Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Новые правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг

Пока фитнес-центры, студии йоги и прочие спортивные учреждения работают по своим правилам, но с сентября 2023 г. оказывать услуги им придется по правилам Правительства РФ. У организаций появится больше обязанностей, а их клиентам будет проще защищать свои права

Новые правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг

С 1 сентября 2023 г. вступят в силу Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. № 129, далее – Правила). Они будут действовать шесть лет – до 1 сентября 2029 г.

По просьбе «АГ» эксперты прокомментировали Правила и рассказали об усилении защиты прав потребителей и новых обязанностях исполнителей – индивидуальных предпринимателей и организаций, которые оказывают физкультурно-оздоровительные услуги (далее – ФОУ).

Адвокат, управляющий партнер Osipov Legal Михаил Осипов:

Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг сделали полезными для исполнителей и потребителей

Правила эти полезные и долгожданные, поскольку было недостаточно общих положений об оказании услуг, которые даны в Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей и Законе о физической культуре и спорте. Новые Правила не только защитят граждан, но и упростят работу организаций, которые оказывают ФОУ. Им не придется придумывать, как оформлять свои отношения с потребителями: как это сделать – написано в Правилах.

Перечислю основные плюсы Правил оказания физкультурно-оздоровительных услуг:

  • нет ограничений по видам оказываемых ФОУ;
  • договор об оказании ФОУ можно заключить дистанционно;
  • цена по договору об оказании ФОУ должна быть одинаковой для всех, за исключением льготников;
  • ФОУ должны соответствовать требованиям к качеству их оказания согласно Закону о защите прав потребителей;
  • исполнитель по просьбе потребителя обязан вызвать скорую помощь и предоставить аптечку для оказания первой помощи.
Читайте также
Бесплатная юрпомощь – тем, кто делает мир лучше
Юристы Osipov Legal безвозмездно оказывают всестороннюю юридическую помощь гражданам и организациям, которые занимаются развитием спорта, науки, культуры или защищают экологию
08 августа 2022 Советы

Конкретизировали обязанность исполнителей информировать потребителей

Исполнитель обязан довести до потребителей определенную в Правилах информацию любым публичным способом – разместить ее на информационном стенде, доске объявлений, сайте или странице в социальной сети. К такой информации относятся:

  • перечень оказываемых ФОУ, форма и условия их оказания, в том числе способы и порядок их оплаты;
  • сведения о сроках оказания услуг;
  • сведения об условиях изменения или расторжения договора;
  • перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и порядок оплаты;
  • перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот;
  • адрес, по которому принимаются претензии;
  • номера телефонов исполнителя;
  • информация по Закону о защите прав потребителей.

Пока в договорах многих спортивных клубов четко не указано, какие услуги они оказывают и их стоимость. Но теперь организации будут знать, какую информацию обязаны довести до сведения потребителей. А публичность этой информации позволит избежать дискриминации в части ценообразования – каждый потребитель будет понимать, что он платит столько же, сколько и другие.

Напомнили об ответственности исполнителей

Исполнитель несет ответственность за оказание некачественных услуг. Здесь Правила отсылают к Закону о защите прав потребителей – по нему будут оценивать, соблюдает ли исполнитель установленные требования.

Юрист Дарья Петрова:

Отношения потребителей и исполнителей станут более предсказуемыми

Правила обязывают исполнителя довести до потребителя информацию о физкультурно-оздоровительных услугах, сроках их оказания, стоимости, способах оплаты и т.д. Такое регулирование защищает потребителей и вносит определенность в их отношения с организациями, оказывающими ФОУ.

Договор об оказании физкультурно-оздоровительных услуг можно заключить дистанционным способом, но есть несколько «но»

Эта возможность уже предусмотрена Гражданским кодексом. Но интересно уточнение, которое сделали в новых Правилах: при заключении договора дистанционным способом потребитель может направить претензию на адрес электронной почты исполнителя. Возникает вопрос: может ли потребитель направить претензию исполнителю по электронной почте, если они подписали бумажный договор, и обязан ли исполнитель на такую претензию отвечать?

Сегодня сложностей при направлении претензий на электронную почту исполнителя не возникает – так делают независимо от того, как оформлен договор. Тогда зачем указывать на это в Правилах только применительно к заключению договора дистанционным способом? Полагаю, едва ли правительство хотело заблокировать возможность потребителей направлять претензии по электронной почте в случае заключения договора на бумаге. Однако суды могут истолковать это именно так, потому здесь придется следить за судебной практикой.

А теперь загадка для юристов. В Правилах не совсем корректно определен порядок заключения договора об оказании услуг ФОУ дистанционным способом. Так, упоминается о направлении потребителем сообщения о намерении заключить договор в ответ на оферту исполнителя. Как соотносится такое сообщение потребителя с нормами Гражданского кодекса об акцепте оферты и является ли оно таковым, Правила не указывают. Вероятно, под таким сообщением и подразумевался акцепт оферты, так как оно обязывает исполнителя предоставить потребителю подтверждение заключения договора. Но цель использования такой терминологии непонятна.

(Если вы любитель активного отдыха или владелец «спортивного» бизнеса, вам могут пригодиться статьи «Как проверить на законность договор со спортклубом?» и «“Слабые места” договоров с фитнес-клубами».)

Ответственность потребителей ограничили

Потребитель обязан возместить убытки, причиненные исполнителю. При этом под убытками понимаются утрата или повреждение имущества. Упущенную выгоду исполнителя потребитель возмещать не должен, т.е. не будут учитываться доходы, которые исполнитель не получил по вине потребителя.

Например, если потребитель сломал тренажер в фитнес-клубе, то он обязан покрыть расходы исполнителя на то, чтобы вернуть его в работоспособное состояние (если тренажер подлежит ремонту) или приобрести новый (если тренажер невозможно отремонтировать).

Адвокат, советник юридической фирмы LEXING Станислав Лысый:

Исполнителям придется быть внимательнее при информировании потребителей

Исполнитель может использовать социальные сети, чтобы рекламировать свои услуги. Так удобнее распространять информацию, но нужно помнить, что она будет основанием для возникновения прав и обязанностей исполнителя. Например, фитнес-клуб разместил во «ВКонтакте» рекламу: «Скидка! Успейте купить абонемент всего за 5000 рублей!» Значит, по такой цене и придется продать абонементы потребителям.

Поэтому спортивным организациям необходимо внимательно следить за информацией, которую они публикуют, в том числе о ценах и расписании занятий. Кроме того, в Правилах четко указано, какие сведения исполнитель обязан донести до потребителей. Роспотребнадзор вправе провести проверочное мероприятие (контрольную закупку), если исполнитель нарушает права потребителей и новые Правила. Например, когда нигде не указана стоимость услуг.

Исполнитель обязан возместить причиненный потребителю вред, но сначала нужно будет определить качество оказанных услуг

Правила устанавливают, что вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления услуг ненадлежащего качества, исполнитель обязан возместить в соответствии с законодательством РФ. Но как определить качество физкультурно-оздоровительных услуг? Например, если человек получил травму во время тренировки, можно ли считать, что ему оказали услугу ненадлежащего качества?

На мой взгляд, нужно учитывать: имеются ли у тренера специальные знания и подтверждающие их документы (диплом, свидетельства); ознакомили ли потребителя с правилами техники безопасности и соблюдались ли они, в том числе высох ли пол после клининговых процедур, следил ли тренер за выполнением упражнений, исправностью спортивного инвентаря и т.д. В случае судебного разбирательства также будут важны: показания свидетелей, анализ документации и журналов исполнителя, наличие дисциплинарных взысканий у тренера, акт ревизии спортинвентаря и т.д.

Если суд установит, что исполнитель причинил вред потребителю, то с него могут быть взысканы: утраченный заработок; расходы на лекарства, медицинские изделия (ортезы, трости) и услуги; сопутствующие расходы (например, расходы на такси, если им пришлось пользоваться из-за отсутствия возможности передвигаться); компенсация морального вреда.

Исполнитель должен подтвердить заключение договора

В Правилах указано, что исполнитель должен подтвердить заключение договора на условиях оферты после получения сообщения заказчика о намерении заключить договор. Не станем углубляться в юридическую теорию и рассуждать об акцепте оферты, а лучше подумаем вот о чем: как исполнителю подтвердить заключение договора?

Первый и самый надежный способ – оформить договор на бумаге, который должны подписать обе стороны. Второй способ – отправить потребителю цифровой образ договора с его данными, подписью исполнителя и печатью. Третий способ – действовать по принципу «смарт-контракта», т.е. по факту оплаты услуг потребителем. Оплата подтверждает заключение договора на условиях, опубликованных в цифровом поле, будь то соцсеть или сайт. Поясню: человек зашел на сайт спортзала и прочитал условия договора, а именно какие услуги можно получить, их стоимость, способы оплаты, расписание занятий и т.д. Он решил сходить на тренировку и оплатил ее через сайт – выходит, договор заключен, и спортзал обязан оказать услуги.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.


Фото: фотобанк Freepik/@studio4rt

Читайте также: