12 мая Минюст России опубликовал проект закона о внесении изменений в ст. 4.1 КоАП РФ, которая устанавливает общие правила назначения административного наказания. Документ, как указано в пояснительной записке, разработан в целях приведения положений Кодекса об административных правонарушениях в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Постановлении от 7 апреля 2020 г. № 15-П.
Как сообщалось ранее, этим постановлением КС признал не соответствующими Конституции ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП в той мере, в какой они не позволяют назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения.
Законопроектом предложено установить возможность назначения административного наказания в размере менее минимального размера административного наказания, установленного санкцией соответствующей статьи (части статьи) закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
Ранее, комментируя «АГ» Постановление № 15-П/2020, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Наталия Травкина отметила, что Суд признал неконституционными нормы, относящиеся к юридическим лицам, в то время как ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривают сходные условия для снижения штрафов, назначаемых гражданам и должностным лицам. Юрист говорила о том, что позицию КС необходимо распространять и на штрафы, назначаемые гражданам и должностным лицам.
Из необходимости обеспечения принципа равенства исходят и авторы законопроекта: предлагается разрешить назначать штраф в размере ниже минимального штрафа за конкретное правонарушение, административная ответственность за которое предусмотрена региональным законом, в случае совершения противоправного деяния не только организациями, но и гражданами, а также должностными лицами.
При этом в целях обеспечения возможности применения указанного правила к случаям совершения гражданином административного правонарушения, предусмотренного законом субъекта РФ, минимальное пороговое значение административного штрафа, при котором может быть применено данное правило, понижено с 10 тыс. до 5 тыс. руб.
Наталия Травкина полагает, что законопроект решает проблему, обозначенную Конституционным Судом. «При этом не только в отношении возможности снижения штрафа, назначаемого в соответствии с законами субъектов РФ юридическим лицам, но также и должностным лицам, и гражданам, – подчеркнула она. – Однако ранее имевшие место условия применения данных норм не меняются». В частности, минимальный размер административного штрафа для юридических лиц, который может быть снижен, должен быть не менее 100 тыс. руб. «Надо отметить, что законы субъектов РФ редко предусматривают штрафы в этом размере, чаще они существенно меньше», – заметила эксперт.
То, что законопроект предлагает распространить позицию КС на штрафы, назначаемые гражданам и должностным лицам, – определенно положительный момент, считает Наталия Травкина. «Суд не оценивал конституционность ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП, хотя они предусматривают сходные условия для возможности снижения штрафов, но назначаемых должностным лицам и гражданам. Отсутствие предлагаемого изменения могло бы привести к отказу снижать штраф, назначаемый должностным лицам и гражданам, поскольку обычно избираются буквальное толкование норм КоАПа и формальный подход к их применению», – пояснила она.
Эксперт также обратила внимание на то, что минимальное пороговое значение административного штрафа, при котором может быть применено правило об уменьшении штрафа, понижено только для граждан, пороговые значения для должностных лиц не меняются и остаются на уровне 50 тыс. руб.
Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова заметила, что Минюст разработал законопроект достаточно оперативно. Кроме того, авторы документа достаточно внимательно подошли к содержанию текста всей ст. 4.1 КоАП РФ об общих правилах назначения административного наказания, поэтому изменения вносятся в положения и иных частей, а не только тех, что признаны не соответствующими Конституции. «Поэтому в целом, как мне представляется, разрешается давняя правовая коллизия, исключающая возможность назначения не только юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения, но и назначения административного наказания ниже низшего предела гражданам и должностным лицам», – сказала Надежда Крылова.
По ее словам, следует обратить внимание и на то, что предложенные изменения полностью гармонизируют с положениями ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, где Законом от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ уже была заложена аналогичная правовая формула применительно к назначению административного наказания в виде предупреждения, которая применима в случаях, если санкция предусмотрена не только статьей раздела II КоАП, но и законом субъекта РФ об административных правонарушениях.
При этом актуальность и необходимость скорейшего принятия разработанного Минюстом законопроекта очевидны, считает адвокат. «Бизнес, предприниматели сегодня работают в сложных санитарно-эпидемиологических условиях. Постоянно меняется законодательство, реагирующее на вызовы складывающейся непростой ситуации в связи с распространением неизвестного ранее инфекционного заболевания. Устанавливаются серьезные размеры административных штрафов для нарушителей правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и для нарушителей санитарно-эпидемиологических норм согласно региональным законам об административных правонарушениях», – пояснила она.
Складывается впечатление, что бизнес-сообщество понимает серьезность проблемы и правильно реагирует на нее, но не исключены и небольшие «проколы», связанные в том числе с несовершенством и нестыковкой отдельных правовых норм, указала Надежда Крылова. Поэтому принятие закона, устраняющего правовую коллизию при назначении административного наказания, поможет всем, уверена она.
В то же время, добавила эксперт, в ст. 4.4 КоАП РФ, устанавливающей правила назначения наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, есть еще одна проблема, связанная с региональным законодательством об административных правонарушениях.
В ее второй части указано, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Из этого следует, что при назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, некоторые из которых предусмотрены законом субъекта РФ, применение этого правила невозможно, пояснила Надежда Крылова.
«Поэтому, поддерживая законопроект в целом, думается, что есть необходимость поработать над текстом всего первого раздела Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, соответственно, дополнить проект федерального закона новыми положениями, полностью вписывающимися в его концепцию и соответствующими правовой позиции Конституционного Суда от 7 апреля 2020 г.», – заключила она.