Как стало известно «АГ», постановлением старшего следователя СО по г. Химки ГСУ СКР по Московской области Ю. Колесинской от 2 декабря возбуждено и принято к производству уголовное дело в отношении старшего участкового уполномоченного полиции группы УУПиПНД 2-го отдела полиции УМВД России по г. Химки Дениса Савина по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Как указано в документе (имеется в распоряжении редакции), в первой половине дня 31 мая Денис Савин, находясь в форменном обмундировании на территории участкового пункта полиции № 7 УМВД России по г. Химки, применил насилие, не опасное для жизни и здоровья, в отношении адвоката Карачаево-Черкесской Республиканской коллегии адвокатов Романа Кима, «то есть совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, совершенное с применением насилия».
В объяснении адвоката (документ есть у «АГ») отмечается, что утром 31 мая ему позвонила Ж.Т. с просьбой об оказании юридической помощи в связи с тем, что ее вызывают сотрудники участкового пункта полиции. Женщина пояснила, что накануне ее вызвали в полицию по поводу проводимой в отношении нее проверки по факту фиктивной регистрации иностранных граждан в принадлежащей ей квартире. В тот день Ж.Т. вместе с двумя малолетними детьми, с которыми она пришла, удерживали в полиции против ее воли около восьми часов, после чего отпустили, обязав утром следующего дня явиться вновь. Кроме того, сотрудники полиции забрали у женщины паспорт, мотивировав тем, что не доверяют ей и что она может скрыться. При этом никакие процессуальные документы об изъятии паспорта, как и протокол задержания в порядке ст. 91 УПК РФ, не составлялись.
Утром 31 мая адвокат вместе с доверительницей и ее детьми прибыли в опорный пункт полиции. Когда они проходили по коридору, Денис Савин обратился к Роману Киму со словами «Ты кто такой?». Тот ответил, что адвокат, и предъявил удостоверение. По словам Романа Кима, полицейский находился в состоянии сильного алкогольного опьянения: у него были затуманенный, несфокусированный взгляд, сильно покачивающаяся походка, невнятная речь.
Далее адвоката и доверительницу проводили в кабинет, где кроме них находились двое участковых уполномоченных – Денис Савин и Александр Мензарарь. Адвокат попросил вернуть доверительнице паспорт, на что Мензарарь ответил, что документа у него нет и он его не брал. Ж.Т. указала, что паспорт накануне ночью у нее забрал Савин. После этого тот вышел из кабинета. Ж.Т. также вышла в коридор, так как там находились дети. Роман Ким попросил Александра Мензараря показать ему материалы проверки, тот ответил, что они находятся у другого участкового. Тогда адвокат вновь задал вопрос о паспорте, после чего участковый вышел из кабинета, а Роман Ким последовал за ним.
Выйдя в коридор, адвокат увидел, что Савин стоит перед Ж.Т. и ее детьми и высказывает им угрозы из-за того, что та отказывается подписать документы и привела адвоката. В этот момент Роман Ким достал смартфон, чтобы зафиксировать происходящее на видео. Заметив это, Савин направился к нему и попытался отнять телефон. Когда он подошел вплотную, адвокат убрал руку с телефоном за спину, и в этот момент полицейский ударил его локтем в грудную клетку. Далее он стал выкручивать адвокату руки, пытаясь отнять телефон, и еще раз ударил кулаком в живот. После этого, оказавшись сзади, попытался применить к адвокату удушающий захват, а затем хотел подсечкой сбить с ног, но тот устоял. В тот момент, когда Савин удерживал Кима сзади с удушающим захватом, из кабинета вышли Мензарарь и еще один участковый уполномоченный, Игорь Малахов. Мензарарь оттащил адвоката от Савина.
Роман Ким добавил, что инцидент происходил на глазах Ж.Т. и ее детей, которые сильно плакали и кричали от испуга. Им удалось снять случившееся на видео. После этого адвокат, доверительница и дети покинули здание полиции. Адвокат незамедлительно направил сообщения на горячую линию ГУ МВД России по Московской области и в областное УСБ ГУ МВД России. Кроме того, 3 июня он обратился с заявлением о преступлении в порядке ст. 144–145 УПК в ГСУ СКР по Московской области.
По сообщению адвоката, отмечается в документе, руководством УМВД по г. Химки была проведена служебная проверка, по результатам которой Денис Савин и Игорь Малахов были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов МВД и строгого выговора соответственно. Также в объяснении указано, что заявление в СКР было направлено для рассмотрения руководителю СО по г. Химки, который, в свою очередь, перенаправил его в УСБ УМВД России по Московской области. Однако процессуальное решение по нему принято не было. 2 сентября адвокат повторно направил заявление в следственный отдел, но оно осталось без ответа. Согласно информации на сайте Почты России, данное письмо так и не вручено адресату.
30 октября Роман Ким подал заявление на личном приеме у зам. руководителя следственного отдела, и по результатам проведенной проверки уголовное дело в отношении Дениса Савина все-таки было возбуждено, а адвокат признан потерпевшим.
В комментарии «АГ» Роман Ким отметил, что рассчитывал на то, что данное уголовное дело будет возбуждено, но оставался вопрос – когда. Адвокат подчеркнул, что о произошедшем также незамедлительно уведомил АП КЧР, которая выразила готовность в случае необходимости оказать содействие в защите его профессиональных прав.
Роман Ким добавил, что в настоящее время в Химкинском городском суде Московской области рассматривается гражданское дело по иску Дениса Савина к УМВД России по г. о. Химки о признании его увольнения незаконным и восстановлении на службе в МВД. В обоснование требований истец утверждает, что не совершал проступок, порочащий честь и достоинство сотрудника полиции.
Президент АП Карачаево-Черкесской Республики Руслан Кубанов назвал произошедшее вопиющим случаем. Он добавил, что по обращению Романа Кима поручил Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КЧР разобраться в случившемся и при необходимости оказать содействие.
«Для АП КЧР подобные инциденты крайне редки, тем более в нашем регионе. Но тут случай, когда адвокат из Карачаево-Черкессии попал в такую ситуацию в другом регионе страны и, соответственно, помощь надо было “оказывать” на расстоянии», – добавил председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КЧР Мурат Карабашев.
В частности, пояснил он, одной из первых рекомендаций, которые были даны Роману Киму, помимо необходимости обратиться с заявлением о совершении преступления в отношении адвоката было предложение помощи по освещению этой ситуации в адвокатских СМИ. «Также рассматривался вопрос о необходимости привлечения Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов. В то же время было принято решение, что в случае отказа в возбуждении уголовного дела или “замыливания” инцидента случившееся будет предано огласке», – подчеркнул Мурат Карабашев. Он добавил, что Роману Киму со стороны палаты также была предложена помощь в подготовке всех необходимых процессуальных документов.