Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Почему работодатель может попросить вас стать самозанятым?

В этом случае работник должен будет уплачивать налог на профессиональный доход и взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС. Позволяет ли закон работодателю извлекать выгоду за счет подчиненных?

Почему работодатель может попросить вас стать самозанятым?

С 1 января этого года в нашей стране проводится необычный эксперимент, призванный обеспечить «выход из тени» тех, кто работает на себя1. Репетиторам, няням, домашним водителям часто передают деньги за их услуги «в конвертах», они работают без соответствующего оформления и не платят налоги со своих доходов. Поэтому тем, кто получает неофициальные заработки, было предложено зарегистрироваться в налоговых органах в качестве плательщиков налога на профессиональный доход и тем самым оказаться в числе самозанятых.

После этого стали высказываться предположения, что сотрудничать с зарегистрированными фрилансерами может быть выгодно компаниям и индивидуальным предпринимателям и что работодатели станут переводить своих сотрудников в самозанятые. Давайте разберемся, может ли такой перевод быть выгоден и какими последствиями это чревато.  

Зачем работодателям переводить сотрудников в самозанятые?

Уплата взносов за работников в Пенсионный фонд, ФСС и ФФОМС осуществляется за счет средств работодателя, а самозанятый гражданин уплачивает их самостоятельно. 

Помимо взносов самозанятые уплачивают налог на профессиональный доход. Налоговая ставка для них составляет 4%, при сделке с юридическим лицом – 6%. Она ниже стандартного НДФЛ, который подлежит уплате практически с любого дохода физического лица (13%), а по сделкам с гражданами – ниже минимальной налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (6%).

Соответственно, поскольку самозанятый погашает свои обязательства перед бюджетом самостоятельно, работодатель может существенно сэкономить как минимум на взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС. То есть если работодатель предлагает вам уволиться, зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход и продолжить работать с компанией уже в качестве самозанятого лица, то, вероятно, он хочет извлечь из этого налоговую выгоду. Ведь тарифы страховых взносов высоки. В 2019 г. тариф взносов на пенсионное страхование составляет 22% от заработной платы сотрудника, на медицинское страхование – 5,1%, на социальное страхование – 2,9%. Уплата взносов в фонды заметно увеличивает расходы работодателя. 

Кроме того, будучи налоговым агентом своих сотрудников, работодатель уплачивает НДФЛ, который составляет 13%. Налоговая ставка для самозанятых на 9 процентных пунктов ниже, и платить эту сумму в бюджет они должны сами. В общем, выгода для работодателя очевидна.

Работодатель действительно сможет сэкономить? Нет ли подводных камней?

Такой способ экономии может быть интересен небольшим компаниям, которые оказывают, например, профильные IT-услуги, услуги по курьерской доставке товаров и т. д. Предоставление подобных услуг не требует получения специальных лицензий, поэтому формально нарушений в действиях компании не будет.

Для работодателей, деятельность которых требует специального лицензирования (образование, медицина, общественное питание и т. д.), такой способ снижения налоговой нагрузки вряд ли будет актуален. Работать по таким направлениям самозанятые не смогут, в том числе в силу требований отраслевого законодательства. 

Более того, выгоду из перевода сотрудников в самозанятые в любом случае удастся извлечь нескоро, поскольку для таких ситуаций было предусмотрено специальное правило. Если работник как самозанятый продолжает сотрудничать с бывшим работодателем, то последний должен в обычном порядке уплачивать НДФЛ и взносы в фонды еще на протяжении двух лет2. Поэтому, даже если сотрудники перейдут в самозанятые, работодатель не сможет на этом сэкономить.

Что делать, если работодатель вынуждает стать самозанятым?

Если работодатель настаивает, напомните ему о ст. 54.1 Налогового кодекса. Из положений этой статьи следует, что, раз отношения между вами и работодателем останутся рабочими, ему придется нести обязанности налогового агента и плательщика взносов в фонды. А если он этого делать не будет, ему придется уплатить штраф – до 40% от сумм не уплаченных в бюджет налогов.

Стоит ли становиться самозанятым? 

Если вы работаете на себя, например даете частные уроки английского языка, возможно, именно «самозанятость» – ваш шанс на «выход из тени». Да, для этого придется проявить сознательность и встать на учет в налоговой инспекции, предоставлять налоговому органу информацию о своих доходах и платить налоги, пусть и невысокие. 

Что вы получите взамен? Как минимум обезопасите себя от неожиданных блокировок банковского счета за «подозрительные» переводы. То есть сможете без проблем получать денежные средства, используя свою банковскую карту. Для банков вы будете желанным клиентом, а значит, сможете обращаться и за получением кредита. 

О том, почему могут заблокировать банковский счет и что делать в таких случаях, читайте в публикациях «Проблема необоснованных блокировок банковских счетов в новом ракурсе» и «Эффективные механизмы “разморозки” банковского счета».

Каким требованиям нужно соответствовать, чтобы стать самозанятым?

1. Вы должны вести деятельность в регионе, где проводится эксперимент. Это Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан.

Место жительства при этом не имеет значения. То есть если вы живете в Иркутске, а ваши клиенты находятся в Татарстане, стать самозанятым можно. Но обратная ситуация права стать самозанятым не дает. Например, когда вы живете в Москве, а работаете с клиентами из регионов, на территории которых эксперимент не проводится. Стоит отметить, что в конце февраля глава ФНС Михаил Мишустин, выступая в Совете Федерации, сообщил, что новый налоговый режим осенью может быть введен и в других регионах, «если они этого захотят».

Если вы ведете деятельность в нескольких регионах, которые участвуют в эксперименте, то у вас есть право выбрать, где именно применять налоговый режим, например в Москве или Калужской области. Место деятельности можно менять, но не чаще одного раза в год.

2. Ваш доход должен составлять не более 2,4 млн руб. в год, то есть 200 тыс. руб. в месяц. 

Если доход больше, придется подумать об иных способах уплаты налога – НДФЛ, упрощенная система налогообложения. 

3. У вас не может быть работодателя и наемных работников по трудовым договорам. 

Почему «самозанятость» может быть невыгодна? 

Если вы решили работать на себя, нужно учитывать несколько моментов.

  • Придется зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве плательщика налога на профессиональный доход и самостоятельно общаться с налоговым органом через мобильное приложение «Мой налог» и специальные сервисы на сайте ФНС. 
  • Все сведения о доходах будут передаваться в налоговую с помощью приложения «Мой налог». Получать доходы, не пользуясь приложением, будет проблематично. Кроме того, клиенты-организации в таком случае не смогут принять расходы на ваши услуги для целей налогообложения. 

Нужно будет формировать чеки и выдавать их тем, кому вы предоставляете услуги. Чек можно напечатать на бумаге, например распечатать с помощью принтера, отправить по электронной почте или дать считать клиенту через QR-код. 

  • Вы не сможете получить налоговые вычеты, например после приобретения квартиры или оплаты дорогостоящего лечения. Они распространяются только на плательщиков НДФЛ, к которым «самозанятые» не относятся (подробнее о налоговых вычетах – в публикации «Как вернуть потраченные на обучение и лечение деньги»).

Правда, у самозанятых есть «свой» налоговый вычет, но его сумма ограничена 10 тыс. руб. Этот вычет применяет налоговый орган самостоятельно, производя уменьшение налога. При этом в законе предусмотрены лимиты, в рамках которых налог может быть уменьшен: при ставке 4% вычет не может быть больше 1% от полученных доходов; при ставке 6% – не более 2% от суммы доходов.

  • Для получения доступа к страховой части пенсии самозанятый должен будет оформить правоотношения с ПФР и самостоятельно производить выплаты в фонд. Их размер определяется не самозанятым, а рассчитывается исходя из полученного в течение года дохода. Сведения об этом передаются в фонд налоговыми органами. 

Отмечу, что самозанятый гражданин не обязан делать выплаты в ПФР в счет будущей пенсии. Однако ему в этом случае будет недоступна страховая пенсия по старости. Исключение составляют те, кто уже наработал минимально необходимый страховой стаж и ИПК, а также те, кто воспользовался правом на страховую пенсию. 

Как видите, помимо плюсов, есть и минусы. Но только вам решать, стоит ли игра свеч.


1 Проведение эксперимента осуществляется на основе Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

2 Пункт 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ.

Читайте также: