Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика

При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС

Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика

Как налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика до проверки?

Налоговые органы комплексно подходят к планированию выездных налоговых проверок. Анализу подвергаются внутренние и внешние источники информации ФНС России. Сведения о финансовом и имущественном положении налогоплательщика оцениваются в совокупности. Прорабатываются возможные сценарии взыскания налоговой задолженности на случай, если налогоплательщик добровольно не исполнит обязанность по уплате налогов.

Какая информация о налогоплательщике из внутренних источников ФНС подвергается анализу?

  • Данные бухгалтерской отчетности налогоплательщика. Анализируются остаточная стоимость активов, наличие запасов, величина дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Сведения о статусе налогоплательщика (наличие процедур банкротства, ликвидации или реорганизации, смены адреса местонахождения, миграции персонала).
  • Информация о принятых мерах принудительного взыскания в отношении налогоплательщика.
  • Информация о возможности возникновения или наличии налоговой задолженности в период включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
  • Информация о текущих налоговых проверках и предполагаемых суммах доначислений.
  • Информация о нарушениях условий по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате налоговой задолженности, инвестиционного налогового кредита.
  • Информация о наличии имущества у учредителей, акционеров, должностных лиц налогоплательщика.
  • Сведения об отчуждении имущества в пределах трехлетнего срока, предшествующего назначению выездной налоговой проверки, как налогоплательщиком, так и учредителями, акционерами, должностными лицами налогоплательщика.
  • Сведения о финансовых и товарных потоках.
  • Информация о бенефициарных владельцах налогоплательщика, их активах и возможности привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности.
  • Информация о бизнес-процессах налогоплательщика, бизнес-схемах, включая установление взаимозависимых или аффилированных лиц, влияние родственных связей.

Какую информацию из внешних источников оценивают налоговые органы?

  • Информация по обременению имущества из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
  • Информация из реестра уведомлений о залоге движимого имущества из Федеральной нотариальной палаты.
  • Информация об имущественных требованиях третьих лиц вне рамок дела о банкротстве (картотека арбитражных дел).
  • Информация о наличии признаков несостоятельности (банкротства) (картотека арбитражных дел).
  • Информация в СМИ, социальных сетях, интернет-контент.
  • Информация, полученная из федеральных и территориальных ведомств РФ.
  • Информация, полученная из компетентных органов иностранных государств.

На что налоговые органы обращают внимание во время проверок?

Мониторинг финансового и имущественного положения, юридического статуса налогоплательщика не прекращается и во время выездной налоговой проверки. Особенное внимание уделяется:

  • текущим сделкам по выбытию активов;
  • выплате дивидендов;
  • переводам денежных средств в иностранные юрисдикции;
  • предоставлению займов;
  • перераспределению товарных потоков;
  • переоформлению договорных обязательств с поставщиками и покупателями на других юрлиц;
  • массовой миграции персонала.

Налоговые органы акцентируют внимание и на других особенностях, которые могут свидетельствовать о выводе активов, переводе бизнеса на новое юридическое лицо с целью ухода от исполнения налоговых обязательств. В этом случае налоговые органы вправе применить положения подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ о взыскании налоговой задолженности с основных и зависимых с налогоплательщиком лиц. Однако данная норма, как и привлечение к субсидиарной ответственности, применима только в судебном порядке.

В некоторых случаях налогоплательщики рассматривают в качестве способа ухода от уплаты налоговой задолженности ликвидацию юридического лица или инициирование процедуры банкротства. Такие меры могут спровоцировать усиленный налоговый контроль. Если в действиях налогоплательщика будут усматриваться признаки преднамеренности, то в процедуре ликвидации или банкротства может быть отказано.

Дополнительно налоговым органом в целях обеспечения поступлений в бюджет в ходе выездной налоговой проверки может быть проведена инвентаризация имущества и запасов налогоплательщика.

Какие меры могут применить налоговые органы после проверки?

По окончании выездной налоговой проверки могут быть применены обеспечительные меры:

  • наложение запрета или ограничения на расходные операции по расчетным счетам в банках на сумму, не превышающую сумму налоговой задолженности;
  • наложение запрета или ограничения на свободное распоряжение движимым и недвижимым имуществом, на его отчуждение;
  • наложение запрета или ограничения регистрационных действий в отношении дочерних и зависимых обществ.

Как налогоплательщика могут привлечь к уголовной ответственности после налоговой проверки?

В случае уклонения налогоплательщика от уплаты налогов налоговые органы вправе передать материалы проверки в органы МВД1. В связи с этим могут возникнуть уголовно-правовые последствия.

Рассмотрим пример. В отношении организации была проведена выездная налоговая проверка. По ее итогам были доначислены 150 млн руб. Основанием для этого послужило получение необоснованной налоговой выгоды, а именно привлечение в качестве субподрядчиков организаций, обладающих признаками номинальных структур. Одновременно с вынесением решения по итогам проверки инспекция применила обеспечительные меры в виде ограничения на расходные операции по расчетным счетам в банках.

Не согласившись с суммой доначисленных налогов, налогоплательщик в досудебном порядке частично обжаловал решение инспекции в вышестоящем налоговом органе. Но неоспоренная сумма доначислений своевременно не была уплачена.

Несмотря на то что налогоплательщик продолжал оспаривать решение в судебном порядке, в связи с неуплатой налогов материалы проверки были переданы в правоохранительные органы. По результатам их рассмотрения была проведена доследственная проверка и возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ в отношении генерального директора организации.

Таким образом, налоговые органы обладают всей необходимой информацией о перспективах взыскания задолженности уже при планировании проверки, и при этом они наделены полномочиями по принудительному взысканию долга.


1 Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Читайте также: