Депутаты внесли в Госдуму законопроект № 711307-8, которым предложено установить уголовную ответственность за деятельность по незаконному приобретению иностранцами разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить УК ст. 322.4 «Осуществление незаконной деятельности, повлекшей незаконное приобретение разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства Российской Федерации». В случае принятия закона такие действия будут наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. Если же деяния совершенны группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории РФ, либо лицом с использованием своего служебного положения, наказание будет следующим: лишение свободы на срок до семи лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Согласно пояснительной записке введение новой статьи позволит эффективно бороться с незаконным получением иностранцами гражданства Российской Федерации. Отмечается, что в деятельность по незаконному получению иностранными гражданами разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства РФ вовлечен широкий круг лиц, осуществляющих незаконную регистрацию иностранных граждан, выдачу им патента, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ, заключающих фиктивные браки с иностранными гражданами, устанавливающих фиктивное отцовство для получения гражданства РФ. Незаконная выдача разрешения на временное проживание, вида на жительство влечет за собой незаконное получение гражданства РФ для иностранных граждан и членов их семей, что ложится финансовым грузом на социальную систему государства и способствует процветанию коррупции.
В комментарии «АГ» член Совета АП Белгородской области Алексей Нехаенко назвал законопроект актуальным, поскольку он согласуется с озвучиваемым мнением политиков и представителей правоохранительных органов о необходимости ужесточения как процедуры получения гражданства, вида на жительство и РВП, так и контроля за ее соблюдением. «Предпосылками к этому явились ряд резонансных преступлений, совершенных лицами, незаконно получившими разрешение на проживание либо гражданство России. Без наличия адекватных санкций за совершение противоправных деяний в указанной сфере общественных отношений добиться эффективного соблюдения законодательства невозможно», − отметил он.
При этом Алексей Нехаенко обратил внимание, что абстрактная диспозиция предлагаемой криминализации общественных отношений будет вызывать много вопросов в правоприменительной практике. «В частности, неясно, какая именно деятельность будет подпадать под понятие незаконной и какую деятельность следует отграничить от смежных составов преступлений, предусмотренных ст. 322.2−322.3 УК, а также от соответствующих должностных преступлений, предлагаемых поправками», − указал он.
Адвокат НО «Тюменская межрегиональная коллегия адвокатов» Тимур Горяев заметил, что юридическая конструкция законопроекта практически полностью повторяет конструкцию ст. 322.1 УК, за исключением диспозиции первой части предложенной статьи, в которой, по сути, частично раскрывается организация незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и за которую уже предусмотрена уголовная ответственность в ст. 292.1, 322.1−322.3 УК. «Так, например, санкцией ч. 1 ст. 292.1 УК за незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно за внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшие незаконное приобретение гражданства РФ, предусмотрено альтернативное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. За аналогичное деяние по осуществлению незаконной деятельности, повлекшей незаконное приобретение гражданства РФ, в проекте совместно с основным наказанием в виде лишения свободы на тот же срок предлагается предусмотреть дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет или без такового. Принятие законопроекта в предложенной редакции на практике может привести к необоснованной конкуренции правоприменения между ст. 322.4 (в предложенной редакции) и ст. 292.1 и 322.1 УК», − полагает адвокат.
Как следует из пояснительной записки, под незаконной деятельностью по незаконному получению иностранными гражданами разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства РФ следует понимать вовлечение широкого круга лиц, осуществляющих незаконную регистрацию иностранных граждан, выдачу им патента, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ, заключающих фиктивные браки с иностранцами и устанавливающих фиктивное отцовство для получения гражданства РФ. Между тем, указал Тимур Горяев, в п. 7 Постановления Пленума ВС от 9 июля 2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» даны разъяснения о том, что по смыслу ст. 322.1 УК умышленное создание условий для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда и пребывания в РФ, а равно незаконного транзитного проезда через территорию РФ, квалифицируется как организация незаконной миграции. «Предложенные депутатами изменения, по сути, охватываются указанной дефиницией организации незаконной миграции, представляя некую легализацию незаконного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ», − считает он.
По мнению Тимура Горяева, в таком случае достаточно внести изменения в ст. 322.1 УК, уточнив в примечании к действующей редакции нормы, что «под незаконным пребыванием в РФ понимается, в том числе, осуществление незаконной деятельности, повлекшей незаконное приобретение разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства Российской Федерации». Такое точечное изменение устранит ненужную конкуренцию норм Особенной части УК, а также не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства и не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета, посчитал адвокат.