока вы это делаете, результаты вашего творческого труда перетекают на другие веб-страницы – и все надо начинать заново. Для такой борьбы с пиратами обычно не хватает времени, ресурсов и, главное, юридических знаний, которые нужны для составления грамотных претензионных писем.
Избавиться от рутины авторам помогают автоматические сервисы. Они берут на себя поиск нелегального контента и разбирательство с нарушителями. Один из таких сервисов – Antipiracy от n’RIS. Основные процессы в нем автоматизированы, а инструкции и претензии подготовлены юристами. Автору достаточно загрузить оригинальное произведение и отметить ресурсы, где его контент используется легально. После этого система проводит мониторинг сайтов, социальных сетей, торрент-трекеров, файлообменников, стриминговых сервисов и видеохостингов, чтобы выявить нарушения авторских прав. Технология искусственного интеллекта позволяет сервису свести к минимуму ошибки и не поддаться на хитрости: даже если нарушители поменяли музыкальное сопровождение, добавили водяной знак или обрезали края видеоматериала, система все равно найдет произведение и добавит ссылку на него в свою базу данных о пиратстве. Затем сервис Antipiracy находит контакты обладателей веб-ресурсов и регистраторов доменов, на сайтах которых был найден пиратский контент, и направляет им претензионные письма со скриншотами веб-страниц с зафиксированными нарушениями.
Удаляй, или хуже будет!
В России за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Согласно гражданскому законодательству автор в судебном порядке вправе требовать компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб., двукратном размере стоимости экземпляров произведения или стоимости права их использования. В судебном процессе свидетельство о депонировании зачастую играет решающую роль. Как показывает практика, суды оказываются на стороне тех участников спора, которые ссылаются на размещенные в репозиториях объекты. Так, в 2021 г. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел спор корейской фирмы Gymworld и компании «ТрэйдСтор» о правах на дизайн упаковки детского конструктора. Gymworld потребовала запретить использование дизайна и продажу на территории РФ контрафактного товара, а также взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав. Одним из оснований для удовлетворения иска стало наличие у Gymworld свидетельства о депонировании дизайна упаковки. В результате суд запретил «ТрэйдСтор» его использовать и взыскал с компании более 11 млн руб.
Административная ответственность заключается в наложении штрафа в размере от 1500 до 40 000 руб. с конфискацией контрафактных экземпляров, а также оборудования, использованного для их воспроизведения. Уголовный кодекс предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 000 руб. или лишения свободы на срок до 6 лет – в зависимости от тяжести совершенного деяния. Причем привлечение пирата к административной или уголовной ответственности не лишает автора права запустить гражданско-правовой процесс.
«Антипиратский закон»1 дает возможность администраторам доменов и интернет-провайдерам добровольно удалять нелегальный контент. А теми, кто проигнорировал претензию автора и оставил все как есть, занимается Роскомнадзор, который назначен исполнителем судебных решений. В случае отказа удалить пиратский контент регулятор может заблокировать ресурс. Все эти решения публичны и без последствий не остаются: тем, кто прославился пиратством, трудно вернуться в профессию, в цивилизованный Интернет, даже начать новый проект. Пиратов всегда можно найти по цифровому следу.
1 Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».