Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права

Бесплатно включать в заведении можно только музыку с открытой лицензией или ставшую общественным достоянием. В остальных случаях нужно будет заключить договор с правообладателем или Российским авторским обществом и перечислять авторское вознаграждение, чтобы потом не пришлось выплачивать значительные денежные компенсации

Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права

Довольно трудно найти владельца магазина, ресторана, салона красоты или фитнес-клуба, который ни разу не включал музыку для своих клиентов. Однако далеко не каждый предприниматель задумывается над тем, что ее публичное исполнение допускается только с разрешения правообладателя. Порой это приводит к нарушению авторских и смежных прав и, как следствие, к необходимости выплачивать значительные денежные компенсации.

Почему нельзя включать музыку без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора – авторские права, охраняемые законом. Это значит, что только он имеет право извлекать выгоду из результата своей интеллектуальной деятельности, а иные лица по общему правилу не могут использовать произведение без его согласия. Если такое использование все же состоялось, то оно будет считаться незаконным и может повлечь за собой гражданско-правовую (ст. 1252, 1301 ГК РФ), административную (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовную (ст. 146 УК РФ) ответственность.

Если вы хотите использовать музыку какого-либо исполнителя или композитора, то с ним необходимо заключить лицензионный договор, который должен предусматривать (ст. 1235 ГК РФ):

  • способы и территорию использования результата интеллектуальной деятельности;
  • размер лицензионного вознаграждения;
  • срок действия договора.

При этом некоторые правообладатели, в том числе широко известные, предоставляют такую возможность бесплатно. Напомню историю, которая случилась 13 лет назад в оренбургском баре Underground. За публичное исполнение одной из песен группы «Сплин» бар получил претензию от Российского авторского общества (РАО) с требованием выплатить денежную компенсацию. После этого руководитель заведения написал обращение в адрес лидера музыкальной группы Александра Васильева, в котором попросил разрешения использовать его песню. Разрешение бар получил. Финансовых выплат в пользу РАО на этот раз удалось избежать.

Рисунок 1.jpg

Что делать, если получить разрешение автора проблематично, а музыку использовать хочется?

В случае если заключить договор с правообладателем не представляется возможным, предпринимателю нужно быть готовым к встрече с представителями организации по коллективному управлению авторскими правами – РАО. Это посредник между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях, который получил государственную аккредитацию (ст. 1244 ГК РФ). На данный момент РАО представляет интересы более 26 тыс. российских и 2 млн иностранных правообладателей.

Если предприниматель заключает лицензионный договор с РАО, то он может включать у себя в заведении практически любые российские и зарубежные композиции. Все, что требуется от него, – одновременно с перечислением авторского вознаграждения по лицензионному договору предоставить РАО сведения о произведениях, которые публично исполнялись в отчетный период. Это нужно, чтобы РАО могло установить обладателей авторских прав, которым причитается вознаграждение.

Данный механизм значительно облегчает предпринимателю жизнь, ведь обычно получить разрешение у всех обладателей авторских прав на произведения, которые звучат в заведении, практически невозможно. Чтобы заключить лицензионный договор с каждым правообладателем и перечислять им причитающееся вознаграждение, предпринимателю нужен целый штат сотрудников. А так РАО после заключения лицензионного договора самостоятельно распределяет и перечисляет авторское вознаграждение.

Как правильно составить запрос в РАО?

На сайте РАО размещены формы заявлений о предоставлении права использования произведений. Нужно лишь скачать подходящую форму и корректно заполнить поля. Это заявление направляется в РАО в электронной форме по электронной почте. Затем представители РАО свяжутся с отправителем, предложат заключить лицензионный договор и укажут размер вознаграждения.

Может ли РАО подавать иски в защиту прав авторов?

Положения п. 5 ст. 1242 ГК РФ предусматривают, что организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Следовательно, РАО может подать иск от любого российского и иностранного автора. При этом ему даже доверенность не нужна. Полномочия подтверждаются свидетельством о государственной аккредитации.

Как РАО фиксирует факт нарушения авторских прав?

Происходит это так. Представитель РАО приходит в помещение и осуществляет видеофиксацию исполнения музыкальных произведений. Далее проводится фонографическое и музыковедческое исследование, результаты которого отражаются в соответствующем акте. Заключение специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского права. Перед тем как обратиться в суд, РАО направляет ответчику письмо с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование музыки. Размер компенсации установлен Постановлением Авторского Совета РАО от 24 апреля 2014 г. № 5 и составляет 20 тыс. руб. за одно произведение. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО подает иск в суд.

Вот несколько примеров из обширной судебной практики, когда предпринимателям приходилось выплачивать в пользу РАО весьма существенные суммы за незаконное публичное исполнение музыки:

  • с ООО «Луч Арт» взыскана компенсация за нарушение авторских прав во время проведения концерта «Звезды ВИА 70–80-х» в размере 300 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 г. по делу № А40-150216/21-51-1006;
  • с ООО «Тэма Рус» взыскана компенсация за нарушение авторских прав при осуществлении телетрансляции на канале MY ZEN TV в размере 280 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2021 г. по делу № А40-91227/21-27-619;
  • с АО «Национальная спутниковая компания» взыскана компенсация за нарушение авторских прав при сообщении в эфир на телеканале «Остросюжетное» музыкальных произведений в размере 600 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 октября 2021 г. по делу № А56-13115/2021.

Как найти способ использовать музыку бесплатно?

1. Включайте музыку с открытой лицензией.

Существуют музыкальные произведения, которые авторы размещают в свободном доступе, т.е. они отказываются от права на вознаграждение. Это так называемая лицензия Сreative Сommons (СС). Размещая произведение на условиях такой лицензии, автор разрешает использовать свой контент всем желающим на определенных условиях. При этом все лицензии Creative Commons являются неисключительными, отчуждения прав не происходит. У автора сохраняется право заключать лицензионные договоры на других условиях, в том числе более жестких.

Бесплатное коммерческое использование произведений возможно при следующих типах лицензий СС:

  • CC Attribution (CC BY);
  • CC Attribution — Share Alike (CC BY-SA);
  • CC Attribution — No Derivative Works (CC BY-ND).

Найти такую музыку можно, например, на сайтах www.netlabels.org и www.freemusicarchive.org.

2. Включайте музыку, ставшую общественным достоянием.

У любого авторского права есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторского права такой срок составляет 70 лет со дня смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). Но не стоит забывать про наличие смежных прав у исполнителей и изготовителей фонограмм произведений, срок действия которых – 50 лет.

Допустим, с момента смерти композитора С.В. Рахманинова прошло 70 лет. Авторские права в данном случае не действуют. Но имеются записи его произведений в исполнении оркестра, сделанные в 2021 г. Смежные права на данные записи перестанут действовать только в 2071 г. А до этого времени предприниматель должен выплачивать оркестру вознаграждение.

Коротко о главном

  • На каждое музыкальное произведение распространяется авторское право.
  • Автор музыкального произведения имеет право получать вознаграждение за его коммерческое использование.
  • Музыкальные сервисы («Яндекс.Музыка», Spotify, Apple music и т.д.) не предназначены для коммерческого использования. Более того, в заведении также запрещено использовать радио и включать музыку с любого материального носителя.
  • Можно включать музыку с открытой лицензией Creative Commons или с истекшими авторским и смежными правами. Либо можно заключить договор с правообладателем или РАО. Тем, кто еще не урегулировал взаимоотношения с правообладателями и РАО, необходимо узаконить использование музыки в своем заведении. Это позволит застраховать себя от рисков, связанных с судебными разбирательствами, уплатой штрафов и выплатой компенсаций правообладателям.

Читайте также: