×

В первом чтении приняты поправки, запрещающие иноагентам осуществлять образовательную деятельность

Другим законопроектом предлагается установить возможность заочного привлечения иностранных агентов к административной ответственности при совершении административных правонарушений за пределами РФ
По мнению одного из экспертов «АГ», запрет на осуществление иноагентами образовательной и просветительской деятельности сомнителен с точки зрения ч. 1 ст. 37 Конституции РФ. Другой считает, что ужесточение ограничений в отношении деятельности иноагента должно носить сбалансированный характер публичных и частных интересов. Третий отметил, что ведение «заочных» административных расследований должностными лицами Минюста России позволит расширить возможности государства по привлечению иноагентов к ответственности и тем самым создать дополнительные предпосылки для наложения штрафов и последующих мер уголовно-правового характера.

5 марта Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, разработанных в целях совершенствования регулирования деятельности иностранных агентов и эффективности ответственности за нарушение порядка их деятельности.

Законопроектом № 830823-8 предусматривается внесение изменений в Закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» в части установления запрета иностранным агентам осуществлять просветительскую или образовательную деятельность (для юридических лиц) вне зависимости от того, в отношении каких лиц она осуществляется – достигших совершеннолетия или нет. На данный момент иноагенты не могут вести образовательную или просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних. Корреспондирующие изменения предлагается внести в Закон об образовании.

Законопроект предусматривает возможность возврата заявления о предоставлении лицензии, а также прекращения ее действия, в случае если лицензиат является иноагентом. Данным законопроектом предусмотрен запрет иноагентам на получение муниципальной поддержки и включение в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций для НКО, включенной в реестр иностранных агентов. Эти изменения, как отмечается в пояснительной записке, вызваны антироссийским характером деятельности иноагентов и тем, что не представляется возможным получение ими денежных средств из всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Помимо этого, данным законопроектом уточняется перечень лиц, которые обязаны сопровождать распространение материалов иностранных агентов или информации, касающихся их деятельности, указанием на свой статус. Как отметили авторы поправок, учитывая расширение деструктивного влияния иноагентов на важнейшие институты российского общества и увеличение финансирования их деятельности со стороны западных стран, возникла необходимость урегулирования отдельных положений российского законодательства.

Разработанный во взаимосвязи с данным проектом поправок законопроект № 830832-8 направлен на повышение эффективности административной ответственности за нарушение порядка деятельности иноагентов. Так, предлагается дополнить ст. 19.4 КоАП частью 9, предусматривающей установление административной ответственности за невыполнение законных требований должностного лица Минюста России (его территориального органа), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. За такое нарушение предлагается наложить административный штраф на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Протоколы об указанных административных правонарушениях предлагается отнести к компетенции суда.

Этим законопроектом также предлагается установить возможность заочного привлечения иностранных агентов к административной ответственности за нарушение порядка деятельности иноагентов при совершении административных правонарушений за пределами РФ и закрепить возможность проведения административного расследования должностными лицами Минюста России в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности иностранного агента» КоАП. Кроме того, ч. 5 названной статьи приводится в соответствие с положениями ч. 4 ст. 9 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, в части перечня лиц, которые обязаны сопровождать распространение материалов иностранных агентов или информации, касающихся деятельности иноагентов, указанием на свой статус, а также необходимости исполнения указанной обязанности по утвержденной форме.

Комментируя данные законопроекты, адвокат АП Санкт-Петербурга Андрей Федорков отметил, что они направлены на дальнейшее ужесточение контроля за деятельностью иностранных агентов и усиление в их отношении ранее установленных запретов и ограничений. По его мнению, такая практика носит дискриминационный характер и входит в противоречие с конституционными нормами. «К примеру, запрет на осуществление образовательной и просветительской деятельности сомнителен с точки зрения ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это опасная тенденция, которая поражает в правах определенную категорию граждан, в том числе и адвокатов, исходя из их статуса “иностранного агента”, присвоение которого в некоторых случаях является произвольным и необоснованным», – полагает он.

Касательно заочного привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об иноагентах, адвокат считает, что в отзыве Правительства РФ на законопроект справедливо отмечено, что уже имеется инициатива, распространяющая действие КоАП РФ на любое административное правонарушение за пределами РФ, если оно направлено против ее интересов (законопроект № 743600-8). Андрей Федорков считает, что указанный законопроект также будет принят и начнет применяться.

Адвокат МКА «ГРАД» Артем Белов отметил, что с одной стороны, действующий Закон об иноагентах достаточно лояльный, учитывая практику издания аналогичных по содержанию нормативных актов в других странах. Однако ужесточение ограничений в отношении деятельности иноагента все же должно носить сбалансированный характер публичных и частных интересов, убежден адвокат.

Артем Белов считает, что изменения в КоАП РФ, предусматривающие возможность заочного рассмотрения дела об административных правонарушениях, направлены на устранение пробелов в регулировании этого вида общественных отношений и фактически лишь наделяют Минюст России полномочиями по проведению административного расследования, что не должно вызывать ограничения каких-либо прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу. «С другой стороны, риск последствий неполучения юридически значимого сообщения и так закреплен в действующем законодательстве РФ, позволяющем рассматривать дело об административном правонарушении в отсутствие лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела по адресу, признаваемому надлежащим для направления юридически значимых сообщений. Поэтому цели принятия таких изменений, конечно, пока вызывают вопросы для правоприменителя»,– поделился мнением адвокат.

Адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН Вячеслав Плахотнюк отметил, что оба законопроекта направлены на дальнейшее сужение возможностей существования граждан, объявленных иностранными агентами, в том числе возможности получать какие-либо доходы, а также возможности участвовать в общественной жизни. «Разумеется, ведение “заочных” административных расследований должностными лицами Минюста России позволит расширить возможности государства по привлечению иноагентов к ответственности и тем самым создать дополнительные предпосылки для наложения штрафов и последующих мер уголовно-правового характера, в том числе конфискации их имущества», – пояснил адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика