×

АСВ хотят дать больше полномочий при конкурсном управлении имуществом несостоятельных банков

В частности, предлагается установить право приступить к продаже имущества банка, незамедлительная реализация которого позволит предотвратить убытки, до проведения первого собрания кредиторов
Оба эксперта «АГ» отметили, что в результате принятия поправок может существенно сократиться время банкротных и ликвидационных процедур, поскольку передача полномочий временной администрации АСВ исключит Банк России как некого «посредника». Вместе с тем они отметили, что некоторые поправки могут обернуться злоупотреблениями без обеспечения должного контроля.

В Госдуму внесен законопроект № 735246-7, которым предлагается внести ряд изменений в Закон о банкротстве, касающихся деятельности ГК «Агентство по страхованию вкладов».

Так, в случае принятия поправок временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная ЦБ после отзыва у банка лицензии, будет осуществлять те же функции и обладать теми же полномочиями, которые предоставлены арбитражному управляющему в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

В проекте закона указывается, что функции временной администрации по управлению кредитной организацией, имевшей лицензию на привлечение денег физлиц во вклады, в случае назначения ее после отзыва лицензии на осуществление банковских операций

возлагаются на основании приказа Банка России на АСВ. Согласно пояснительной записке, это позволит сократить сроки установления требований кредиторов и избежать множества формальных процедур, связанных с взаимодействием временной администрации и конкурсного управляющего.

Старший юрист Независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры» Кирилл Карпов указал, что в данный момент течение срока исковой давности по оспариванию сделок банка начинается с момента, когда временная администрация (Банк России) узнала о наличии оснований для оспаривания сделок, в то время как конкурсный управляющий имеет такую возможность лишь после введения конкурсного производства и фактического получения документов. Возложение функций временной администрации на АСВ, по его мнению, должно решить эту проблему.

Поправками также предлагается закрепить, что срок предъявления требований кредиторов для целей участия в первом собрании кредиторов составляет 30 рабочих дней со дня опубликования сведений о назначении временной администрации кредитной организации. По мнению Кирилла Карпова, это новшество может привести к возникновению ситуации, когда возложение на АСВ обязанности по началу торгов имуществом кредитных организаций до момента утверждения положения о порядке его продажи первым собранием кредиторов (также в случае отказа в его утверждении), несмотря на свою направленность на ускорение процедуры банкротства, возымеет обратное действие.

«Дальнейшее изменение положения о порядке продажи имущества банка в судебном порядке со стороны кредиторов, напротив, затянет сроки процедуры банкротства, вызвав необходимость оспаривания результатов торгов. Кроме того, дальнейшее отчуждение данного имущества победителем торгов может повлечь за собой невозможность возврата данного актива в конкурсную массу в случае наличия факта возмездности приобретения и добросовестности приобретателя (ст. 302 ГК РФ)», – отметил юрист.

Законопроектом предусматривается внесение поправок в ст. 189.85 Закона о банкротстве (установление размера требований кредиторов). В частности, предлагается указать, что если после включения требования в реестр временной администрацией либо конкурсным управляющим кому-либо из них станут известны обстоятельства, свидетельствующие о полной или частичной необоснованности требований, они вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве кредитной организации, с заявлением об исключении этого требования.

«Если изменение срока на подачу возражений по результатам рассмотрения АСВ требования кредитора банка с 15 до 10 дней не окажет существенного влияния, то введение п. 14 ст. 189.85 Закона о банкротстве, предусматривающего возможность Агентства обратиться с заявлением об исключении требований из реестра кредиторов, может создать возможность для злоупотребления, поскольку не установлен конкретный срок для подачи такого заявления (по аналогии с заявлением о пересмотре судебного акта), который должен исчисляться с момента, когда Агентство узнало о наличии оснований для исключения требования», – указал Кирилл Карпов.

Поправками предлагается предусмотреть, что разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в силу решением или иным актом суда, арбитражного суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром. Адвокат, юрист практики разрешения споров и медиации ART DE LEX Анастасия Василенко считает, что данное положение вступит в противоречие с п. 6 ст. 100 Закона о банкротстве.

Согласно пояснительной записке законопроектом предлагается установить право конкурсного управляющего до проведения первого собрания кредиторов приступить к продаже кредитного портфеля банка и иного имущества, незамедлительная реализация которого позволит предотвратить убытки банка или его кредиторов. При этом начальная цена продажи будет устанавливаться не ниже балансовой стоимости такого имущества.

Анастасия Василенко предположила, что цели таких широких полномочий – избавление от непрофильных активов и сокращение расходов на сами торги. «Конечно же, здесь можно усмотреть и шлюз для злоупотребления – есть шанс выводить дорогостоящие активы за бесценок лицам, заинтересованным в приобретении имущества кредитной организации. Но эта проблема любых банкротных торгов. АСВ предлагает решить ее через обеспечение информационной прозрачности торгов. Полагаю, что при должном контроле цели вполне достижимы, это позволит разгрузить АСВ и санируемые банки от имущества, которое будет эффективнее вернуть в гражданский оборот», – посчитала адвокат.

Кирилл Карпов отметил, что наделение АСВ возможностью по обращению с заявлением об исключении требований из реестра требований кредиторов, а также начала торгов по реализации имущества банка при отсутствии утверждения положения о порядке продажи со стороны первого собрания кредиторов требует доработки и конкретизации с целью недопущения возможного злоупотребления при осуществлении прав и защиты интересов кредиторов.

Кроме того, в пояснительной записке отмечается, что поскольку в настоящее время на баланс АСВ получено большое количество непрофильных активов, предлагается обязать реализовать их в срок до 1 января 2023 г. в порядке и на условиях, аналогичных установленным Законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Указывается, что законопроектом предусмотрен ряд дополнительных мер по обеспечению большей информационной прозрачности реализации этого имущества. «Средства, полученные в результате реализации имущества, по решению Совета директоров Агентства предлагается направлять на возврат кредитов Банка России, а также на иные цели, предусмотренные федеральными законами», – подчеркивается в документе.

Анастасия Василенко отметила, что остается не до конца решенной проблемой формирование цены на актив при конкуренции между преимущественным правом и положениями о процедуре продажи с публичных торгов в банкротстве. «АСВ предлагает решить ее через проведение оценки для определения начальной цены в каждом случае. После оценки предложить реализовать преимущественное право, а при отказе от него – продать с торгов. Но эти положения распространяются только на то имущество, которое уже находится в собственности АСВ на день вступления предлагаемого закона в силу», – указала она.

По ее мнению, в результате принятия поправок может существенно сократиться время банкротных и ликвидационных процедур, а затраты на них – снизиться, однако судам придется столкнуться с большим объемом заявлений об оспаривании торгов по продаже имущества кредитных организаций.

Кирилл Карпов считает, что в целом законопроект окажет положительное влияние на ход процедуры банкротства, поскольку передача полномочий временной администрации АСВ исключит Банк России как некого «посредника», что упростит проведение анализа финансового состояния, оспаривание сделок, передачу документации и т.д. При этом, отметил он, происходит наделение Банка России полномочиями «регулятора», позволяя проводить проверку деятельности АСВ при осуществлении данных полномочий.

Рассказать: