Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Новый Закон о госконтроле: бизнесу нужно быть начеку

Теперь под предлогом защиты охраняемых законом ценностей могут внезапно проверить любого предпринимателя. Кроме внеплановых контрольных мероприятий бизнес ждут мониторинг безопасности, выездные обследования, контрольные закупки и рейдовые осмотры. Во всем этом лучше разобраться до того, как к вам нагрянут с проверкой

Новый Закон о госконтроле: бизнесу нужно быть начеку

1 июля 2021 г. начал действовать Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Не успел этот закон вступить в силу, как в него уже были внесены существенные изменения1. Рассмотрим наиболее важные нововведения.

Мониторинг безопасности и выездное обследование

Закон № 248-ФЗ ввел новое понятие – «мониторинг безопасности». Под ним подразумевается деятельность государственных органов по сбору и анализу информации об интересующих организациях без непосредственного взаимодействия с ними. Целью мониторинга безопасности является проверка соблюдения бизнесом требований законодательства. Государственный орган может использовать при проведении анализа любые сведения, в том числе общедоступные, из Интернета, полученные с автоматических камер и т.д. Согласно новой редакции Закона № 248-ФЗ в случае выявления в ходе мониторинга безопасности нарушений уполномоченный орган власти может принять одно из следующих решений:

  • проведение внеплановой проверки;
  • вынесение предостережения, если нарушения выявлены не были, но существует угроза причинения вреда в будущем;
  • предписание об устранении выявленных нарушений;
  • иное решение, предусмотренное законодательством о конкретных видах контроля.

В Законе № 248-ФЗ предусмотрено также выездное обследование. Это контрольное мероприятие заключается в визуальной проверке соблюдения требований законодательства (например, наличие емкости со средством для дезинфекции рук в соответствии с антиковидными предписаниями). После внесения изменений в Закон № 248-ФЗ контролеры получили право в ходе выездного обследования отбирать пробы и образцы, проводить инструментальное обследование, в том числе с фиксацией на видео, проводить испытания и экспертизы.

Контрольная закупка

Контрольная закупка относится к числу надзорных мероприятий, которые вправе проводить уполномоченный орган власти. Под контрольной закупкой согласно Закону № 248-ФЗ понимается проверка соблюдения организацией законодательства посредством заключения должностным лицом соответствующей сделки (например, приобретение спиртных напитков для проверки соблюдения требований законодательства об ограничении времени продажи алкоголя). Поправками в Закон № 248-ФЗ было установлено, что контрольная закупка может быть проведена в присутствии только двух инспекторов и без обязательного наличия двух свидетелей.

Опасность контрольной закупки для предпринимателей заключается в ее внезапности: она может быть проведена без предварительного уведомления. Инспектор представится обычным покупателем, а после завершения мероприятия объявит о проведении контрольной закупки, предъявит служебное удостоверение и копию решения о проведении закупки на бумажном носителе. Затем инспектору возвращаются денежные средства, уплаченные им за товар. Далее на основании результата контрольной закупки будет решаться вопрос о привлечении к ответственности.

Еще одна важная новелла: инспектор может провести контрольную закупку сразу же после завершения выездного обследования. Обязательным условием при этом является выявление нарушений. В таком случае не требуется вынесение решения о проведении контрольной закупки, контролирующее лицо будет действовать на месте в зависимости от обстановки.

Внеплановые контрольные мероприятия

Согласно Закону № 248-ФЗ контрольные мероприятия в отношении бизнеса могут проводиться не по плану, но только если на то есть основания. Одним из таких оснований названо наличие у контролирующего органа сведений «о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям». Достаточно гипотетической угрозы причинения вреда, чтобы была проведена внеплановая проверка. Причем законодатель решил не детализировать, для защиты каких именно ценностей можно проводить такие проверки. Отсюда вывод: под предлогом защиты какой-либо ценности могут быть внезапно проверены все без исключения предприниматели. Потому бизнесу прежде всего нужно позаботиться о минимизации конфликтных ситуаций с клиентами, чтобы, насколько возможно, снизить вероятность подачи ими жалоб.

В Закон № 248-ФЗ было введено новое основание для проведения внеплановой выездной проверки – поступление информации от контролируемой организации об устранении ею ранее выявленных нарушений. Но такая проверка может быть проведена только при наличии соответствующего разрешения в законе о конкретном виде государственного контроля. Предмет проверки в данном случае ограничивается установлением факта устранения ранее выявленных нарушений.

Рейдовый осмотр

В Законе № 248-ФЗ был скорректирован предельный срок проведения рейдовых осмотров. Рейдовый осмотр – это одновременная проверка нескольких предпринимателей, ведущих деятельность на одном объекте (например, в торговом центре). На это теперь отводится 10 рабочих дней, причем проверка одного предпринимателя в рамках осмотра не может продолжаться больше одного дня.

С урегулированием правил рейдового осмотра в Законе № 248-ФЗ можно ожидать более активного применения контрольно-надзорными органами тотальных проверок в торговых центрах, офисных зданиях и на других объектах с массовым нахождением бизнеса.

Досудебный порядок обжалования решений контрольно-надзорных органов

Революционность Закона № 248-ФЗ связана с введением обязательного досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов (подробнее об этом – в статье «Обжаловать решения чиновников станет сложнее»). Последние изменения коснулись и этой сферы:

  • досудебную жалобу, в которой есть сведения, составляющие тайну (например, коммерческую), нельзя подавать через Портал госуслуг;
  • в жалобе обязательно нужно указать учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных мероприятий, в отношении которого подается жалоба;
  • сформулированы дополнительные основания для отказа в рассмотрении жалобы, например наличие в ее тексте нецензурных слов, подача жалобы неуполномоченному органу и т.д.;
  • на соответствующий орган власти возложена обязанность по внесению сведений о ходе рассмотрения жалобы в единую информационную систему;
  • срок рассмотрения жалобы не может превышать 20 рабочих дней. В прежней редакции Закона № 248-ФЗ этот срок определялся положением о конкретном виде государственного контроля.

Иные нововведения

  • Введена возможность принудительного исполнения предписания контрольно-надзорного органа. Для этого орган власти должен обратиться в суд.
  • Введено новое контрольное мероприятие – постоянный рейд. В ходе такого рейда инспектора могут находиться непрерывно на определенной территории для предупреждения, выявления и пресечения нарушений закона.
  • С 1 января 2023 г. направление документов и сведений контролируемым организациям должно осуществляться в электронном виде.
  • Из сферы действия Закона № 248-ФЗ были исключены отдельные виды хозяйственной деятельности, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности страны.
  • Организация будет считаться проинформированной о чем-либо и получившей документы при их направлении через Портал госуслуг.

1 Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”».

Читайте также: