Как придумать законное название для компании?

Чтобы не пришлось терпеть многомиллионные убытки, нужно учитывать юридические тонкости при выборе фирменного наименования для компании

Как придумать законное название для компании?

Как вы яхту назовете, так она и поплывет…

Любая коммерческая организация выступает на рынке под своим фирменным наименованием. Оно фиксируется в ее учредительных документах и в едином государственном реестре при регистрации юридического лица.

При выборе названия для компании важно понимать, что фирменное наименование – это объект интеллектуальной собственности. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации: указывать его на бланках, в счетах и иной документации, на товарах и их упаковке, на вывесках и в объявлениях, в интернете.

Как выбрать фирменное наименование, чтобы избежать претензий налоговой инспекции?

Закон определяет, что юридическое лицо обязано иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное наименование на русском языке. Кроме того, у компании может быть полное фирменное наименование и сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации или иностранном языке. Название может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

В случае нарушения этих требований орган, осуществляющий регистрацию юрлиц, вправе предъявить иск к компании, требуя внести изменения в наименование. Так, в сентябре этого года Арбитражный суд Саратовской области удовлетворил иск налоговой инспекции к ООО «Медицинский Di Центр». Суд признал нарушение законодательства, поскольку организация имела в своем фирменном наименовании буквы иностранного алфавита «Di» без русской транскрипции, и обязал медицинский центр изменить название1.

В название компании не могут быть включены полные и сокращенные официальные наименования иностранных государств и производные от таких наименований. Нельзя использовать полные и сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления. Под запретом применение полных и сокращенных наименований общественных объединений и обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Включить в название компании слова «Россия», «Российская Федерация» и производные от них, например «российский», можно только по специальному разрешению. Впрочем, есть и исключение: фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность его Российской Федерации или субъекту РФ (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

Если будут нарушены установленные законом запреты, налоговая инспекция опять же потребует изменить фирменное наименование через суд.

Однако порой приходится доказывать, что налоговики увидели нарушение там, где его нет. Так, инспекция предъявила претензии к компаниям ООО «СКИКРОСС» и ООО «МИСМА-РОС» в связи с использованием в названиях элементов «росс». Однако юристам удалось убедить инспекцию в том, что часть слова «рос» не связана с «Россией», «Российской Федерацией» или «российским». «Скикросс» в переводе с английского языка означает «лыжный бег», а «мисма-рос» – просто фантазийное слово и имеет отношение лишь к фамилии одного из учредителей компании.

Тем не менее иногда суды признают использование слова «росс» нарушением. Свежий пример из практики. Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что фирменное наименование ООО «РОСС» не соответствует требованиям законодательства. Он указал, что использование в наименовании слов «Россия», «российский» и их сокращенных вариантов допускается только в предусмотренных законом случаях или по специальному разрешению, которого ответчик не получал.

Ответчик настаивал, что «росс» – этноним, возникший раньше, чем слово «Россия». Однако суд оценил наименование не с точки зрения лингвиста или справочной и энциклопедической информации, которую представил ответчик, а с позиции потребителей. Для них «росс» – это очевидное производное от слова «Россия», поэтому оно может вызывать стойкую ассоциацию с наименованием государства. В итоге суд обязал общество изменить фирменное наименование2.

Как назвать компанию, чтобы не пришлось отвечать за нарушение чужих прав?

Запрещено использовать название, которое тождественно другому фирменному наименованию или сходно с ним до степени смешения, если его правообладатель и ваша компания осуществляют аналогичные виды деятельности (ст. 1474 ГК РФ). Разберем это на конкретном примере из судебной практики.

В 2014 г. в Челябинской области было зарегистрировано предприятие «Завод топливного оборудования». А в 2017 г. в Санкт-Петербурге регистрируется еще один «Завод топливного оборудования», который выпускает аналогичную продукцию. Наименования этих предприятий оказались идентичны, а значит, могли ввести в заблуждение потребителей продукции. Челябинский завод обратился в суд с иском к конкуренту с требованием запретить ему использовать фирменное наименование. Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил требования истца. Суд сослался на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юрлица, которое раньше другого было включено в единый госреестр юридических лиц. И неважно, кто из них раньше приступил к деятельности3.

Еще пример. В 1999 г. было создано предприятие ЗАО «Пожгидравлика», а через пять лет оно было переименовано в ЗАО «УСПТК-Пожгидравлика». Основное направление его деятельности – производство и реализация пожарных насосов. В 2014 г. ООО «Ливенский завод противопожарного машиностроения» переименовывается в ООО «УСПТК-Пожгидравлика Центр». Предприятие также занимается реализацией пожарных насосов. Наименования – схожи, деятельность – аналогична. Нарушение закона видно невооруженным глазом. Но нюанс в том, что организационно-правовая форма одного предприятия – закрытое акционерное общество, а второго – общество с ограниченной ответственностью, к тому же к его названию добавлено слово «Центр».

ЗАО «УСПТК-Пожгидравлика» обратилось в суд с иском к ООО «УСПТК-Пожгидравлика Центр». Арбитражный суд Орловской области встал на сторону истца4. Он сослался на разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ: «Для индивидуализации юридического лица основное значение имеет его наименование, различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование»5.

Также суд пришел к выводу, что использование ответчиком в фирменном наименовании дополнительного слова «Центр» не исключает сходства названий до степени смешения, поскольку фирменные наименования двух организаций складываются из одинаковых слов, занимающих доминирующее положение.

Как добиться возмещения убытков, понесенных из-за недобросовестного использования фирменного наименования?

«Имя», с которым субъект предпринимательской деятельности выходит на рынок, порой стоит дорого, а потому судебные споры по поводу названий возникают довольно часто. Если вы столкнулись с необходимостью защищать свое право на использование фирменного наименования, имейте в виду: с иском в суд можно обратиться только в том случае, если ваш конкурент осуществляет аналогичную деятельность.

Кроме того, нужно учитывать, что за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности закон предусматривает компенсацию от 10 тыс. до 5 млн руб. Но фирменного наименования это не касается. А потому можно взыскать только убытки. Как показывает практика, это непросто, но возможно. Рассмотрим на примере, как этого добиться.

Бывший работник одной из челябинских компаний создал свою фирму с похожим названием и через сайт продал клиентам экс-работодателя аналогичную продукцию на 8,5 млн руб. Работодатель зафиксировал указанную на сайте-двойнике информацию и обратился в суд. Поскольку фирменное наименованием его компании было зарегистрировано раньше, чем у ответчика, он потребовал запретить его использование. Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил его требование6.

После того как решение вступило в законную силу, юристы пострадавшей стороны обратились в региональную антимонопольную службу с жалобой на недобросовестную конкуренцию. Челябинское УФАС России признало акт недобросовестной конкуренции и наложило штраф в размере 100 тыс. руб.

Следующим шагом стала подача иска о взыскании убытков. В результате арбитражный суд взыскал даже не прибыль компании-ответчика за несколько месяцев работы, а всю выручку, исключая НДС. А это ни много ни мало 7 319 491 руб. 53 коп.7

Как некоммерческие организации защищают свое право на использование фирменного наименования?

Не так давно стало охраняться и подлежать судебной защите фирменное наименование общественных организаций. Ранее им отказывали в этом. А мотивировали это так: защита фирменного наименования прежде всего обусловлена нормами о конкуренции среди коммерческих организаций, поскольку целью деятельности таких юридических лиц является извлечение прибыли. Некоммерческая организация не вправе требовать прекращения использования другой организацией фирменного наименования. Так как название общественной организации не является средством индивидуализации, она не может предъявлять требования о правовой охране ее наименования.

Однако Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2018) (утв. Президиумом ВС РФ 28 марта 2018 г.) все поменял. В нем указано: «Принимая во внимание целевой характер правоспособности фонда и отсутствие каких-либо вещных или обязательственных прав на имущество фонда у лиц, формирующих такое имущество за счет своих добровольных взносов, фонд и указанные лица имеют законный интерес в защите своего доброго имени и репутации фонда. Соответственно, в случае нарушения этого законного интереса заведомо недобросовестными действиями третьих лиц фонд имеет право на судебную защиту такого интереса способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ».


1 Решение Арбитражного суда Саратовской области от 4 сентября 2019 г. по делу № А57-14803/2019.

2 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 августа 2019 г. № С01-833/2019 по делу № А40-260394/2018.

3 Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 марта 2019 г. по делу № А56-146373/2018.

4 Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 января 2015 г. по делу № А48-4942/2014.

5 Пункт 17 Информационного письма от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».

6 Решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 декабря 2016 г. по делу № А76-17720/2016.

7 Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11 октября 2017 г. по делу № А76-16920/2017.

Читайте также: