Как убедить банк в реальности своего бизнеса

Кредитные организации массово отказывают предпринимателям в обслуживании, после чего те не могут дальше вести бизнес. И для этого банкам достаточно сомнений в его реальности

Как убедить банк в реальности своего бизнеса

На просторах интернета активно обсуждают случаи отказа банков в обслуживании представителей малого и среднего бизнеса после проведения документарных проверок. Систематически появляются сообщения клиентов о блокировке счетов и расторжении договоров банковского обслуживания без объяснения причин.

За 2018 г. банки отказали в совершении около 500 тыс. операций по счетам субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 250 млрд руб. Согласно статистическим данным прошлого года, более 300 тыс. клиентов получили отказ в банковском обслуживании. При этом 59% из их числа составили организации, ежегодная прибыль которых варьировалась от 150 до 500 млн руб. Эти показатели напрямую связаны с принятием Центральным банком РФ методических рекомендаций от 21 июля 2017 г. № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Данные рекомендации превратились в постулаты, которые банки стали применять в отношении своих клиентов. Согласно им одним из главных условий обслуживания банком клиента является реальность его бизнеса.

Какими признаками руководствуется банк при определении реальности бизнеса клиента?

При оценке деятельности клиента банк занимается изучением операций по счету для выявления признаков, свидетельствующих об отсутствии у него бизнеса или уходе от уплаты налогов. К числу таких признаков относятся следующие:

1. Клиент платит налоги в размере меньшем или чуть превышающем 0,9% от дебетового оборота по счету.

2. С банковского счета клиента не перечисляются ни заработная плата, ни связанные с ней обязательные платежи по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховым взносам, либо размеры выплат не соответствуют численности штата сотрудников клиента, что может говорить о намеренном занижении реальных размеров зарплат.

3. Клиент выплачивает работникам заработную плату, размер которой ниже официального прожиточного минимума.

4. Клиент перечисляет денежные средства для уплаты НДФЛ, однако удерживает страховые выплаты.

5. На банковском счету клиента остатки денежных средств либо полностью отсутствуют, либо незначительны по сравнению с обычно проводимыми им объемами денежных операций по счету.

6. Основания платежей не соответствуют виду деятельности, который клиент указал при открытии банковского счета. К примеру, в заявке значится, что предприниматель занимается производством кондитерских изделий, однако практически все денежные средства получает за оказание транспортных услуг. Данная ситуация может возникнуть в случае, когда предприниматель меняет направление своей деятельности. Это не запрещено законом, однако клиент должен оповестить банк о подобных изменениях.

7. Отсутствует соответствие между основаниями зачисления денежных средств и их списания со счета. Например, клиенту зачисляются средства за оказание услуг оценщика, а выплаты он производит преимущественно для закупки строительных материалов.

8. Резко увеличиваются размеры денежного оборота по счету клиента, что приводит к превышению указанных им при открытии счета максимальных границ.

9. С клиентского счета не перечисляются денежные средства для выплаты расходов, связанных с хозяйственной деятельностью, например по коммунальным услугам, аренде, закупке товаров для интернет-магазина, канцелярских товаров, сырья для производства бумаги и т.п.

10. Денежные средства на счет клиента поступают по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость (НДС), а списываются без его начисления. К операциям, не облагаемым НДС, относятся ритуальные услуги, предоставление займов, денежные переводы на счета физических лиц, реализация металлолома и т.д.

Что делает банк для того, чтобы убедиться в реальности бизнеса клиента?

Необоснованно заниженные размеры выплат налогов и страховых взносов являются далеко не единственным обстоятельством, на которое банки обращают внимание при принятии решения о «сомнительности» клиента.

В ходе проверки банки сопоставляют место осуществления предпринимательской деятельности с местом регистрации, указанным в ЕГРЮЛ. Также банки изучают структуру предприятия, так как любая реально действующая организация всегда имеет бухгалтера в штате либо действующий договор с фирмой, занимающейся ведением бухгалтерского учета. Банки всегда проверяют личность выгодоприобретателя по хозяйственным операциям клиента и сравнивают ее с данными, указанными им при открытии счета. Кроме того, банки обращают внимание на штат постоянных работников, наличие и размеры торговых, складских, офисных и производственных помещений, а также сопоставляют их с объемами бизнеса клиента. К примеру, будет вызывать подозрение предприятие, ежегодный денежный оборот которого составляет сотни миллионов рублей, если оно при этом имеет в штате только директора и ни одного рабочего помещения.

Особое внимание уделяется информации о клиенте, в том числе негативного характера, которая содержится в средствах массовой информации и интернете. Банки часто используют специализированные базы данных, в которых можно найти общую информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведения о руководителях и собственниках организации, об участии в судебных процессах, о начале и ходе процедуры банкротства, исполнительного производства в отношении клиента и т.д. К специализированным базам данных относятся: СБИС, СПАРК, «ДельтаБезопасность», «Прима-Информ», «Экспресс Проверка» и «Контур-Фокус».

Согласно указаниям Верховного Суда РФ при проведении банками проверок реальности бизнеса клиентов обязательно должны учитываться особенности уплаты ими налогов, в том числе и льготы, которыми они пользуются. Банки должны сравнивать реальные возможности клиентов по ведению предпринимательской деятельности и размеры уплаченных ими налогов с объемами денежного оборота по банковскому счету.

Как клиенту выйти из разряда «подозрительных» субъектов?

Попав под подозрения, клиент должен приложить все усилия, чтобы доказать банку свою благонадежность. Он может представить банку документы, подтверждающие реальность его бизнеса. К примеру, договоры аренды занимаемых им рабочих помещений; акты приема-передачи результатов работ и услуг; список контрагентов; документы, содержащие подробную информацию об осуществляемой им деятельности, структуре собственности и реальном собственнике бизнеса; рекомендательные письма от других банков, в которых у него уже открыты действующие счета, и т.д. Можно пригласить представителей банка в свой офис, продемонстрировать им складские и другие рабочие помещения, производимую продукцию.

Следует внимательно подходить к выбору контрагентов, чтобы исключить сотрудничество с недобросовестными организациями наподобие фирм-однодневок и компаниями-банкротами. Общую информацию о контрагенте можно получить на сайте ФНС. На сайте ФССП можно узнать о взысканиях и об открытии в отношении организации или индивидуального предпринимателя дела о банкротстве. На сайте Росреестра имеются сведения о недвижимости и залоге на нее. А на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД можно проверить действительность паспорта руководителя организации.

В ходе проверки клиентов банки обращают особое внимание на организации, с которыми они сотрудничают, могут потребовать список контрагентов и договоры, заключенные с ними. Если контрагент использует льготный порядок уплаты налогов, то клиенту следует попросить его представить письменное уведомление об этом.

Чем опасны для бизнеса подозрения банка?

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что большинство банков при выявлении хотя бы одного признака отсутствия реального бизнеса предпочитают отказывать клиенту в обслуживании, не продолжая разбирательств. Можно привести множество примеров судебных дел, в которых банк отказывал клиенту в обслуживании, не запрашивая у него документы для проведения проверки. В результате на судебном заседании он не мог представить весомые доказательства наличия нарушений со стороны клиента, поэтому в подобных случаях суды всегда принимали решение в пользу последнего, а действия банка признавались необоснованными.

Согласно обзору судебной практики по делам о блокировке расчетных счетов, об отказе в открытии счета или в проведении платежной операции признание судом отказа банка в совершении операций по счету обоснованным не влечет за собой возникновение у него права удерживать денежные средства клиента. Клиент остается собственником средств на своем счету и имеет право получить их в свое владение. Однако на практике банки часто пренебрегают этим правилом.

Отказ банка в обслуживании имеет для клиента негативные последствия. Закрытие счета влечет за собой невозможность осуществлять безналичные расчеты со своими контрагентами, следовательно, вести бизнес. Кроме того, после подобного отказа проблематично открыть расчетный счет в другом банке, так как ни одна банковская организация не захочет сотрудничать с «подозрительными» клиентами.

Где можно обжаловать отказ банка в обслуживании?

«Отказное» решение банка можно обжаловать как в суде, так и в межведомственной комиссии при Центральном банке РФ. К заявлению, подаваемому в межведомственную комиссию или в суд, необходимо приложить документы, обосновывающие требования клиента. Состав сведений, которые необходимо указать в заявлении, и перечень прилагаемых к нему документов зависят от основания отказа в обслуживании и от того, кем является заявитель, – организацией или индивидуальным предпринимателем. Согласно данным статистики Банка России за 2018 г. по делам об обжаловании в досудебном порядке, межведомственной комиссией были удовлетворены 67% заявлений клиентов, касающихся «отказных» банковских решений.

Читайте также: