Как должны обучать пациентов-школьников?
Минздрав и Минпросвещения приняли Рекомендации по организации обучения школьников, которые нуждаются в длительном лечении. В документе указано, кто и как должен учить маленьких пациентов, и разъясняются права детей и их родителей
По данным Минздрава, ежегодно медпомощь в стационарах получают 6 млн детей. Из них 250 тыс. находятся в больницах более 21 дня. Из-за длительного лечения дети не могут посещать школы, хотя могли бы учиться. При этом каждому ребенку закон гарантирует доступность бесплатного образования вне зависимости от обстоятельств. И если он не может ходить в школу по состоянию здоровья, его обучение должно быть организовано в больнице или на дому1.
В октябре министерства просвещения и здравоохранения утвердили Рекомендации по организации обучения школьников-пациентов (далее – Рекомендации)2. Пояснить для родителей некоторые пункты документа мы попросили адвоката КА «Адвокат» Анну Мамонову и адвоката Адвокатской палаты Челябинской области Елену Цыпину.
Кто должен обучать маленьких пациентов?
1. Стационары первого уровня оказывают пациентам конкретного муниципального образования первичную медико-санитарную, паллиативную, скорую медицинскую помощь и специализированную помощь, обычно педиатрического и хирургического профилей. Чаще дети находятся в них менее трех недель. Количество школьников, которым нужно более длительное лечение, составляет от 1 до 10 одновременно. В таком случае целесообразно обучение ребенка школой по месту жительства.
2. В стационарах второго уровня, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований, одновременно могут проходить длительное лечение от 30 до 100 детей; в стационарах третьего уровня, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, – от 30 до 250 детей и больше.
В стационарах второго и третьего уровней обучение может быть организовано по нескольким моделям. Они указаны в Рекомендациях, а подробнее рассказала о них адвокат Анна Мамонова. Обучением пациентов может заниматься:
- образовательная организация, осуществляющая свою деятельность на базе медорганизации. Это обычная общеобразовательная школа, заключившая с медицинской организацией договор на оказание образовательных услуг;
- образовательная организация для обучающихся, которые нуждаются в длительном лечении. Это специализированная организация, которая может быть определена региональным органом исполнительной власти в сфере образования;
- образовательное подразделение медицинской организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность. «В рекомендациях они именуются госпитальными школами, что не вполне корректно, так как этим термином в дореволюционной России обозначались медицинские учебные заведения», – отметила Анна Мамонова.
По словам адвоката, разновидности образовательных организаций в Рекомендациях определены недостаточно четко. Например, в Письме Минобрнауки от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07 «О дополнительных разъяснениях» они указаны в более доступной форме. Согласно этому документу, получать общее образование дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут: 1) в образовательной организации по месту жительства ребенка, в которую он зачислен, в том числе с использованием дистанционных технологий; 2) в образовательном подразделении медорганизации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление; 3) в подразделении образовательной организации, расположенном в помещении медорганизации; 4) в близлежащей образовательной организации – в этом случае детей обучают приходящие по расписанию педагоги.
Согласно Рекомендациям, если на территории муниципального образования работают несколько стационаров одного или разных уровней, целесообразно обучать детей в одной школе для учеников, нуждающихся в длительном лечении.
Обучение ребенка, находящегося на лечении в стационаре менее 21 дня, осуществляется школой, учеником которой он является. Но если краткосрочное пребывание школьника в стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении, то он может обучаться так же, как и дети, находящиеся в больнице более трех недель.
Адвокат Елена Цыпина обратила внимание на то, что для ребенка обучение сотрудниками школы, которую он посещал, скорее будет более комфортным. Но при этом в Рекомендациях за пациентом и его родителями сохраняется право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность. И можно считать, что такое право есть и у детей, находящихся на кратковременном лечении.
Как наладить процесс обучения во время непродолжительного лечения в больнице?
В случае необходимости школа, которую ребенок посещал до болезни, должна организовать его обучение в больнице или на дому3<.sup>. Однако если потребуется длительное лечение, школьник может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, педагоги которой будут заниматься его обучением, пока он находится в больнице.
Совместно с родителями должны определяться документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т.д.):
- форма обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;
- особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья ребенка;
- способы информирования родителями школы о перемещении пациента в стационары и о «госпитальной школе», учителя которой обучают ребенка в больнице;
- необходимость информирования родителями о результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;
- формы социальной поддержки больного ребенка со стороны участников образовательного процесса.
Анна Мамонова предупредила: «Как следует из Рекомендаций, школа по месту жительства ребенка обязана принимать все необходимые меры для реализации образовательных программ. То есть организация учебного процесса в случае кратковременного лечения в стационаре или лечения на дому является обязанностью школы. Однако родителям следует быть готовыми к взаимодействию с педагогами, в том числе обеспечить передачу ребенку необходимых учебных материалов, домашних заданий и т.п.».
Елена Цыпина добавила, что если ребенок может учиться только в домашних условиях, то родители должны получить заключение медорганизации о необходимости обучения ребенка на дому и подать заявление в образовательное учреждение. Если же ребенок лечится в больнице, то родителям нужно будет выбрать вид образовательного процесса путем подачи заявления в администрацию лечебного учреждения.
Как проходит урок в больнице?
При организации процесса обучения в больнице чаще используется классно-урочная система. Однако схема «один возраст – один класс – одна программа обучения – один год» в условиях лечения изменяется, и допускается обучение детей в разновозрастных группах.
Вместе с тем санитарные правила нередко не позволяют объединять на занятии в одном помещении детей из разных отделений, и потому для них не может быть организован единый школьный сектор. Занятия могут проходить в больничных палатах и боксах.
При некоторых заболеваниях во избежание передачи инфекции педагоги используют материалы не на бумажных, а на электронных носителях – планшетах или ноутбуках, которые до и после занятий обрабатываются дезинфицирующими средствами.
Режим и продолжительность занятий определяются на основе рекомендаций лечащего врача с учетом психофизического состояния ребенка, его познавательных возможностей и ограничений жизнедеятельности. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки не может превышать показателей, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами4.
Обучение школьников в больницах, как и на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей обучение ребенка, и согласовываются с лечащим врачом и родителями. При прохождении обучения по индивидуальному планому расписание занятий и объем учебной нагрузки могут изменяться образовательной организацией с учетом текущего состояния здоровья ребенка и назначенного ему лечения.
Могут ли вместе с пациентами обучаться их братья и сестры?
В Рекомендациях предусмотрены ситуации, когда из-за длительного ухода за ребенком в больнице семья находится далеко от дома, и никто из детей не может посещать школу. Ответственным за организацию образовательного процесса пациентов-школьников в таких случаях рекомендуется после согласования с лечащим врачом найти возможность для обучения вместе с больными детьми их братьев и сестер.
Анна Мамонова пояснила, что «хотя Рекомендации не являются обязательными для исполнения, они представляют собой правовую позицию руководства Минпросвещения и Минздрава. Это означает, что, например, в случае отказа обеспечить права ребенка на получение образования родители должны направить жалобу в вышестоящие органы, и она с высокой долей вероятности будет удовлетворена. Однако нужно учитывать, что совместное обучение больных детей и их здоровых сиблингов не представляется возможным, когда ребенок болен инфекционным или другим опасным заболеванием и существует угроза здоровью второго ребенка».
Какие права пациентов-школьников и их родителей предусмотрены в законах?
Ребенок и его родители вправе выбрать образовательную организацию, педагоги которой будут обучать школьника во время лечения.
«Если право на такой выбор ограничивают, то необходимо обращаться к руководству образовательного учреждения с заявлением, в котором следует описать ситуацию и аргументированно изложить свою позицию», – пояснила Елена Цыпина. Анна Мамонова добавила, что, если организация учебного процесса не соответствует предъявляемым требованиям, родители могут обратиться с жалобой в региональные органы исполнительной власти в сфере образования и здравоохранения и в органы прокуратуры.
Согласно Рекомендациям до начала обучения родителям пациента должны предложить подписать согласие:
- о сообщении педагогам сведений о заболевании ребенка и побочных явлениях при лечении, об особенностях его эмоционального состояния, которые должны учитываться в процессе обучения;
- об информировании о том, какие сведения о состоянии здоровья пациента и в каких случаях могут быть переданы одноклассникам, родительскому комитету класса и другим для социальной поддержки ребенка во время лечения.
«Такое согласие родители подписывать не обязаны. В этом случае будет действовать норма закона, согласно которой распространение сведений, составляющих врачебную тайну, недопустимо5. Если это правило не будет соблюдено, медорганизация может быть привлечена к административной ответственности, а человек, распространивший сведения, – к дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственности», – рассказала Елена Цыпина.
Работники образовательных и медицинских организаций должны уважительно относиться к позиции ребенка и его родителей при отказе передавать кому-либо информацию о заболевании. Сведения о здоровье ребенка могут передаваться посторонним только по письменному согласию пациента или его родителей, если ему еще не исполнилось 15 лет, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
Елена Цыпина привела примеры таких случаев: «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается при оказании медпомощи несовершеннолетнему для информирования его родителей; в целях проведения обследования и лечения пациента, который из-за своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; при расследовании несчастного случая в школе, во время соревнований или занятий спортом в секции; по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора; при обмене информацией медорганизациями в целях оказания помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных; в целях осуществления контроля в системе обязательного социального страхования, а также контроля качества и безопасности медицинской деятельности и т.д.6».
Анна Мамонова напомнила, что права и обязанности родителей прописаны в ст. 63 и 64 Семейного кодекса: «Родители обязаны воспитывать своих детей и обеспечить получение ими общего образования. При этом им дается право выбора образовательной организации и формы обучения с учетом мнения детей. Также родители обязаны защищать интересы ребенка. Если он жалуется на условия пребывания в стационаре или на отношение медицинского или педагогического персонала, они не вправе игнорировать такие жалобы и должны удостовериться, что все в порядке».
Как организовать обучение после выписки из больницы?
Во время болезни ученик не может быть отчислен из школы7. Анна Мамонова пояснила: «Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из школы, к обучающимся во время их болезни не допускается в силу требований Закона об образовании. Более того, образовательная организация должна обеспечить психологически комфортное возвращение ребенка в прежний класс с учетом произошедших у него после болезни изменений во внешнем виде, физических, когнитивных способностей и иных изменений, отличающих его от сверстников, а также создать условия для продолжения обучения с учетом состояния здоровья обучающегося, рекомендаций лечащего врача и особенностей лечебного, реабилитационного, оздоровительного процесса».
Елена Цыпина рассказала, что в случае возникновения серьезных проблем со здоровьем учебное учреждение должно направить ребенка на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, которая определит вид коррекционного образовательного учреждения, где и в дальнейшем он может проходить обучение.
Как указано в Рекомендациях, после выписки из больницы учиться в домашних условиях могут дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому8. Также учиться дома может быть позволено на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок9.
Обучение школьника после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. При электронном обучении школам рекомендовано назначить тьютора для сопровождения ребенка в очной форме.
Как будет проходить аттестация?
По окончании длительного лечения «госпитальная школа» выдает пациенту справку об обучении с отметками по каждому учебному предмету. Школа по месту жительства обязана принять этот документ и засчитать результаты обучения на его основании либо допустить школьника к промежуточной или итоговой аттестации10.
Основанием для прохождения государственной итоговой аттестации на дому или в больнице являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Рекомендации Минздрава и Минпросвещения должны обязательно исполняться?
Анна Мамонова объяснила, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, а потому не могут считаться обязательными к применению. «Они представляют собой скорее “дорожную карту” по разрешению крайне актуальной проблемы обучения детей, находящихся на длительном лечении. Это подтверждает тот факт, что в документе указано на необходимость разработки и принятия нормативных актов на региональном уровне и говорится об отсутствии законодательных механизмов регламентации образовательной деятельности, учитывающих специфику обучения детей в условиях стационаров. Все эти вопросы требуют надлежащего правового регулирования», – отметила адвокат.
Вместе с тем Анна Мамонова обратила внимание родителей на то, что право на образование гарантировано ст. 43 Конституции РФ. Любое его необоснованное ограничение, в том числе в связи с состоянием здоровья, является грубейшим нарушением. «Поэтому в случае возникновения проблем не теряйте уверенности в себе и самообладания и незамедлительно обращайтесь за защитой своих прав и прав ребенка», – посоветовала адвокат. Елена Цыпина в заключение пояснила, что обращаться можно в региональный орган исполнительной власти в сфере образования, в прокуратуру и суд – выбор будет зависеть от ситуации.
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2 Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 14 и 17 октября 2019 г.).
3 Часть 5 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26).
5 Пункт 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
6 Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
7 Часть 6 ст. 34 и ч. 4, 8, 9 ст. 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8 Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
9 Письмо Минздрава России от 14 сентября 2016 г. № 15-3/10/2-5810.
10 Пункт 7 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».