×

КС пояснил, как назначается компенсация родным призывников, умерших от военной травмы

Суд указал, что при гибели военнослужащего ранее 1 января 2012 г. право на ежемесячную компенсацию возникает с указанной даты, а если она наступила после нее, то право на эту выплату признается с момента смерти военного
Как указал один из экспертов «АГ», позиция КС РФ устанавливает, что родственники погибших военнослужащих имеют право на выплату ежемесячной денежной компенсации с момента смерти военнослужащего или с 1 января 2012 г., если это право возникло до указанной даты. Другой полагает, что выводы Суда укрепляют гарантии социальной защиты семей военнослужащих, подчеркивая обязанность государства компенсировать вред, связанный с исполнением конституционного долга, вне зависимости от процедурных формальностей.

3 июля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 27-П по делу о проверке конституционности абз. 2 п. 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования РФ, и членам их семей. Согласно этой норме днем обращения за назначением вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации считается день подачи соответствующего заявления и необходимых документов.

Суды не согласились установить более раннюю дату начала выплаты компенсации

Сын Анны Андреевой проходил военную службу по призыву и умер в октябре 1995 г. из-за военной травмы. Решением Центра предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 25 декабря 2021 г. ей была назначена ежемесячная денежная компенсация, установленная ч. 9 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, с даты обращения с 13 декабря 2021 г. как члену семьи военнослужащего, умершего вследствие военной травмы. Женщина не обращалась за назначением компенсации до декабря 2021 г., поскольку не знала о том, что она предусмотрена законодательством.

Впоследствии Анне Андреевой стало известно, что нескольким родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и умерших вследствие военной травмы до 1 января 2012 г., обращавшимся в 2022 г. за назначением и выплатой ежемесячной денежной компенсации не в Центр предоставления мер социальной поддержки, а в отделение ПФР по Чувашской Республике, указанная компенсация была назначена с 1 января 2012 г. Тогда она обратилась в суд, указав в иске, что ежемесячная денежная компенсация должна быть назначена ей с января 2012 г.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что процедура назначения ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер, поэтому эта выплата может быть назначена только со дня обращения за ней. Кроме того, суд подчеркнул, что заявитель до 13 декабря 2021 г. не обращалась в уполномоченный орган ни за ежемесячной денежной компенсацией, ни за консультацией о положенных ей мерах соцподдержки.

Апелляция поддержала такое решение, указав, что для назначения спорной компенсации гражданин должен подать заявление и приложить необходимые документы, что также подтверждает заявительный порядок ее назначения. При этом был отклонен довод Анны Андреевой о том, что другим лицам, оказавшимся в подобной ситуации, ежемесячная денежная компенсация назначена с 2012 г., поскольку это обстоятельство не имеет значения для разрешения дела. Кассационный суд поддержал выводы нижестоящих инстанций, а ВС РФ не стал рассматривать кассационную жалобу по существу.

В жалобе в Конституционный Суд Анна Андреева указала, что оспариваемая ею норма не позволяет ей как матери военнослужащего, проходившего военную службу по призыву и умершего вследствие военной травмы до 1 января 2012 г., реализовать право на получение ежемесячной денежной компенсации со дня вступления в силу Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Конституционный Суд пояснил порядок назначения выплат родным умершего призывника

Изучив материалы дела и доводы жалобы, КС заметил, что предметом его рассмотрения является абз. 2 п. 18 Правил в той мере, в какой на его основе решается вопрос о дате, с которой должны производиться назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до января 2012 г.

В связи с этим Суд, в частности, напомнил, что после гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Россия как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию соцподдержки членам его семьи, так как их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности. Законом о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, вступившим в силу с 1 января 2012 г., были установлены ежемесячные соцвыплаты в целях обеспечения компенсации последствий изменения материального статуса военнослужащего и членов его семьи. К таковым, в частности, относится ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая в случае гибели военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи.

Порядок осуществления такой выплаты определяется Правительством РФ, которое Постановлением от 22 февраля 2012 г. № 142 утвердило соответствующие Правила, указал Суд. Посредством закрепления нормы о том, что днем обращения любой соцвыплатой выступает день, когда гражданином было подано заявление с необходимыми документами уполномоченному на предоставление той или иной выплаты субъекту, формализуется момент начала отношений между ними, имеющий важное юридическое значение. День обращения с заявлением о назначении какой-либо выплаты обычно не совпадает с днем возникновения права на нее, имеющим ключевое значение для принятия решения о ее назначении, поскольку обращение гражданина с заявлением без наличия права на выплату не влечет правовых последствий. День возникновения права на соцвыплату обозначает появление возможности в дальнейшем обратиться за ее получением и связан с материальными правоотношениями, а день обращения за выплатой характеризует начало процедурных правоотношений по ее предоставлению.

«Таким образом, указанные юридические факты существенно различаются по своему значению в системе правового регулирования. В зависимости от избранной в законодательстве модели регулирования дата назначения выплаты может определяться либо с момента обращения гражданина (при наличии у него ранее возникшего права), либо с момента возникновения права (при обращении по прошествии времени после возникновения права). Однако при решении данного вопроса должны учитываться особенности правового положения лиц, выполняющих конституционную обязанность по защите Отечества», – отмечено в постановлении КС.

В нем также указано, что днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации в силу абз. 2 п. 18 Правил считается день подачи заявления и документов, представление которых заявителем предусмотрено перечнем, содержащимся в приложении к Правилам. Раскрывая в спорной норме значение термина «день обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации», п. 18 Правил в абз. 1 указывает, что компенсация, предусмотренная ч. 9 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г., и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год.

Тем самым учитываются как индивидуально значимое обстоятельство, представляющее собой день возникновения права на данную выплату, так и факт, имеющий общее значение, – день вступления в силу Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат. Поскольку ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, членам его семьи, постольку день возникновения права на эту выплату, предоставляемую за прошлое время без каких-либо ограничений, кроме тех, что обусловлены моментом вступления в силу Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, совпадает с днем гибели (смерти) гражданина, проходившего военную службу как по контракту, так и по призыву. Предоставление членам семей таких военнослужащих ежемесячной денежной компенсации за прошлое время с момента гибели (смерти) военнослужащего, но не ранее даты вступления в силу вышеуказанного закона, независимо от момента обращения с заявлением о ее назначении согласуется с целями их соцзащиты, а буквальный смысл оспариваемой нормы, определяя лишь день назначения такой компенсации, не препятствует обеспечению таких лиц этой выплатой в полном объеме, как это предусмотрено законом.

КС добавил, что Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 142 утверждены также и Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, и членам их семей. Этот НПА, действие которого распространяется на иные категории граждан и членов их семей, тем не менее в п. 10 вводит регулирование, полностью совпадающее с установленным абз. 1 и 2 п. 18 оспариваемых Правил, и предусматривает, что соответствующая ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г., и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год, а днем обращения за ее назначением также считается день подачи заявления с необходимыми документами.

При этом, заметил КС, Минобороны и МВД России исходят из того, что в случае гибели военнослужащего ранее 1 января 2012 г. право на компенсацию возникает с указанной даты, а если смерть наступила после 1 января 2012 г., то право на эту выплату признается с момента смерти. При этом указанные ведомства, отграничивая в соответствии с законодательством день возникновения права на ежемесячную денежную компенсацию от момента обращения за ней, подчеркивают, что оспариваемая норма не содержит каких-либо положений, регламентирующих возникновение права членов семьи военнослужащего на ежемесячную денежную компенсацию. Аналогичной позиции придерживается и Социальный фонд РФ.

Иной подход приводил бы, а в данном деле – фактически привел, к тому, что назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, осуществлялись бы с нарушением положения абз. 1 п. 18 Правил, т.е. не с момента возникновения права на нее, а со дня обращения за данной выплатой, хотя на субъектов, ее предоставляющих, не возложена обязанность информировать членов семьи погибшего военнослужащего о возникновении права на ее получение.

Таким образом, Конституционный Суд заключил, что оспариваемая норма не противоречит Конституции, поскольку она предполагает, что ежемесячная денежная компенсация, установленная ч. 9 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы до вступления в силу указанного законодательного акта, назначается с 1 января 2012 г. КС распорядился пересмотреть судебные акты с участием Анны Андреевой с учетом приведенного истолкования.

Эксперты оценили выводы КС

Юрист юридической фирмы Orlova/Ermolenko Денис Сытник заметил, что главным вопросом в рассматриваемом постановлении КС РФ является дата, с которой должны производиться назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы. «В связи с неоднозначностью формулировки оспариваемой нормы в судебной практике и позициях органов госвласти ранее сформировался разносторонний подход к решению данного вопроса. Это привело к появлению двух противоположных точек зрения: выплата должна назначаться либо с даты возникновения права на нее, либо со дня обращения гражданина. Позиция КС РФ устанавливает, что родственники погибших военнослужащих имеют право на выплату ежемесячной денежной компенсации с момента смерти военнослужащего или с 1 января 2012 г., если это право возникло до указанной даты. Момент обращения за назначением данной компенсации является лишь началом процедурных правоотношений между заявителем и органом госвласти по ее предоставлению и никак не может считаться датой назначения выплаты», – полагает он.

Лишь такой подход, по мнению эксперта, в полной мере соответствует цели рассматриваемой выплаты – адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы. «В настоящее время, когда защита интересов военнослужащих и их семей имеет приоритетное значение, такая позиция КС РФ является ожидаемой. Что касается последствий для судебной практики, важно понимать, что ранее превалировала позиция назначения даты выплаты с момента обращения гражданин, которую неоднократно поддерживал и Верховный Суд. Обозреваемые выводы КС однозначно окажут положительное влияние на защиту прав и интересов военнослужащих и их родственников, а также приведут к единообразному подходу в судебной практике по данному вопросу», – заключил Денис Сытник.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов считает, что правовая позиция КС подчеркивает социальную природу государства и особый статус военнослужащих, а также их семей. «Разграничение “дня возникновения права” и “дня обращения” – это принципиально для всех соцвыплат. КС также указал на недопустимость снижения уровня защиты из-за неосведомленности получателей пособий, это сильный сигнал для правоприменителей. Суд подчеркнул, что право на компенсацию возникает объективно в связи со смертью военнослужащего, а не субъективно при подаче заявления, так как выплата носит компенсационно-восстановительный характер. В связи с этим будет устранена противоречивая правоприменительная практика между регионами. Таким образом, постановление Суда укрепляет гарантии социальной защиты семей военнослужащих, подчеркивая обязанность государства компенсировать вред, связанный с исполнением конституционного долга, вне зависимости от процедурных формальностей», – считает он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика