Как Роспотребнадзор выявит незаконное использование средств индивидуализации товаров?
Об использовании чужого товарного знака или сходных обозначений на этикетках и упаковках товаров, в рекламе и Интернете могут сообщить граждане и организации, органы госвласти и местного самоуправления, СМИ и общественные объединения потребителей. После этого Роспотребнадзор проведет проверку, и правонарушителя привлекут к административной ответственности
За последние несколько лет государство усилило контроль за соблюдением прав правообладателей на средства индивидуализации с целью уменьшения в России доли контрафактной продукции. Возможно, принятие новых нормативных и ненормативных правовых актов в этой области связано с выполнением плана по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденного Правительством РФ1.
Приказом Роспотребнадзора от 23 декабря 2021 г. № 804 был утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее – индикатор). Приказ вступил в законную силу 1 февраля 2022 г. Он предоставил правообладателям дополнительную возможность пресечь нарушение своих прав на средства индивидуализации товаров, работ и услуг.
На какие нарушения указывает новый индикатор риска и как о них узнает Роспотребнадзор?
Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не считаются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Другими словами, это признаки, которые говорят о том, что с большой долей вероятности физическое лицо или организация нарушает установленные законом требования. Такие индикаторы утверждаются органом власти, ответственным за нормативно-правовое обеспечение соответствующей сферы контроля (ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ)).
В области защиты прав потребителей индикаторы риска нарушения обязательных требований учитываются, когда принимается решение о том, есть ли основания проводить в отношении лица внеплановую проверку или иное контрольное (надзорное) мероприятие (п. 1 ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
В Приказе Роспотребнадзор установил индикатор в области защиты прав потребителей как признак, который может свидетельствовать о наличии у лица товаров, для продажи (введения в гражданский оборот) которых были использованы чужие товарный знак, наименование места происхождения товаров или сходное с ними обозначение. Причем использоваться они могут не только на самих товарах, но и на этикетках и упаковках, в документации, предложениях о продаже товаров, объявлениях, на вывесках, в рекламе и Интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
О возможном наличии индикатора в деятельности лица, осуществляющего взаимодействие с потребителями, Роспотребнадзору может стать известно из следующих источников:
- от граждан и организаций;
- от органов государственной власти и местного самоуправления;
- из средств массовой информации;
- из общественных объединений потребителей и др.
Чем грозит выявление индикатора риска в деятельности гражданина или юрлица?
В случае выявления индикатора риска в деятельности лица или группы лиц Роспотребнадзор вправе провести контрольные (надзорные) мероприятия. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) Роспотребнадзор: проводит проверки граждан, в том числе предпринимателей, и юридических лиц; пресекает нарушение законодательства; применяет меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушения обязательных требований (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322).
Проверки Роспотребнадзор проводит во внеплановом режиме. Они предусматривают взаимодействие с проверяемым лицом (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) или проводятся без такого взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование) (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1005).
Если правообладатель или иное заинтересованное лицо (например, общественная организация или СМИ) обнаружили индикатор в действиях лица или группы лиц, то они могут обратиться в Роспотребнадзор с целью инициировать проведение проверки. Если будет выявлено, что проверяемое лицо нарушило требования правомерного использования средств индивидуализации, то в отношении него должностное лицо управления Роспотребнадзора составит протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ («Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)») 2.
Как сообщить в Роспотребнадзор о нарушениях?
Роспотребнадзор рассматривает обращения граждан в соответствии с общим порядком, утвержденным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ и собственными инструкциями (Приказ Роспотребнадзора от 26 июня 2017 г. № 480).
Обращение можно подать как на бумажном носителе, так и в форме электронного сообщения. Электронные обращения направляются путем заполнения специальной формы на Едином портале Роспотребнадзора для подачи обращений граждан. Этот портал размещен на сайте Роспотребнадзора. Чтобы заполнить форму, нужно перейти через раздел сайта «Для граждан» в подраздел «Обращения граждан».
Необходимо учитывать, что большое количество обращений перенаправляется по компетенции из центрального аппарата в территориальные органы Роспотребнадзора. Во избежание увеличения сроков рассмотрения обращения рекомендуется направлять его непосредственно в территориальный орган, расположенный по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, в отношении которых должна быть проведена проверка.
Какие еще способы защиты своих прав может использовать правообладатель?
Помимо возможности инициировать проверку деятельности предполагаемого нарушителя, правообладатель может использовать и иные способы защиты своих прав на средства индивидуализации:
- требовать в судебном порядке защиты своего права, в частности путем взыскания убытков или компенсации с нарушителя (ст. 15, 1515 ГК РФ);
- требовать в судебном порядке изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемое средство индивидуализации или сходное с ним до степени смешения обозначение. Если введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток и упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним обозначения (ст. 1515 ГК РФ);
- требовать применения иных мер защиты, которые распространяются на средства индивидуализации (ст. 1252 ГК РФ);
- обратиться в Федеральную антимонопольную службу для инициирования дела о недобросовестной конкуренции в связи с нарушением ст. 14.4 Закона «О защите конкуренции»;
- обратиться в правоохранительные органы с заявлением о наличии в действиях предполагаемого нарушителя признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ.
1 Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2021 г. № 2964-р.
2 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2016 г. № 09АП-52288/16.