×

России рекомендовано пересмотреть антиэкстремистское законодательство

Правительство РФ не согласилось с выводами нового доклада Европейской комиссии против расизма и нетерпимости
Фотобанк «Лори»
Эксперты «АГ» сошлись во мнении о том, что доклад освещает давно известные проблемы российского общества. Один из них полагает, что реакция правительства показывает: российская власть и российское общество находятся на непересекающихся плоскостях. Другой считает, что выполнение тех или иных рекомендаций ЕКРН будет зависеть от общей температуры отношений между Российской Федерацией и Советом Европы. Третья добавила, что доклад носит скорее политический, нежели правовой характер.

5 марта Европейская комиссия против расизма и нетерпимости опубликовала пятый доклад, отражающий общероссийскую ситуацию по состоянию на 22 июня 2018 г. Документ содержит 124 вывода и ряд рекомендаций по изменению законодательства.

Так, результаты исследования показали, что после четвертого доклада ЕКРН 2013 г. положение дел в РФ несколько улучшилось. Так, был принят Закон о региональных омбудсменах, а в феврале прошлого года вышло новое положение Минздрава о выдаче справок о коррекции пола, предусматривающее более ясную и простую процедуру регистрации изменения гендерных признаков. Было создано Федеральное агентство по делам национальностей, в Подмосковье построили миграционный центр «Сахарово».

Также в последние годы сократилось число убийств на расовой почве, как и в целом число насильственных преступлений; резко снизилось и количество неонацистских проявлений и организованных радикальных групп. Кроме того, был принят новый план по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган на период с 2018 по 2020 гг. С 2014 г. оказывалась незамедлительная и широкомасштабная помощь большому числу людей, спасающихся от вооруженного конфликта на востоке Украины, такая интеграционная поддержка включала предоставление жилья и курсов профессиональной переподготовки.

Тем не менее ЕКРН выразила обеспокоенность некоторыми негативными явлениями. Так, она обратила внимание на то, что федеральный законодатель не сделал никаких шагов для принятия комплексного гражданского и административного законодательства по борьбе с дискриминацией – соответствующие законоположения остаются отраслевыми и «разбросаны» по различным законам. «Политическими и религиозными лидерами допускается значительное число гомофобных, трансфобных, расистских и ненавистнических высказываний… По-прежнему вызывает озабоченность чрезмерное применение антиэкстремистского законодательства и злоупотребление им… Расистскому насилию чаще всего подвергаются выходцы из Центральной Азии и другие лица неславянской внешности, рома/цыгане и темнокожие», – отмечено в докладе.

В связи с этим Комиссия подготовила ряд рекомендаций. В частности, предлагается внести в действующее законодательство поправки, прямо подразумевающие включение прав на самостоятельное определение сексуальной ориентации и гендерной идентификации в перечень защищенных от дискриминации, а также отменить законодательный запрет на распространение информации о гомосексуализме среди несовершеннолетних. ЕКРН считает, что России необходимо пересмотреть антиэкстремистское законодательство и порядок его применения, а также отменить запрет Свидетелей Иеговы.

Кроме того, по мнению авторов доклада, России следует создать независимый от прокуратуры и полиции орган, уполномоченный расследовать все жалобы на действия последней. ЕКРН считает, что имеющиеся механизмы подачи жалоб на полицию недостаточны, поскольку они «не беспристрастны, а жертвы злоупотреблений со стороны полиции им не доверяют». Кроме того, российским властям рекомендовано включить в полномочия ФАДН механизм рассмотрения жалоб трудовых мигрантов.

В отзыве на доклад Правительство РФ не согласилось с выводами и рекомендациями Комиссии: «Приведенные в проекте заключения статистические данные, а также оценки российской государственной политики и правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия экстремистской деятельности основаны на субъективном подходе к использованию информации, публикуемой неофициальными источниками, без должного учета официальной государственной статистики, а также вырваны из контекста».

Эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов считает, что выводы доклада довольно точно осветили основные «болевые точки» российского общества. «Рекомендации ЕКРН вполне предсказуемы и основаны по большей части на открытых источниках и информации российских правозащитных НКО. При этом данные во многом пересекаются с выводами и рекомендациями других международных агентств (например, в части необходимости создания независимого органа, полномочного расследовать все жалобы на действия полиции)», – отметил он.

По мнению Антона Рыжова, реакция российских властей на доклад является предсказуемой: «Некоторые укоры ЕКРН весьма ловко парированы российскими властями, однако непризнание полномочий комиссаров в сфере защиты прав ЛГБТ-людей вызывает вопросы. Предлагать Комиссии против нетерпимости игнорировать вопросы нетерпимости к ЛГБТ-сообществу довольно нелогично», – полагает эксперт.

Он также выделил два интересных момента в позиции Правительства РФ. «Во-первых, власти подчеркнули, что решения ЕСПЧ “не обладают императивным действием по отношению к нормам российского законодательства”. На самом деле это не совсем так. Работа по исполнению решений Страсбургского суда показывает, что Россия хоть и “со скрипом”, но реформирует законодательство, когда ЕСПЧ признает тот или иной закон противоречащим Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», – отметил Антон Рыжов.

По словам эксперта, была прохладно встречена и рекомендация включить в список отягчающих обстоятельств по УК РФ мотив вражды по отношению к ЛГБТ-представителям: «Правительство указало, что существующая норма УК – “совершение преступления по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы” – полностью охватывает ЛГБТ-сообщество». Однако на практике, как отметил эксперт, следственные органы зачастую отказываются это делать, никак не связывая понятие «соцгруппы» с сексуальной ориентацией.

С учетом изложенного Антон Рыжов полагает, что выполнение тех или иных рекомендаций ЕКРН будет зависеть от общей температуры отношений РФ и Совета Европы: «Однако в последнее время эти отношения, мягко говоря, оставляют желать лучшего».

Юридический директор Правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев отметил предсказуемость доклада и отзыва российского правительства на него: «Доклад ЕКРН представляет длинный и подробный анализ проблем, хорошо известных российскому обществу, он полезен как сводный авторитетный аналитический документ, в котором все проблемы собраны и оценены в одном месте».

По словам эксперта, ответ российских властей также изложен в манере, известной на протяжении нескольких десятков лет: путем перечисления законодательных норм, не отвечающего на поставленные перед ними вопросы. «В таком же духе на вопросы органов ООН отвечали еще советские чиновники. То, что этот стиль не способен отвечать на вопросы о конкретных делах и конкретных социальных проблемах, российские власти знают давно, уже не первый десяток лет они отвечают условным Страсбургу или Женеве, – отметил эксперт. – Так что это не значит, что властям нечего сказать, скорее это свидетельствует о том, что не отвечать адекватно на вопросы, не вести диалог, не признавать проблемы и не решать их добросовестно – не случайное недоразумение и не ошибка, а сознательно выбранная позиция».

Кирилл Коротеев отметил, что указанная ситуация лишний раз доказывает: «в непересекающихся плоскостях находятся не страсбургские органы и Кремль – МИД – Минюст, а российская власть и российское общество».

В свою очередь адвокат АБ «Мусаев и партнеры» Надежда Ермолаева отметила, что доклад констатирует общеизвестные факты российской действительности: «Его влияние на правоприменительную практику – спорный вопрос, он носит скорее политический, нежели правовой характер. Едва ли наши правоприменители, ознакомившись с докладом, вдруг устыдятся и объявят курс на искоренение существующей дискриминации».

Рассказать:
Яндекс.Метрика