Медики небрежно информируют пациентов о лечении
А суды потом признают оказанную медицинскую помощь некачественной
Закон: медицинское вмешательство, даже просто осмотр, невозможно без согласия пациента
Пациент имеет право на получение сведений о состоянии своего здоровья (ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее – Закон № 323-ФЗ)). В свою очередь медорганизация обязана предоставить ему достоверную и полную информацию об оказываемой медицинской услуге (ст. 79 Закона № 323-ФЗ).
Любая манипуляция, выполняемая медработником, считается медицинским вмешательством. Это могут быть осмотр, сбор анамнеза и жалоб, проведение диагностических исследований, а также любые виды инвазивных или неинвазивных вмешательств (ст. 2 Закона № 323-ФЗ).
До начала медицинского вмешательства медработник, который будет его осуществлять, обязан рассказать пациенту: о вариантах такого вмешательства и его последствиях, о целях и методах оказания медицинской помощи, о возможных рисках и предполагаемых результатах этой помощи. На основе полученных сведений пациент или его законный представитель дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (далее – ИДС). Оно является необходимым условием оказания гражданину медицинской помощи (ст. 20 Закона № 323-ФЗ).
Часто медорганизации не придают значения ИДС и отраженной в нем информации. А ведь именно письменное ИДС обычно оказывается основным доказательством надлежащего информирования пациента и может повлиять на вывод суда о качестве оказанной медицинской помощи.
Верховный Суд РФ: согласие пациента – критерий качества медпомощи
При оценке информирования пациента о медицинском вмешательстве суды исходят из того, что в отличие от профессионального исполнителя – медорганизации пациент не обладает познаниями в области медицины. Поэтому он не может самостоятельно определить риск развития осложнений после медицинского вмешательства и возможность достижения запланированного результата1.
Верховный Суд РФ в одном из своих определений указал2: если медорганизация уклоняется от исполнения своей обязанности – не предоставляет пациенту сведения о медицинских услугах, то нарушается его право на охрану здоровья, гарантированное Конституцией РФ. В случае спора доказать предоставление пациенту надлежащей информации об услугах должна медорганизация, а потому недопустим формальный подход к оформлению ИДС.
Также Верховный Суд отметил, что наличие ИДС является одним из критериев качества медицинской помощи. Письменное согласие необходимо получить до начала медицинского вмешательства и независимо от вида такого вмешательства. Причем ИДС должно содержать исчерпывающую информацию. То есть эта информация должна быть настолько полной и доступной для пациента, чтобы он мог оценить все риски развития осложнений и вероятность недостижения запланированного результата.
Cуды – о сроке действия и содержании согласия пациента
Теперь разберемся, сколько действует ИДС и какие сведения должны в нем содержаться, чтобы документ отвечал требованию о надлежащем информировании пациента. Для этого обратимся к практике арбитражных судов.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что оформлять ИДС необходимо при каждом обращении гражданина в медорганизацию3. Это означает, что срок его действия ограничен временем медицинского вмешательства, на которое получено согласие пациента.
При этом арбитражные суды придерживаются такой позиции: если ИДС не содержит сведения, поименованные в ст. 20 Закона № 323-ФЗ, то такой документ не может свидетельствовать о согласии пациента на медицинское вмешательство и не является доказательством его надлежащего информирования. Этот вывод суды делают и в том случае, если ИДС не заверено собственноручной подписью пациента или его законного представителя4.
Приведенный в ст. 20 Закона № 323-ФЗ перечень обязательных сведений для ИДС включает: варианты медицинского вмешательства и его последствия, цели, методы, риски и предполагаемые результаты оказания медицинской помощи. Но этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен сведениями, которые относятся к определенному виду медицинского вмешательства:
- показания и противопоказания для планируемого медицинского вмешательства;
- альтернативные варианты лечения заболевания пациента, если достижение того же результата возможно при ином медицинском вмешательстве;
- возможные последствия отказа от предложенного медицинского вмешательства (например, прогрессирование заболевания);
- применяемые в процессе лечения лекарственные средства и медицинские изделия, а также последствия их применения для здоровья пациента (например, осложнения, указанные в инструкции по применению лекарственного препарата) и др.
Только совокупность полных и достоверных сведений об оказании медицинской помощи обеспечивает надлежащее информирование пациента и его осознанное волеизъявление на медицинское вмешательство.
Суды общей юрисдикции придерживаются того же подхода. Второй кассационный суд общей юрисдикции указал, что ответчик не доказал предоставление истцу надлежащей информации о медицинских услугах, поскольку в ИДС не было разъяснений о возможных нежелательных последствиях удаления зубов, с чем пациент и столкнулся5.
В другом деле суд отметил, что отрицательные последствия медицинского вмешательства были связаны с одной из манипуляций, выполненных медработником. Однако о рисках таких последствий пациента надлежащим образом не проинформировали. Суд учел, что вероятность развития подобного осложнения эксперты оценили примерно в пределах 80%. Потому пришел к такому выводу: отсутствие у пациента этой информации лишило его права на выбор вида медицинской помощи, а также привело к тратам не только на операцию в организации ответчика, но и на устранение осложнения6.
Также суды обращают внимание на то, достигнут ли запланированный результат вмешательства и сообщили ли пациенту о рисках его недостижения. Если гражданина не проинформировали, суд оценит это обстоятельство как нарушение права пациента на получение сведений о медицинском вмешательстве.
Первый кассационный суд общей юрисдикции отметил, что результат хирургического вмешательства не может рассматриваться как безусловно соответствующий требованиям к качеству медицинской услуги, если пациент не мог оценить его последствия. Поскольку ответчик до заключения договора об оказании платной медицинской помощи не предупредил пациента о возможных последствиях медицинского вмешательства, он несет ответственность в силу ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»7.
***
Каждой медицинской организации стоит обратить внимание на порядок информирования пациентов и содержание их ИДС. Необходимо оценить, являются ли сведения в ИДС полными и достоверными. Если их недооценить, суд может признать оказанную пациенту медицинскую помощь некачественной.
1 Пункт 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
2 Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2022 г. № 18-КГПР22-28-К4.
3 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2022 г. № Ф04-4356/2022 по делу № А67-7581/2021.
4 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 г. № 06АП-6413/2021 по делу № А73-11532/2021; постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2022 г. № Ф01-4928/2022 по делу № А38-6214/2021.
5 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 г. № 88-25269/2022.
6 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 г. № 88-9577/2022.
7 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г. № 88-13971/2022.
Фото: фотобанк Freepik/@macrovector