Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Новые правила оказания платных медицинских услуг

У медорганизаций есть два месяца на то, чтобы обновить инфостенды, поменять шаблоны договоров и внести изменения в локальные акты

Новые правила оказания платных медицинских услуг

С 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2026 г. медорганизации будут оказывать платные медицинские услуги по новым правилам – утверждено Постановление Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736 (далее – Правила № 736). Документ заменит ныне действующее Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее – Правила № 1006).

Рассмотрим главные изменения, на которые необходимо обратить внимание медицинским организациям.

Особенности оказания платных медуслуг участниками программы госгарантий

Батурина Ирина, адвокат Адвокатской конторы № 10 Нижегородской областной коллегии адвокатов:

Медорганизациям, участвующим в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, стоит обратить внимание на п. 8 Правил № 736. В нем отражен закрытый перечень случаев, когда участники программы госгарантий вправе оказывать услуги на платной основе. Такой же перечень есть в Правилах № 1006.

Из отличий – в Правилах № 736 исключили запрет на взимание платы за оказание медпомощи в неотложной форме. По Правилам № 1006 медорганизации – участники программы госгарантий не могут оказывать платно медпомощь в неотложной форме.

Также появилось уточнение: если установление индивидуального поста медицинского наблюдения в стационаре необходимо по медицинским показаниям, то требовать плату за эту услугу нельзя. По Правилам № 1006 услуга по установлению индивидуального поста может предоставляться платно независимо от показаний.

Габай Полина, адвокат, учредитель ООО «Факультет медицинского права»:

Согласно п. 8 Правил № 736 медорганизации – участники программы госгарантий вправе оказывать платные медуслуги на иных условиях, чем предусмотрено программами, когда назначен и применяется по медицинским показаниям лекарственный препарат не из перечня ЖНВЛП1, если его назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости, а также такой препарат не закупается за счет бюджетных ассигнований. Условие о платности по Правилам № 1006 не действует только в отношении лекарственных препаратов, которые находятся вне перечня ЖНВЛП.

Также медорганизации – участники программы госгарантий смогут применять на платной основе медицинские изделия и лечебное питание, если они не закупаются за счет бюджетов и не подлежат оплате в рамках программы госгарантий. По Правилам № 1006 медицинские изделия и лечебное питание могут быть оплачены пациентом, если они не входят в стандарт медпомощи.

Требования к информации, которая доводится до пациента

Адвокат Габай Полина:

Как и прежде, определенную информацию медорганизация обязана разместить на инфостенде и сайте, если он есть. Перечень указан в п. 12–16 Правил № 736:

  • информация о медорганизации и предоставляемых платных медуслугах в соответствии со ст. 8–10 Закона «О защите прав потребителей»;
  • адрес юрлица, ОГРН, ИНН (для ИП – Ф.И.О., адрес, ОГРНИП);
  • адрес сайта (при наличии);
  • информация о методах оказания медпомощи и связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи;
  • выписка из ЕГРЮЛ (для ИП – из ЕГРИП);
  • информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номер и срок действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию;
  • период приостановления деятельности (в случае ремонта или других мероприятий).

Из новшеств – такая информация должна доводиться до пациента не только в доступной, но и наглядной форме (п. 18 Правил № 736). Что подразумевается под наглядностью, регулятор не уточнил. Видимо, придется к тексту добавлять знаки, картинки, логотипы и прочее творчество.

Но самое странное нововведение – это обязанность разместить на инфостенде и сайте информацию о методах оказания медпомощи и рисках, видах медвмешательства, последствиях и ожидаемых результатах оказания медпомощи (подп. «в» п. 13, подп. «д» п. 14 во взаимосвязи с п. 18 Правил № 736). Считаю данное требование лишним, поскольку вопросы информирования пациента о медвмешательстве регулируются ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: пациент подписывает информированное добровольное согласие (ИДС), которое должно содержать вышеуказанную информацию.

Кроме того, медорганизация обязана разместить на инфостенде и сайте ссылки на стандарты медпомощи и клинические рекомендации (подп. «в» п. 17 Правил № 736). Данное правило касается только тех документов, которые медорганизация использует в своей деятельности. Источниками ссылок должны выступать интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru и сайт Минздрава России https://cr.minzdrav.gov.ru/, где размещен Рубрикатор клинических рекомендаций.

Адвокат Батурина Ирина:

Медорганизация как профессиональный исполнитель, обладающий полными сведениями, обязана довести до пациента исчерпывающую информацию об оказываемых медицинских услугах. На это также неоднократно указывали суды2 Стоит учитывать, что суды напрямую связывают качество оказанной медуслуги с полнотой предоставленной пациенту информации о ней и степенью достижения запланированного результата3. Поэтому не стоит пренебрегать требованиями Правил № 736 о доведении до пациентов информации.

Например, согласно подп. «г» п. 17 Правил № 736 медорганизация обязана сообщить пациенту, сколько ему придется ожидать предоставления платных медуслуг. Этот же срок должен быть указан в договоре об оказании платных медуслуг. В Правилах № 1006 такая обязанность медорганизаций не предусмотрена, в то время как срок ожидания медицинской помощи регулировался и продолжает регулироваться территориальными программами госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи4.

Медорганизация должна предоставить пациентам образцы договоров об оказании платных медуслуг. Их можно разместить на инфостенде или сайте (подп. «ж» п. 17 Правил № 736). Кроме того, необходимо проинформировать пациентов о лицах, имеющих право на получение льгот как на основании закона, так и согласно локальным актам медорганизации (подп. «з» п. 17 Правил № 736). В Правилах № 1006 таких требований нет.

Также медорганизациям нужно продумать и внедрить в работу порядок предоставления пациенту сведений, позволяющих идентифицировать имплантированное в организм медицинское изделие (п. 38 Правил № 736). Производители медизделий, например зубных имплантатов, в упаковки вкладывают несколько копий этикетки отслеживаемости, содержащих краткую информацию об изделии. Часто стоматологические клиники вклеивали такие этикетки только в медицинские карты пациентов и ничего не выдавали им на руки.

Новое оформление договора об оказании платных медуслуг

Адвокат Батурина Ирина:

В п. 23 Правил № 736 установлено, что договор должен содержать паспортные данные пациента и заказчика (если он физлицо). В Правилах № 1006 такого требования нет, что вызывает споры: клиники просят паспортные данные, а пациенты отказываются их предоставлять.

В договоре необходимо прописать порядок и условия выдачи пациенту медицинских документов после его исполнения (п. 38 Правил № 736). Придумывать особый порядок не имеет смысла – есть приказы Минздрава России, которые данные вопросы регулируют5.

Также в договор необходимо включить пункт, уведомляющий пациента об обязанности соблюдать правила поведения и режим лечения (п. 20 Правил № 736). Правила поведения в медицинской организации рекомендую разместить на инфостенде и сайте, чтобы пациенты имели к ним свободный доступ.

Адвокат Габай Полина:

Согласно подп. «д» п. 23 Правил № 736 в договоре должен быть дан перечень оказываемых пациенту медуслуг. При этом с учетом п. 11 Правил № 736, если услуги превышают объем стандарта медпомощи, в договоре это надо отразить и указать, что пациент согласен.

Если возникла необходимость оказать услуги, не предусмотренные договором, медорганизация должна оформить с пациентом дополнительное соглашение к договору или заключить новый договор с перечислением этих услуг и их стоимости (п. 27 Правил № 736). Иначе предоставлять допуслуги клиника не вправе.

Данное требование действует, если иное не прописано в договоре. То есть медорганизация вправе указать в договоре, как она будет согласовывать с пациентом оказание допуслуг. Например, туда можно включить такое положение: «Пациент уведомлен о том, что может потребоваться дополнительное медицинское вмешательство для обеспечения безопасности и надлежащего качества намеченных медицинских услуг. Перечень дополнительных услуг согласовывается с пациентом и указывается в дополнительном плане лечения».

Договор, все приложения и соглашения к нему придется хранить пять лет с учетом Приказа Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 (п. 25 Правил № 736).

Заключение дистанционного договора

Адвокат Габай Полина:

Главное нововведение – заключение договора об оказании медуслуг дистанционным способом, т.е. через интернет.

Идентификация пациента для заключения дистанционного договора может проходить с помощью ЕСИА. Вместо привычной подписи-закорючки пациент должен использовать свою электронную подпись (простую, усиленную квалифицированную или усиленной неквалифицированную), а медицинская организация – усиленную квалифицированную электронную подпись директора или иного уполномоченного лица.

Перед заключением дистанционного договора пациент должен иметь возможность ознакомиться с описанием медуслуг и информацией, которая размещается на главной странице сайта медорганизации согласно п. 43 Правил № 736.

Адвокат Батурина Ирина:

Дистанционный договор считается заключенным со дня оформления пациентом согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, например внесения платы (п. 45 Правил № 736). Менять условия договора после акцепта без согласия пациента запрещено.

Медорганизация обязана предоставить пациенту подтверждение заключения дистанционного договора, которое должно содержать номер договора или иной идентификатор (п. 46 Правил № 736). Также по требованию пациента ему должны передать экземпляр договора или выписку из него.


1 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р.

2 Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2022 г. по делу № 18-КГПР22-28-К4.

3 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г. № 88-13971/2022.

4 Раздел VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497.

5 Приказ Минздрава России от 14 сентября 2020 г. № 972н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них».


Фото: фотобанк Freepik/@pikisuperstar

Читайте также: