Если медпомощь без страховки туристу не по карману

Лечение в чужой стране может обойтись дороже, чем путешествие. Потому важно не ошибиться в выборе страховой компании и до отъезда разобраться, какие расходы страховщик не покроет, как получить страховые выплаты и почему в компенсации могут отказать

Если медпомощь без страховки туристу не по карману

Обязательно ли страховать здоровье перед поездкой за границу?

Даже самый дорогой страховой полис может обойтись дешевле, чем расходы на медицинские услуги за рубежом. За первичный прием к терапевту во многих странах придется отдать около 50 долл. По данным Консульского департамента МИД России, это далеко не предел. Так, прием без страховки к американскому физиотерапевту может стоить 300 долл. При этом сложности нередко возникают уже на этапе поиска подходящего врача и записи на консультацию. Нужно помнить и о языковом барьере: даже владение английским не всегда помогает, поскольку не во всех государствах местные жители его хорошо понимают.

Потому, собираясь за границу, лучше позаботиться об оформлении страховки в заслуживающей доверия страховой компании. Ее представители окажут необходимую организационную помощь: проконсультируют, к кому обратиться, возьмут на себя переговоры с медицинской организацией. И главное – вам не придется нести лишние затраты на лечение при наступлении страхового случая.

К тому же в некоторых странах наличие медицинской страховки – обязательное условие для получения визы. В число таких входят, например, государства шенгенской зоны, требующие предварительного оформления страховки с покрытием не менее 30 тыс. евро. Поэтому обязательно узнайте перед поездкой, от каких рисков необходимо застраховаться, чтобы не получить отказ в визе. Такая информация обычно содержится на сайтах посольств, консульств и визовых центров. Имейте в виду: национальные правила часто меняются, поэтому сведения о страховании здоровья нужно уточнять перед каждой поездкой.

Как выбрать страховую компанию?

Оформлять страховки в России могут только обладатели лицензий Банка России на такую деятельность. Проверить, есть ли у компании лицензия на осуществление добровольного медицинского страхования или страхования от несчастных случаев и болезней (в зависимости от того, какой вид страховки вам нужен, – подробнее о различиях мы расскажем ниже), а также узнать, не начаты ли административные процедуры по ее лишению, можно на сайте ЦБ РФ, в разделе «Субъекты страхового дела». На официальных сайтах страховых компаний могут быть размещены копии лицензий, но информация не всегда обновляется или может быть недостоверной, поэтому рекомендуем обращаться именно к этой централизованной базе данных.

Будет нелишним заглянуть в раздел «Решения Банка России в отношении участников финансового рынка». В нем можно найти наиболее актуальную информацию об отзыве лицензий, если вписать в строку поиска название компании. Не приобретайте полис страховой компании, лицензия которой отозвана, приостановлена или ограничена.

При этом даже если у страховщика все в порядке с лицензиями и другими документами, это не является абсолютной гарантией его честности. Потому лучше выбирать крупные, известные компании, которые работают на рынке не один год. Наконец, есть смысл обратиться к рейтингам независимых агентств, например «Эксперт РА», «Национальное Рейтинговое Агентство», иностранное рейтинговое агентство Standard&Poor’s.

Что такое ассистанс и какой лучше выбрать?

Существуют две формы страхового обслуживания туристов: компенсационная и сервисная. Компенсационная предполагает, что путешественник сам заботится о получении медпомощи в стране пребывания, а по его возвращении страховая компания покрывает медицинские расходы на основании предъявленных документов. Но гораздо чаще встречается сервисная форма взаимодействия с клиентом, которая предполагает помощь компании-ассистанса в получении медуслуг.

Прежде всего определимся с терминами. Ассистанс (от англ. assistance – «помощь, содействие») – компания, которая отвечает за связь между клиентом и зарубежным медицинским учреждением. Это отличает ее от страховой компании, которая только осуществляет выплаты при наступлении страхового случая. В договорах страхования и на сайтах страховщиков ассистанс иногда называют сервисной компанией. Обе компании при сервисном страховании работают в связке: страховщик выдает вам полис, где указан ассистанс – его зарубежный партнер, который будет отвечать за решение ваших проблем в чужой стране. Именно от работы ассистанса зависят скорость и качество медицинской помощи при наступлении страхового случая.

На что следует обратить внимание при выборе ассистанса? Проверьте, какое место занимает компания-ассистанс в независимых рейтингах, и почитайте отзывы о ее работе в стране вашего назначения. Желательно, чтобы у ассистанса был там филиал или представительство – это упрощает его взаимодействие с местными клиниками.

Может, лучше за границей выбрать страховщика?

Большинство страховых компаний разрешают покупать полис страхования только до начала поездки. При этом, даже если клиентам предоставляется возможность купить страховку после приезда в страну назначения, она начнет действовать только через несколько дней после приобретения полиса (это механизм защиты от недобросовестных страхователей, приобретающих страховку после наступления страхового случая, чтобы получить денежную выплату).

Что учесть при заключении договора со страховой компанией?

1. Страхование от несчастных случаев или медицинское страхование?

Нужно определиться, какой вид страхования вам необходим. На сайтах страховых компаний вы можете встретить предложения купить «медицинское страхование» или «страхование от несчастного случая». На первый взгляд термины похожи, но нужно понимать, что эти два вида страхования направлены на покрытие различных рисков.

Страхование от несчастных случаев пригодится при утрате трудоспособности в результате получения травмы или увечья. На сайтах страховщиков можно ознакомиться с таблицами страховых выплат – компенсация зависит от тяжести травмы. При этом, согласно правилам страхования компаний, клиент не имеет права на компенсацию, если страховой случай наступил по его вине: умышленное нанесение себе увечий, попытка самоубийства, травмы, полученные во время драки, в результате алкогольного или наркотического опьянения, нарушения законодательства государства пребывания, например купания в неположенном месте.

Медицинское страхование направлено на организацию оказания медуслуг и компенсацию их стоимости.

Таким образом, в отличие от страхования здоровья, страхование от несчастных случаев предполагает выплату определенного размера после получения травмы или увечья вне зависимости от стоимости медицинских услуг и факта их оказания. Эти два вида страхования дополняют друг друга. В каком объеме страховать свои риски при выезде за рубеж – решать вам. При этом целесообразно принять во внимание индивидуальные факторы: страну, в которую вы отправляетесь, стоимость медицинских услуг, свои финансовые возможности и даже личный уровень везения.

2. Объем покрываемых рисков.

Стандартный «пакет» услуг при оформлении медицинской страховки включает в себя амбулаторное и стационарное лечение в экстренных ситуациях, экстренную стоматологию, транспортировку до ближайшего медицинского учреждения или при необходимости в государство постоянного проживания, а также репатриацию останков в случае смерти застрахованного1.

Этот набор медицинских услуг является минимальным. Как правило, такие страховки не покрывают расходы, связанные с лечением хронических болезней, оказанием помощи при солнечных ожогах и травмах, полученных в результате состояния алкогольного опьянения или во время занятия экстремальными видами спорта. На такие случаи понадобится дополнительная страховка.

3. Период страховки.

Можно встретить как краткосрочные (на время поездки), так и долгосрочные (до 1 года) предложения по медицинскому страхованию. Последние часто предусматривают возможность совершения нескольких поездок, но продолжительность каждого путешествия может быть ограничена по количеству дней. Условия страхования предлагаются разные. Причем они могут регулярно меняться в пределах одной компании. Поэтому перед заключением договора необходимо ознакомиться с актуальными условиями, содержащимися в правилах страхования на официальном сайте страховщика.

4. Сумма покрытия.

Желательно выбрать страховку с суммой покрытия не менее 30 тыс. долл. или евро. Вместе с тем, принимая решение, ознакомьтесь с информацией о стоимости медицинских услуг в том месте, куда собираетесь поехать. Обычно такие сведения есть на сайтах визовых центров, посольств и консульств, а также на сайте Консульского департамента МИДа России.

5. Франшиза.

Франшиза – это сумма, которую страховая компания не будет вам возмещать при наступлении страхового случая. Например, если по договору размер франшизы – 300 евро, а медицинские расходы составят 1000 евро, то вы сможете рассчитывать возмещение в размере 700 евро. Как правило, такие страховки дешевле, чем полисы без франшизы, по которым компании покрывают все расходы, связанные с лечением за рубежом.

Как действовать, если во время отдыха все же произошел несчастный случай?

Алгоритм поведения зависит от ситуации.

1. Экстренная ситуация.

Это тот случай, когда в России вы бы вызвали скорую помощь (обильное кровотечение из раны, сердечный приступ и др.). Во всех государствах есть бесплатный номер для вызова скорой помощи, и перед выездом желательно его узнать. В экстренном случае у вас будет одна цель – немедленно получить помощь. Только после ее оказания возникнет вопрос об оплате медицинских услуг. Нужно будет показать сотрудникам медучреждения страховой полис (или его электронную копию, сохраненную в телефоне) и связаться с компанией-ассистансом, как только появится возможность.

Не стоит паниковать, если вас попросили оплатить счет в больнице: расходы, связанные с оказанием медуслуг в рамках экстренной помощи, страховые компании возмещают по приезде на родину (правила страхования ряда компаний прямо предусматривают такую возможность, если состояние клиента не позволило ему связаться с компанией-ассистансом).

2. Пограничная ситуация.

Иногда трудно сразу определить, следует ли вызывать скорую помощь. В этом случае необходимо позвонить в компанию-ассистанс, контакты которой указаны в полисе. Вас попросят назвать номер полиса и ваши контактные телефоны, выяснят причину обращения и обстоятельства страхового случая. Также могут попросить по возможности прислать фотографии полученной травмы или повреждения. Поскольку поиск клиники может занять время, специалист компании зарегистрирует ваш звонок, чтобы перезвонить, когда подходящее учреждение будет найдено.

Если во время ожидания звонка от оператора ваше самочувствие ухудшается, перезвоните в компанию-ассистанс и сообщите об этом либо вызывайте скорую помощь.

3. Ситуация, не требующая немедленного обращения к врачу.

Если вы уверены, что в немедленной медицинской помощи нет необходимости, позвоните в компанию-ассистанс, которая вызовет к вам врача либо подберет клинику, куда вы сможете обратиться.

Предварительно ассистанс направит в медучреждение гарантийное письмо о том, что ваше лечение будет им компенсировано. В этом случае платить за медуслуги не придется. Если письмо еще не пришло, а с вас требуют оплаты или залога, необходимо звонить в компанию-ассистанс и выяснять, в чем дело.

Помните: главное – согласовывать с ассистансом все действия, связанные с лечением. Именно это является гарантией того, что расходы на него не придется нести самостоятельно.

Оформил страховку для ребенка перед поездкой в лагерь. Как ему будут оказывать помощь, если произойдет несчастный случай?

Если ребенок получит травму или заболеет, сотрудники лагеря должны будут оказать первую помощь или вызвать врача, а после сообщить об этом родителям. Когда стало известно, что ребенок пострадал, необходимо немедленно связаться с ассистансом по телефону, прописанному в полисе страхования, и следовать его указаниям. Если с ассистансом не удалось выйти на связь и лечение пришлось оплатить самостоятельно, следует собрать все медицинские документы, чеки и обратиться за получением выплаты в страховую компанию.

(О страховании здоровья ребенка перед поездкой в лагерь читайте также в публикации «Как выбрать лагерь для ребенка?».)

Как получить страховые выплаты?

Если вы самостоятельно оплатили лечение, обратитесь в страховую компанию за компенсацией расходов. В договоре страхования указан срок, в течение которого вы должны это сделать (обычно 30 дней).

Для получения страховой выплаты подготовьте полис страхования и документы, полученные в медицинском учреждении, – те, где указаны дата обращения за помощью, диагноз, сроки лечения, информация о направлении на лабораторные исследования; счета на бланках организации; подтверждающие оплату документы; рецепты врача (стоит заранее сделать копию рецепта, так как при выдаче лекарств фармацевт его заберет) и чеки из аптеки.

Страховая обычно компенсирует счета за такси и телефонные переговоры с сервисной компанией. Но будьте готовы к тому, что вас попросят представить их перевод на русский язык, заверенный бюро переводов.

Точный перечень документов, которые требуется представить для компенсации расходов, и сроки обращения указаны в правилах страхования (как правило, этот раздел называется «Страховая выплата»). Внимательно ознакомьтесь с ними, прежде чем подавать заявление о возмещении.

Когда страховщик откажет в компенсации расходов?

Иногда страховая компания отказывается компенсировать расходы, понесенные на лечение за границей без согласования с ней. Решение страховщика чаще зависит от того, насколько оперативно клиент связался с сервисным центром и точно ли следовал его указаниям. Если расходы были понесены из-за невозможности связаться с компанией-ассистансом, получение выплаты будет зависеть от надежности доказательств, подтверждающих это. Судебные инстанции следуют аналогичной логике при проверке обоснованности заявлений о компенсации расходов2.

Так, в одном из судебных дел истец требовал возместить расходы на лечение ребенка, у которого на отдыхе поднялась высокая температура. Без согласования с компанией-ассистансом родители вызвали врача, который выписал рецепт. Лекарства купили в местной аптеке. В процессе рассмотрения дела были допрошены свидетели, которые подтвердили невозможность дозвониться до ассистанса. Но суд не принял во внимание их показания, отметив, что вызов врача и последующее приобретение лекарств в аптеке потребовали времени, в течение которого истец все же мог связаться с сервисной компанией. Кроме того, повышение температуры, связанное с ОРВИ, не было признано объективной причиной срочного вызова врача, поскольку, по мнению суда, не угрожало жизни ребенка3.

Страховая компания может отказаться возместить расходы на лечение, если представлен неполный комплект документов или если нет доказательств несения расходов в заявленном размере. Именно поэтому очень важно правильно действовать как на этапе наступления страхового случая, так и при сборе документов для получения выплаты.

На агрегаторах страховых компаний предлагают телемедицинский сервис в дополнение к полису, который позволяет получить консультацию русскоговорящего врача по интернету. Стоит ли приобретать такую услугу?

С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Они закрепили возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. То есть граждане теперь могут получать круглосуточные онлайн-консультации российских докторов.

Агрегаторы – партнеры страховых компаний нередко предлагают приобрести дополнительную услугу телемедицины при покупке полиса страхования выезжающих за рубеж. Вместе с тем использование данного сервиса за рубежом рискованно.

Дело в том, что по закону врач не имеет права поставить больному диагноз. Но в рамках телеконсультаций гражданин может получить рекомендации по выбору врача и применению ранее назначенных лекарств (п. 2 и 3 ст. 36.2 Закона об основах охраны здоровья граждан РФ). Если по итогам телеконсультации доктор порекомендовал вам купить лекарства, но лечение не помогло и пришлось обратиться в компанию-ассистанс, то в возмещении расходов на дистанционно прописанные лекарства, скорее всего, откажут. Лечение, предпринятое без согласования со страховой компанией, признается самолечением и не покрывается страховкой выезжающих за рубеж. Более того, в правилах многих компаний прямо устанавливается, что если состояние застрахованного ухудшилось в результате самолечения, то расходы на последующее лечение не возмещаются.

Таким образом, пока покупка услуг телемедицины при выезде за рубеж – спорное решение. С учетом действующего законодательства и анализа правил страхования различных компаний можно рекомендовать при наступлении страхового случая сразу звонить в компанию-ассистанс, а не надеяться на онлайн-консультации.


1 Выводы сделаны на основе анализа типовых договоров страхования российских страховых организаций, размещенных в открытом доступе.

2 Апелляционное определение Московского городского суда от 12 октября 2018 г. по делу № 33-44643/2018; решение Мещанского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2014 г. по делу № 2-9571/2014~М-3633/2014.

3 Апелляционное определение Останкинского районного суда г. Москвы от 21 января 2016 г. по делу № 11-11/2016.

Читайте также: