О перемещении работников на новое рабочее место и расчете отпускных госслужащим

Читатели спрашивают: прав ли работодатель, если он регулярно направляет работника на другие участки предприятия для работы с незнакомым ему оборудованием? И должны ли учитываться премии при расчете отпускных гражданским служащим?

О перемещении работников на новое рабочее место и расчете отпускных госслужащим

Эксперты «АГ» продолжают отвечать на вопросы читателей в рамках рубрики «Трудовые права работников». Здесь мы рассказываем, что делать, если на работе с вами поступили несправедливо.

«Вправе ли работодатель перемещать работника на другой участок в пределах территории предприятия для работы с незнакомым ему оборудованием без его согласия и оформления распоряжения?» – с таким вопросом в редакцию «АГ» обратился мужчина, который работает на предприятии электромонтером.

Читайте также
Нарушение прав работников при переводе на другой участок предприятия и увольнении
Могут ли платить меньше за прежнюю работу, если поменялось только рабочее место? И что делать, если работодатель вынуждает подписать соглашение о расторжении трудового договора, которое лишит права на причитающиеся работнику выплаты?
22 Июня 2021 Советы

В порядке ст. 72.1 ТК РФ работодатель вправе перемещать работника без его согласия на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручать ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения условий трудового договора. Значит, работодатель вправе менять рабочее место работника, если в договоре не определены: а) участок, за которым работник закреплен; б) перечень обслуживаемого оборудования.

При этом из п. 1.4.3 ПТЭЭП следует, что работник должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки. В этой связи нарушением видится отсутствие перечня закрепленного за работником оборудования, за которое он несет ответственность.

Из письма читателя следует, что при перемещении работников никакие документы не оформляются. Это нарушение. Свое решение о перемещении работодатель должен оформлять в виде приказа или распоряжения. Если распоряжение носит характер устного указания, работник вправе его игнорировать.

В силу ч. 1 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. Данному положению соответствует п. 2.2.2 Постановления Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г. № 1/29. Согласно этому пункту работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными или опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Поскольку при перемещении работника меняется его рабочее место, работодатель обязан организовать стажировку, учитывая вредные и опасные условия труда электромонтеров. Работник вправе отказаться от выполнения работы на новом участке до проведения работодателем стажировки.

«Должны ли учитываться денежное поощрение и премии при расчете отпускных госслужащим?»

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее по тексту – Закон № 79-ФЗ)). Денежное содержание госслужащего включает в себя оклад и дополнительные выплаты. К таким выплатам относятся:

  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Из описания денежного содержания госслужащего следует, что в вопросе читателя речь идет о двух выплатах: ежемесячном денежном поощрении и премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Содержание понятия «ежемесячное денежное поощрение» раскрыто в Письме Федерального казначейства от 11 августа 2005 г. № 42-7.1-04/8.1-228. Согласно абз. 4 письма ежемесячное денежное поощрение должно выплачиваться федеральным гражданским служащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с 1 апреля 2005 г. и учитываться при включении в средний заработок пропорционально фактически отработанному времени. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение включается в расчет среднего заработка, а значит, и отпускных госслужащего.

Что касается премий за выполнение особо важных и сложных заданий, то Закон № 79-ФЗ не содержит норм, позволяющих сделать вывод о включении этих выплат в расчет среднего заработка. Пункт 4 ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ указывает, что порядок выплаты таких премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается). Во исполнение данного требования руководителем каждого государственного органа принято положение, регулирующее основания выплаты этой премии и ее состав. Поэтому ответ на вопрос о включении премии в расчет среднего заработка и отпускных госслужащего нужно искать в соответствующем положении госоргана.


Читайте также: