Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Мораторий на экологические проверки

В каком случае организацию или индивидуального предпринимателя проверят, несмотря на введенный запрет на проведение проверок? Чем могут заменить экологические проверки? И как во время моратория будут исполняться выданные предписания?

Мораторий на экологические проверки

До конца 2022 г. Правительство РФ установило мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. С 10 марта плановые проверки, которые запланированы на текущий год, подлежат отмене. Также введены ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 (далее – Постановление № 336)).

В каких случаях запрет на проведение проверок не действует?

Введенный запрет не распространяется на специальные режимы государственного контроля (надзора), режим постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления № 336).

Специальные режимы государственного контроля (надзора) регулируются главой 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ). В отношении государственного экологического надзора таким специальным режимом может быть, например, мониторинг. Это режим дистанционного государственного контроля (надзора), который заключается в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельности подконтрольных субъектов, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Как будут проводиться внеплановые экологические проверки?

Внеплановые экологические проверки могут быть проведены исключительно по основаниям, указанным в п. 3 Постановления № 336. Например, при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также по фактам причинения такого вреда; при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и по фактам их возникновения.

Внеплановая выездная проверка, которая осуществляется в целях исполнения предписания, проводится лишь в случае невозможности оценки его исполнения на основании документов и иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

По основаниям, перечисленным в подп. «а» п. 3 Постановления № 336, внеплановые экологические проверки проводятся при условии согласования их с органами прокуратуры. Без такого согласования внеплановые экологические проверки могут быть проведены в следующих случаях:

  • по поручению Президента РФ, председателя Правительства РФ, заместителя председателя Правительства РФ;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора));
  • при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Что будет с незавершенными проверками?

Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, которые не завершились на момент вступления в силу Постановления № 336, не допускается (кроме тех случаев, которые предусмотрены п. 3 этого постановления). Такие контрольные (надзорные) мероприятия, проверки должны быть завершены в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления № 336.

Если в ходе начатого контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены нарушения, контролируемому лицу выдается предписание об их устранении. Но выдача такого предписания возможна, только если выявленные нарушения влекут угрозу причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайной ситуации или ущерба обороне страны и безопасности государства. Если контрольное (надзорное) мероприятие проводилось без взаимодействия с контролируемым лицом, то выдача предписания невозможна.

Как будут исполняться предписания, которые выданы до 10 марта 2022 года?

Если предписания выданы контролируемому лицу до дня вступления в силу Постановления № 336, то их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Контролируемому лицу не нужно обращаться в орган с соответствующим ходатайством (п. 8 Постановления № 336).

При этом контролируемое лицо вправе подать ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. Оно должно быть направлено в контролирующий орган за день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания. На рассмотрение такого ходатайства контрольному (надзорному) органу дается 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Чем могут заменить экологические проверки?

  1. Профилактические мероприятия.

Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц (п. 10 Постановления № 336). К таким мероприятиям относятся (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Закон № 248-ФЗ исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях – это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с их согласия или по их инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Статьей 49 Закона № 248-ФЗ определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, признаках возможных нарушений или непосредственных нарушениях обязательных требований. В рамках данного профилактического мероприятия контролируемому лицу предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Одним из видов профилактических мероприятий является профилактический визит (п. 7 ч. 1 ст. 45 Закона № 248-ФЗ). Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

  1. Возбуждение дел об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении возможно в случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), и только в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков правонарушения. Исключениями являются случаи необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (п. 9 Постановления № 336).

  1. Прокурорские проверки.

Прокурорский надзор осуществляется на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1. Действие Постановления № 336, равно как и ограничения на проведение проверок, не распространяется на данный вид надзора.

На практике после введения моратория на проверки происходила подмена полномочий органов государственного контроля (надзора) при проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Требования об исключении такой практики содержатся в Письме Генеральной прокуратуры от 24 марта 2022 г. № 76/2-16-2022.

  1. Специализированные проверки, которые не регулируются Законом № 248-ФЗ.

К таким проверкам относятся проверки уплаты экологического сбора в рамках Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073, а также проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 225.

Читайте также: