6 февраля группа депутатов внесла в нижнюю палату парламента законопроект «О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Документ предлагает исключить из гл. 24 УК РФ ст. 212.1, предусматривающую ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на устранение ошибки, допущенной законодателем в 2014 г., когда УК РФ был дополнен ст. 212.1. Максимальное наказание по данной статье предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. При этом уголовная ответственность наступает, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности более двух раз в течение ста восьмидесяти дней. Таким образом, поясняют авторы законопроекта, нарушается установленный ст. 50 Конституции РФ принцип недопустимости повторного наказания за один и тот же проступок. Помимо этого, предусмотренное ст. 212.1 наказание несоразмерно тяжести проступка и его общественной опасности.
Юрист АБ «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Сергей Малюкин положительно оценил законопроект. «Статья 212.1 ввела понятие административной преюдиции, что недопустимо и противоречит принципам уголовного права. В случае принятия законопроекта будет исключена практика двойного привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения», – отметил Сергей Малюкин.
Эксперт также обратил внимание на то, что законопроект внесен в Государственную Думу ФС РФ на фоне рассмотрения Конституционным Судом РФ жалобы осужденного по ст. 212.1 УК РФ Ильдара Дадина о признании данной статьи не соответствующей Конституции РФ, в связи с чем судьба законопроекта, по мнению эксперта, будет зависеть от решения Конституционного Суда РФ по данному делу.
В свою очередь адвокат КА Pen & Paper Кристина Савинова считает, что криминализация совершенного неоднократно административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ, действительно имеет своей целью предупреждение повторного нарушения законодательства о публичных мероприятиях. «Я не могу согласиться с мнением о том, что формулировка ст. 212.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лица, которое уже понесло административную ответственность за конкретное деяние (о чем идет речь в пояснительной записке к законопроекту). Неоднократность деяния в данном случае является признаком объективной стороны состава преступления и не подразумевает привлечение лица к ответственности за совершение одного и того же деяния дважды», – отметила эксперт.
Вместе с тем она добавила, что формальное нарушение законодательства о публичных мероприятиях, пусть и совершенное неоднократно, не представляет большой общественной опасности, если оно не сопряжено с совершением иных уголовно наказуемых деяний – например, с хулиганством или организацией массовых беспорядков, для которых в УК РФ предусмотрены отдельные статьи. «Установление определенного порядка организации и проведения мирных собраний направлено на обеспечение реализации гражданами их конституционного права, поэтому административная ответственность за нарушение этого порядка в полной мере соответствует характеру и степени общественной опасности таких действий. В связи с чем наличие в УК РФ ст. 212.1 представляется излишним», – заключила Кристина Савинова.