Банку придется удалить ложные данные о спорном кредите
Банк и бюро кредитных историй отказались убрать из кредитной истории мужчины сведения о кредите, который он не брал. Его юрист Екатерина Ларина рассказала, как настоять на исправлении подобных ошибок
Банк подал в суд иск о взыскании с Анатолия1 долга по кредиту. Но Анатолий никакого кредита не брал, поэтому подал встречный иск – о признании кредитного договора незаключенным. Суд удовлетворил требования Анатолия, а банку отказал.
Все бы хорошо, но в кредитную историю (КИ) Анатолия попали сведения о кредите, который он не брал.
Банк и бюро кредитных историй отказались удалить ложные данные о кредите
Изменения в кредитную историю вносит банк, поскольку он является источником формирования КИ (ст. 5 Закона о кредитных историях). Для этого банк должен передать данные в бюро кредитных историй (БКИ). Срок – не позднее 2 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Однако банк не направил информацию в БКИ. Мы подали запрос о внесении изменений в КИ, но банк отказался это сделать.
Тогда мы обратились во все БКИ с заявлением об удалении недостоверных сведений из кредитной истории. И приложили к нему решение суда о признании кредитного договора незаключенным.
После получения заявления БКИ должны направить запрос в банк, а он обязан предоставить ответ. В нашем случае банк ответил, что о решении суда он не знает. Притом что банк был инициатором судебного разбирательства. Он же подал заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы спустя 5 месяцев после того, как решение вступило в законную силу.
Получив такой ответ, БКИ отказались удалять ложные сведения из кредитной истории.
Суд обязал банк внести изменения в кредитную историю
Мы собрали отказы в удалении недостоверных сведений и подали в суд иск. В нем потребовали обязать банк:
- внести изменения в КИ;
- прекратить обработку персональных данных Анатолия; исключить их из системы и письменно уведомить об этом; отозвать персональные данные, доступ к которым получили коллекторские агентства (банк передал им несуществующий долг Анатолия);
- выплатить компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. согласно ч. 2 ст. 24 Закона о персональных данных и ст. 151 Гражданского кодекса РФ;
- уплатить штраф в размере 50% суммы, присужденной судом (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Суд удовлетворил наши требования. Только компенсацию морального вреда уменьшил с 1 млн до 20 тыс. руб., но это стандартная практика. Штраф по Закону о защите прав потребителей составил 10 тыс. руб.
Правда, пока решение суда не вступило в силу, и банк недостоверные сведения из КИ еще не удалил.
Как узнать свою кредитную историю? И что делать, если сведения в ней оказались недостоверными?
Кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй. Чтобы понять, в каком именно БКИ находится КИ, – наберите на портале госуслуг «Получение информации о хранении вашей кредитной истории» или «Предоставление информации о бюро кредитных историй, в которых хранится кредитная история».
Далее нажимаете кнопку «начать». Сайт предложит проверить корректность ваших данных. Если найдете ошибку – отредактируйте. После чего нажмите на кнопку «отправить запрос». Ожидайте ответа от Банка России, который отобразится в вашем личном кабинете на портале госуслуг.
Как только придет ответ, откройте список БКИ и перейдите на их сайты для получения отчета через личный кабинет. Отчет можно получить бесплатно два раза в год.
Изучите отчет. Если обнаружили ошибку, обратитесь с заявлением о ее исправлении в организацию, которая формирует КИ. Обычно это банк, где взят кредит.
Заявление можно сразу направить в БКИ. Но имейте в виду, что у каждого бюро свои правила и бланки для обращений, поэтому нужно будет следовать инструкции на сайте БКИ. Обращение можно направить Почтой России с описью вложения или по электронной почте (в таком случае заявление зарегистрируют онлайн и присвоят входящий номер).
После получения вашего обращения БКИ проведет проверку, запросив информацию у источника формирования КИ – банка или иной организации. На ответ у БКИ будет 20 рабочих дней.
Если получили отказ, обращайтесь в суд с требованиями об удалении недостоверных сведений из КИ. Ответчиком будет банк или иная организация, где вы брали кредит. Или не брали, как в нашей истории.
Если у вас остались вопросы, вы можете задать их адвокатам, заполнив форму на нашем сайте. Ответ поступит на указанный вами адрес электронной почты.
1 Имя изменено.
Фото: фотобанк Freepik/@pch.vector