×

На сайте Конституционного Суда появился справочник по часто обжалуемым статьям основных кодексов

Новый раздел представляет собой таблицы решений, содержащих значимые правовые позиции или демонстрирующих стабильную практику КС в отношении ряда правовых норм кодексов
Фото: «Адвокатская газета»
В пресс-службе КС «АГ» пояснили, что появление нового функционала связано с тем, что до сих пор достаточно высок процент жалоб, как не отвечающих требованиям закона о Конституционном Суде, так и формально отвечающих, но по таким вопросам, по которым позиция Суда уже выработана. Один из экспертов полагает, что нововведение поможет заявителям четче определять свою позицию в обращениях в КС РФ, а также совершеннее формулировать тексты обращений. Другая считает, что новая функциональность сайта вряд ли повлияет на количество жалоб в КС. Третий подчеркнул, что разработанный КС формат скорее может быть полезен для профессионалов, для которых будет удобно размещение всех основных решений Суда по тому или иному вопросу в одном месте.

22 февраля Конституционный Суд добавил на своем сайте новый подраздел «Часто обжалуемые статьи кодексов» в раздел «Решения КС РФ». «Часто обжалуемые статьи кодексов» – это таблицы решений, содержащих значимые правовые позиции или демонстрирующих стабильную практику Суда в отношении ряда правовых норм кодексов. На данный момент представлены таблицы по Налоговому, Гражданскому, Гражданскому процессуальному, Жилищному, Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам.

КС рекомендует заявителям перед подачей жалобы ознакомиться с его решениями, приведенными в таблице, для выработки или уточнения правовой позиции и самостоятельной предварительной оценки целесообразности подачи жалобы заявителем. Высшая инстанция поясняет, что, возможно, она ранее уже рассматривала схожее обращение, в котором дала свою оценку того, нарушает или не нарушает норма права заявителя. При этом Суд подчеркивает, что это обстоятельство не является формальным препятствием для подачи обращения, кроме случаев, когда по предмету обращения КС ранее вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о КС). Отмечается, что таблицы подготовлены Секретариатом КС РФ и носят информационно-справочный характер. Кроме того, обращено внимание, что приведенный в таблице состав обжалованных ранее статей кодексов не является полным, а более полную информацию можно получить, обратившись к базе уже принятых решений КС.

Для оценки перспектив обращения в КС заявителям также рекомендуется обратиться к новым подразделам «Часто задаваемые вопросы» и «Алгоритм самопроверки заявителя», которые находятся в разделе «Обращения в КС РФ». Так, в первом подразделе даются ответы на вопросы, часто возникающие при подготовке жалоб в КС РФ. Они касаются компетенции Суда, процедурных и процессуальных аспектов подачи жалобы и ее рассмотрения. КС отмечает, что ответы на вопросы помогут заявителям подготовить и подать обращение, максимально соответствующее требованиям Конституции и Закона о КС, либо понять, что в конкретном случае нужно прибегать к другим средствам защиты прав. В свою очередь, задача «Алгоритма самопроверки заявителя» – предоставить возможность оценки перспективности обращения в КС с жалобой на нарушение конституционных прав на основе положений о компетенции КС и условиях подачи обращений.

В комментарии «АГ» пресс-служба Конституционного Суда пояснила, что новый функционал позволяет заявителю, который усматривает нарушение прав теми или иными статьями кодексов, выработать или уточнить свою правовую позицию и самостоятельно оценить целесообразность подачи жалобы. Новая информация также дает возможность заявителю показать в жалобе, что аспект оспаривания нормы иной, чем был раньше.

В пресс-службе отметили, что появление подразделов «Часто задаваемые вопросы» и «Алгоритм самопроверки заявителя» направлено на такого рода информационно-справочное содействие – прежде всего тем гражданам, которые не имеют возможности воспользоваться помощью квалифицированного представителя при обращении в Конституционный Суд. «Появление указанных материалов связано с тем, что, несмотря на повышение в среднем качества обращений в КС в динамике последних лет, до сих пор достаточно высок процент жалоб как не отвечающих требованиям закона о КС, так и формально отвечающих, но по таким вопросам, по которым позиция КС уже выработана. Граждане, обращаясь в КС с такими жалобами, надеются на защиту прав, но, получая уведомление о несоответствии обращения требованиям или отказ в принятии к рассмотрению, испытывают разочарование. Чем лучше они информированы – тем меньше разочарований», – прокомментировали в пресс-службе.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков отметил, что КС РФ продолжает совершенствовать свою работу, примером чего являются опубликованные на сайте таблицы решений. Положительно оценив доработку сайта, эксперт тем не менее заметил, что данная мера видится вынужденной реакцией на стремительное и не всегда продуманное изменение норм некоторых кодексов. «Полагаю, что нововведение поможет заявителям четче определять свою позицию в обращениях в КС РФ, а также совершеннее формулировать тексты обращений. При этом таблицы имеют информационно-справочный характер и никоим образом не ограничивают обращения в КС РФ», – поделился он.

Александр Чертков считает, что потенциально такой шаг может несколько снизить количество обращений в КС РФ со стороны граждан и общественных объединений, но едва ли – от органов публичной власти: «При этом работа самого КС РФ, по сути, останется без изменений. Нововведение имеет чисто технический характер, потому едва ли приведет к сущностным изменениям в работе КС РФ с обращениями».

Член экспертного совета Института права и публичной политики (организация признана иноагентом. – Прим. ред.), доцент кафедры конституционного права РГУП, к.ю.н. Ольга Кряжкова согласилась, что размещение такой информации давно назрело. «Впрочем, абсолютной новизной она не обладает: неофициальные инструкции по обращению в КС уже много лет есть в Интернете, например инструкция, разработанная в Институте права и публичной политики. Алгоритм самопроверки, подготовленный в секретариате КС, весьма на нее похож», – заметила эксперт.

Ольга Кряжкова полагает, что новые разделы сайта КС могут быть полезны профессионалам, занимающимся подготовкой жалоб, а также серьезно настроенным заявителям, не пользующимся услугами юристов. Им станет проще оценить перспективность обращения, узнав суть позиции КС из систематизированных перечней, пояснила эксперт. Она также выразила надежду, что раздел «Часто обжалуемые статьи кодексов» будет оперативно пополняться.

«Новая функциональность сайта вряд ли повлияет на количество жалоб в КС. Судя по статистике обращений, с 2009 г. существует тренд на сокращение этого количества. Причины этого явления явно глубже, чем информационное наполнение сайта. Информация секретариата не способна ни подстегнуть, ни переломить его», – считает Ольга Кряжкова.

Как отметил руководитель практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрий Кравченко, представленный Конституционным Судом инструмент, безусловно, является полезным, хотя вряд ли достигнет целей, ради которых он создавался. «Думаю, что, вероятнее всего, причиной создания нового функционала было то, что в КС подается слишком много однотипных и не слишком продвинутых жалоб, которые не учитывают ранее высказанные позиции КС по тем же вопросам», – говорит эксперт.

Дмитрий Кравченко полагает, что новый формат скорее может быть полезен для профессионалов, для которых будет удобно размещение всех основных решений КС по тому или иному вопросу в одном месте: «Для восприятия позиций КС непрофессиональными заявителями разъяснения, я думаю, должны были бы содержать раскрытие основной сути позиций КС из перечисленных постановлений и определений». При этом адвокат уточнил, что в любом случае проявление открытости Конституционного Суда, равно как и иных судов, следует всячески приветствовать. «Я убежден, что любое действие КС по разъяснению его позиции – это всегда плюс и всегда шаг навстречу заявителям. Тем более что позиции КС реально сложны для восприятия, и их классификация и разъяснения всегда полезны», – поделился он. 

Рассказать:
Яндекс.Метрика