О программе льготного кредитования субъектов МСП

В 2020 г. предприниматели могут получить кредиты по льготным ставкам на развитие предпринимательской деятельности и рефинансирование ранее взятого кредита. Льготные кредиты доступны теперь и самозанятым

О программе льготного кредитования субъектов МСП

Уже два месяца действуют поправки к Правилам предоставления субсидий для банков, занимающихся кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Правила)1. Информация о вступлении их в силу 31 декабря прошлого года была размещена на сайте Минэкономразвития.

Что такое льготное кредитование субъектов МСП?

Это кредитование субъектов МСП по льготным ставкам (кредитование с господдержкой).

Механизм, заложенный в программе льготного кредитования МСП, довольно прост. Государство выбирает приоритетные отрасли экономики, в которых необходимо увеличение доли малого и среднего бизнеса, и делает их более привлекательными. К ним относятся здравоохранение, культура, наука, сельское хозяйство, строительство многоквартирных домов и др. – всего 20 отраслей.

Чтобы финансовые институты, в первую очередь банки, охотнее выдавали льготные кредиты, государство компенсирует им неполученные доходы из бюджета на ежемесячной основе. В программе участвуют более 90 банков по всей стране.

Поправки, вступившие в силу в конце прошлого года, внесли важные изменения в эту программу.

(Чтобы не лишиться права на льготное кредитование, ИП и юрлица – субъекты малого и среднего предпринимательства должны предоставить в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год и налоговую отчетность, позволяющую определить величину прошлогоднего дохода от предпринимательской деятельности. Читайте об этом в новости «ФНС: Неотчитавшиеся компании и ИП будут исключены из Реестра субъектов МСП».)

Новые льготные ставки

До принятия поправок действовала единая максимальная ставка по льготному кредиту – 8,5% годовых. И она не могла быть выше, чем ключевая ставка ЦБ РФ плюс 2% годовых. Это было значительно дешевле типичного кредита по рынку.

Теперь же льготные ставки зависят от «программ субсидирования» – от цели, суммы и срока выдаваемого кредита. Всего таких программ четыре.

1. Кредит на инвестиционные цели – кредит на покупку или создание основных средств (дооборудование, достройка, изготовление проектной документации, сооружение и пр.) либо на строительство многоквартирного дома по ДДУ под 8,5% годовых на сумму от 500 тыс. до 2 млрд руб. на срок до 10 лет.

2. Кредит на пополнение оборотных средств – кредит по ставке не более 8,5% годовых на сумму от 500 тыс. до 500 млн руб. на срок до 3 лет.

3. Кредит на развитие предпринимательской деятельности – кредит до 10 млн руб. на срок до 5 лет по ставке не более 9,95%; выдается только МСП со статусом «микропредприятие» и самозанятым гражданам.

4. Кредит на рефинансирование – заемщик может рефинансировать кредит, ранее взятый на инвестиционные цели, под не более чем 8,5% годовых; программа не распространяется на кредиты, рефинансированные по другой госпрограмме.

Как указано на сайте Минэкономразвития, данное нововведение призвано расширить число предпринимателей, которые могут получить кредит по госпрограмме. Поскольку первые две программы субсидирования фактически действовали и раньше, остановимся подробнее на двух новых.

Упрощенный кредит под 9,95% годовых

Данная программа субсидирования дает возможность получить кредит под повышенную ставку – 9,95%, но более простым способом. То есть не придется прикладывать больших усилий для подтверждения цели кредита. Пока программа рассчитана на небольшие суммы и сроки кредита – до 10 млн руб. и до 5 лет. Но, возможно, она получит более широкое распространение.

Как подтвердило Минэкономразвития, существует проблема администрирования кредита: для его получения нужно собрать документы и соблюсти требования, которые прописаны в п. 20 Правил. При этом банки могут устанавливать дополнительные требования.

Для решения этой проблемы отдельные требования п. 20 Правил были смягчены. Например, раньше наличие возбужденного в отношении должника дела о банкротстве было основанием для отказа в выдаче кредита. Но это правило было отвергнуто как слишком жесткое: часто возбуждение дела о банкротстве не заканчивается банкротством должника и используется кредиторами как средство давления при просрочке с его стороны.

Новое правило подп. г) п. 20 Правил гласит: для отказа в выдаче кредита необходимо введение банкротной процедуры (наблюдение, конкурсное производство, финансовое оздоровление, внешнее управление), приостановление деятельности в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ) или прекращение деятельности ИП.

Но главной мерой поддержки МСП Минэкономразвития стало создание новой программы субсидирования – «Кредит на развитие предпринимательской деятельности». Эта программа была выведена из-под действия п. 20 Правил, а единственное требование к заемщику выделено в отдельный п. 20 (1) Правил – он должен быть микропредприятием.

Так, для получения кредита по данной программе не нужно подтверждать, что просроченной задолженности по налогам и заработной плате нет и процедуры банкротства не применяются.

И все же эта мера, скорее всего, не облегчит получение кредита субъектами МСП. Банки, участвующие в программе, связаны банковским регулированием и системой оценки рисков, которая требует детальной проверки заемщика. Кроме того, каждый банк вправе устанавливать свои требования к заемщику, которые могут затруднять получение кредита.

Рефинансирование ранее взятых кредитов

Данная программа субсидирования дает возможность рефинансировать кредиты, взятые ранее по рыночным ставкам.

Получение такого кредита очень выгодно. Конечно, сокращения срока кредита не происходит, т.е. сохраняется соотношение «основной долг – процент» в платеже. Однако из-за снижения ставки субъект МСП получит возможность уменьшить размер периодических платежей по старому кредиту, тем самым облегчив свою долговую нагрузку.

Примечательно, что рефинансирование возможно только по кредитам, взятым на инвестиционные цели (покупка и создание основных средств, строительство многоквартирного дома по ДДУ), и только в рамках 20 приоритетных отраслей.

Из-за ограниченности перечня этих целей возникает проблема подтверждения их наличия. Банк может остерегаться сомнительных заемщиков и отказывать в выдаче кредита, если инвестиционная цель не подтверждена на 100%. Это вполне объяснимо: поскольку банк получает бюджетные деньги, то он несет ответственность за комплектность документов заемщика (п. 39 Правил), за нецелевое использование кредита и за несоответствие заемщика требованиям госпрограммы (п. 22 Правил).

Поэтому во избежание проблем необходимо не только заранее озаботиться подготовкой подтверждающих документов, но и налаживать взаимодействие с банками, в которых планируется получение кредита по госпрограмме.

Новые должники и кредиторы

До принятия поправок участвовать в программе могли только уполномоченные банки, включенные в специальный перечень. Должниками могли быть только субъекты МСП, занимающиеся определенной деятельностью.

Изменения коснулись как должников, так и кредиторов.

Кредиты по льготной ставке смогут получать самозанятые граждане (использующие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»). Для них установлена ставка субсидирования 3,5% (вместо общей ставки 3%).

С 31 декабря в программах субсидирования смогут участвовать не только банки, но и специализированные финансовые общества (SPV). Эти общества создаются по правилам гл. 3.1 Закона о рынке ценных бумаг, могут скупать дебиторскую задолженность и выпускать под нее облигации, выдавать займы, размещать вклады и заниматься иной финансовой деятельностью.

Предполагается, что специально отобранные SPV будут выполнять лишь определенные в Правилах функции. Они будут получать субсидии от государства, если утвердят решение о выпуске облигаций. Причем облигации должны быть обеспечены залогом денежных требований к заемщикам, в числе которых будут те, кто получил кредит по госпрограмме. SPV будут получать субсидии, если права требования будут ими куплены у банков по соглашению об уступке (цессии).

Данный механизм призван дополнительно стимулировать банки выдавать кредиты по госпрограмме. Выдав кредит, банк будет вправе уступить его в пользу SPV под выпуск облигаций, тем самым он получит новые финансовые возможности и минимизирует свои риски.

Но следует еще раз оговориться: уполномоченные банки связаны требованиями ЦБ РФ и в любом случае будут устанавливать дополнительные условия для субъектов МСП при работе по госпрограмме. Это может затруднить реализацию целей, заложенных в ней.


1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1927 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Читайте также: