О новых правилах заключения договоров об оказании платных медуслуг
С 1 сентября 2022 г. начнут действовать изменения, внесенные в ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Новые положения, которые устанавливают недопустимые условия договоров, будут распространяться и на отношения, возникшие до этой даты. Потому клиникам уже сейчас нужно пересмотреть свою документацию. А пациентам следует внимательнее читать договоры – медорганизации включают в них условия, которые теперь будут считаться незаконными
1 сентября 2022 г. вступят в силу изменения, внесенные в ст. 16 Закона о защите прав потребителей1. Причем часть новых положений данной статьи распространит свое действие на отношения, возникшие до этой даты из ранее заключенных договоров с потребителями. Поэтому медицинским организациям уже сейчас стоит пересмотреть свои документы, регулирующие оказание пациентам платных медицинских услуг.
Условие договора, ограничивающее ответственность клиники, признается ничтожным
Статья 16 Закона о защите прав потребителей устанавливает перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя. Одним из таких условий признано положение, ограничивающее ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом (подп. 4 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей в измененной редакции).
Как правило, договоры об оказании платных медицинских услуг содержат условие, ограничивающее ответственность исполнителя, поскольку в некоторых случаях даже при правильных и своевременных действиях медицинских работников запланированный результат медицинского вмешательства может быть не достигнут. Улучшение состояния пациента после оказания ему медицинской помощи не всегда зависит исключительно от действий медицинского персонала. Значение могут иметь индивидуальные особенности организма, своевременность обращения пациента за медицинской помощью, его восприимчивость к назначенному лечению и другие факторы.
Бремя доказывания обстоятельств, исключающих ответственность, законом возложено на исполнителя (п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей). Однако клинике не всегда просто доказать, что состояние пациента ухудшилось, например, из-за допущенных им нарушений, а не по вине медперсонала. Специфика медицинских услуг может являться обстоятельством, приводящим к ограничению ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Тем не менее с 1 сентября 2022 г. условие договора, ограничивающее ответственность исполнителя, признается ничтожным. Потому рекомендуется исключить его из текста договора об оказании платных медуслуг.
Между тем проинформировать пациента о возможных последствиях, не связанных с некачественным оказанием медицинских услуг, все же стоит. Для этого следует включить соответствующее положение в информированное добровольное согласие, с которым пациент будет ознакомлен до начала медицинского вмешательства.
Не допускаются оказание допуслуг и корректировка сроков лечения без письменного согласия пациента, а также уменьшение размера законной неустойки
Привести к проблемам может положение договора об оказании платных медицинских услуг, предоставляющее исполнителю право на одностороннее изменение условий договора. То же касается оказания дополнительных платных услуг без их предварительного письменного согласования с пациентом.
К примеру, пациент обратился за протезированием полости рта при частичном или полном отсутствии зубов. При составлении комплексного плана лечения, которое будут проводить несколько специалистов, в договоре необходимо отразить запланированные медицинские услуги и срок их оказания (подп. «д» п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006). Однако не всегда возможно заранее все предусмотреть. В процессе лечения пациенту могут потребоваться дополнительные услуги, не включенные в план, что приведет к удлинению сроков оказания медицинской помощи. Или могут возникнуть накладки в зуботехнической лаборатории, вызванные объективными, не зависящими от сторон причинами (задержки в поставках медицинских изделий или материалов, технические накладки в процессе изготовления зубопротезных изделий и пр.).
Большинство клиник в подобных ситуациях ограничивались устным информированием пациента о возникших обстоятельствах. Затем самостоятельно корректировали план лечения, оказывали пациенту дополнительные услуги, не предусмотренные планом, и предъявляли новые счета на оплату. Теперь оказание исполнителем дополнительных услуг и односторонняя корректировка сроков лечения без оформления письменного согласия пациента на такие изменения не допускаются законом. В случае нарушения этого запрета клиника будет вынуждена компенсировать пациенту понесенные им расходы в полном объеме. Также пациент сможет потребовать выплаты законной неустойки за просрочку исполнения обязательств (ст. 15 Гражданского кодекса РФ; ст. 29 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, недопустимо включать в договор с пациентом условие, уменьшающее размер законной неустойки (ст. 16 Закона о защите прав потребителей в измененной редакции).
Чтобы избежать возможных негативных последствий, любое изменение ранее согласованных с пациентом условий, включая сроки лечения, оказание дополнительных услуг и их стоимость, следует оформить в письменной форме путем заключения допсоглашения к договору.
Недопустим односторонний отказ от исполнения гарантийных обязательств перед пациентом
Стоматологические клиники могут столкнуться с проблемами при возникновении необходимости исполнения гарантийных обязательств перед пациентами. А все потому, что часто включают в договоры условия об их прекращении, например, в случае обращения пациента за медицинской помощью после лечения в иную медорганизацию, неявки пациента на профилактические осмотры и пр.
Условие договора об одностороннем отказе исполнителя от своих гарантийных обязательств является ничтожным, поскольку такой отказ не предусмотрен законом. И помните: ничтожные условия сделки недействительны независимо от признания их таковыми судом (ст. 166 Гражданского кодекса РФ). Поэтому действующие документы, регулирующие гарантийные обязательства медицинской организации, рекомендуется пересмотреть.
Пациент не обязан доказывать конкретные обстоятельства, если это не предусмотрено законом
Недопустимым является условие договора, которое устанавливает обязанность потребителя по доказыванию определенных обстоятельств, хотя такая обязанность не предусмотрена законом (подп. 12 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей в измененной редакции).
Это нововведение может повлиять на регулирование клиникой исполнения своих гарантийных обязательств перед пациентами. При установлении гарантии на медицинские услуги исполнитель обязан будет доказывать, что их недостатки возникли по вине пациента, третьих лиц или вследствие непреодолимой силы (п. 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).
Также нововведение повлияет на рассмотрение претензий и жалоб пациентов, связанных с качеством медицинских услуг. Теперь недопустимы истребование у пациента медицинских документов из иных медорганизаций, проведение за его счет экспертиз и иные подобные действия с целью рассмотрения спорной ситуации.
Не стоит забывать и о позиции Верховного Суда РФ: на профессионального исполнителя возлагается бремя доказывания качества оказанных услуг, правильности и своевременности действий медицинских работников, отсутствия их вины и причинно-следственной связи между медицинским вмешательством и возникшими последствиями (п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17).
Условия договора не могут менять положения закона
Безусловными и неотчуждаемыми являются права пациента как потребителя платных медицинских услуг:
- на односторонний отказ от договора (п. 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006; ст. 782 Гражданского кодекса РФ; ст. 32 Закона о защите прав потребителей);
- на выбор способа оплаты оказанных услуг (ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей);
- на выбор требований к исполнителю при обнаружении недостатков оказанных услуг (ст. 29 Закона о защите прав потребителей);
- на обращение в суд за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (ст. 17 Закона о защите прав потребителей);
- на выбор территориальной подсудности рассмотрения спора, вытекающего из договора об оказании платных медицинских услуг (ч. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ; ст. 17 Закона о защите прав потребителей);
- на выбор средств и способов защиты нарушенных прав (ст. 17, 42.3 Закона о защите прав потребителей; ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
Условия договора об оказании платных медуслуг, изменяющие установленные нормативными правовыми актами положения, признаются ничтожными (п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей в измененной редакции). Если в результате включения в договор таких условий у пациента возникнут убытки, то клиника должна будет их возместить в полном объеме (ст. 15, 166, 167 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
Положение о праве клиники на одностороннее досрочное расторжение договора в случае нарушения пациентом его условий является незаконным
Некоторые клиники включают в договор об оказании платных медуслуг положение о праве исполнителя на одностороннее досрочное расторжение договора в случае нарушения пациентом его условий. Между тем Конституционный Суд РФ высказался об отсутствии у исполнителя такого права (Определение от 6 июня 2002 г. № 115-О). Теперь данная позиция будет законодательно закреплена в подп. 8 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.
***
Сейчас на антикоррупционной экспертизе находится проект новых Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. В этом проекте отражены положения новой редакции ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Рекомендуем клиникам уже сегодня позаботиться о внесении изменений в свою документацию с учетом утвержденных законодателем изменений.
1 Федеральный закон от 1 мая 2022 г. № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”».
Фото: фотобанк Freepik