Проверки Росфинмониторинга
За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб. А за легализацию имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, предпринимателю грозит до 7 лет лишения свободы. Для минимизации рисков следует ознакомиться с нормативными документами, где определены порядок проведения проверок бизнеса и критерии оценки «необычных» сделок
Мораторий – не для всех
В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.
Вместе с тем при определении предмета регулирования вышеуказанного федерального закона законодатель исключил из него контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Это свидетельствует о том, что установленный Правительством РФ мораторий не касается деятельности Росфинмониторинга.
Индикаторы проверки
Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.
Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.
Особое внимание Росфинмониторинга привлекают лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации-посредники при купле-продаже недвижимости, а также компании, заключающие договоры факторинга в качестве финансовых агентов.
Как проверяют?
Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:
- на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
- на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).
Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.
При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.
Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.
Рекомендации бизнесу
Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:
- Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
- Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
- Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
- Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.
В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.
Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.
Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.