Адвокат АП г. Москвы Денис Кобелев, защищающий интересы адвоката АП Московской области Александра Сливко, сообщил «АГ», что 26 октября направил жалобу на имя Генерального прокурора Юрия Чайки, начальника УФСИН России по г. Москве Сергея Мороза и председателя Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы Вадима Горшенина. В документе (имеется у редакции) защитник попросил проверить информацию о нарушении прав его доверителя в СИЗО.
Напомним, что адвокат АП Московской области Александр Сливко и адвокат АП г. Москвы Дина Кибец были задержаны в начале октября. Сразу после этого им было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ. По официальной информации от СКР, адвокаты обвиняются в мошенничестве, связанном с хищением у «Аэрофлота» как минимум 250 млн руб.
Помимо адвокатов, по мнению следствия, в состав организованной группы входили заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота» Владимир Александров и бывший директор юридического департамента авиакомпании Татьяна Давыдова.
Сторона обвинения предполагает, что в 2015–2016 гг. Владимир Александров с целью хищения денежных средств организовал заключение от имени «Аэрофлота» четырех договоров на оказание юридических услуг с указанными адвокатами.
Следствие исходит из того, что фактически данные услуги были оказаны сотрудниками юридического департамента ПАО «Аэрофлот». При этом Владимир Александров и Татьяна Давыдова в 2016–2018 гг. обеспечили необоснованное перечисление на счета КАМО «Ваш адвокатский партнер» не менее 250 млн руб. Основанием для оплаты являлись подготовленные адвокатами акты об оказании услуг, содержащие, по мнению следствия, «заведомо недостоверные сведения об объеме выполненных работ».
2 октября Басманный районный суд вынес постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу всех фигурантов дела.
Как указано в жалобе Дениса Кобелева, администрация ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве и содержавшиеся в нем лица оказывают давление на Александра Сливко с целью получить необходимые следствию показания как против него самого, так и против других обвиняемых. В частности, Денис Кобелев указал, что с 17 октября положение его подзащитного стало существенно ухудшаться. Александр Сливко сообщил защитнику, что 16–17 октября его неоднократно вызывали на беседы, в ходе которых обсуждались обстоятельства дела, его гражданская жена Татьяна Давыдова, адвокат Дина Кибец и дети заключенного.
Согласно жалобе защитника, 17 октября Александру Сливко сообщили о том, что он будет переведен в камеру с «худшими условиями содержания». Денис Кобелев указал, что со слов подзащитного оперативники пояснили тому, что причиной перевода является «отказ от сотрудничества со следствием», то есть нежелание обвиняемого давать показания против Владимира Александрова. В тот же день Александра Сливко перевели в существенно менее комфортную камеру.
Как следует из обращения в Генпрокуратуру, оперативники также сказали Сливко, что дальнейший отказ от «сотрудничества» повлечет за собой создание более жестких условий пребывания для Татьяны Давыдовой и Дины Кибец, которые в настоящий момент содержатся в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г. Москве.
«Некоторые следственно-арестованные в интересах администрации ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве оказывают на Сливко А.А. давление с целью дачи им признательных показаний в отношении других фигурантов уголовного дела», – подчеркнул в своей жалобе защитник. Он отметил, что указанные лица обладают информацией о ходе расследования. Они знают не только то, в чем обвиняется Владимир Александров, но и то, где он содержится. Им также известно, в каком СИЗО и в каких камерах находятся Татьяна Давыдова и Дина Кибец.
Денис Кобелев сообщил, что лица, содержащиеся в одной камере с его подзащитным, постоянно заводили разговоры о делах, которые Александр Сливко и Дина Кибец сопровождали при исполнении договоров с ПАО «Аэрофлот», и всяческим образом пытались получить дополнительную информацию по ним. Они же пугали его условиями содержания «в камерах на так называемых “нулях” (без холодильника, телевизора, с маленьким пространством и специфическим контингентом)», добавил защитник.
«Полагаю, что вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об оказании давления на моего подзащитного – как психологического, так и физического», – подчеркнул в жалобе Денис Кобелев. Он пояснил, что во время перемещения Александра Сливко из камеры в камеру для него создаются «персонально жесткие условия». Так, мужчину вынуждают несколько часов стоять со всеми его вещами в руках, помещают в камеры, где отсутствуют свободные места, а также на несколько часов закрывают в душе.
Защитник подчеркнул, что за 25 дней его доверителя как минимум 3 раза переводили в разные камеры. При этом условия содержания постоянно ухудшались.
Денис Кобелев указал, что Александр Сливко через администрацию СИЗО сообщал об оказываемом на него давлении следователю Игорю Ощепкову, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело. Но тот не отреагировал на жалобу обвиняемого.
24 октября в ходе дополнительного допроса Александр Сливко сообщил другому следователю о давлении со стороны оперативников и лиц, содержащихся в изоляторе. Обвиняемый также попросил отразить эту информацию в протоколе. После отказа следователя занести в протокол допроса показания в полном объеме Александр Сливко, по словам его защитника, собственноручно внес замечания, в которых отразил обстоятельства оказываемого на него давления. Через 2,5 часа обвиняемый был переведен в камеру на так называемые нули, о которых шла речь выше.
Денис Кобелев подчеркнул, что его подзащитный не имеет склонности к суициду и готов отстаивать свою позицию по делу всеми законными способами. Однако, отметил адвокат, в настоящее время Александр Сливко опасается за свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье своих родных и близких. Защитник добавил, что значительное ухудшение условий содержания расценивается его доверителем как форма преследования, в том числе и со стороны администрации СИЗО-5, а также как психологическое и физическое давление с целью «склонения к даче признательных показаний любым путем».
В связи с этим Денис Кобелев попросил Генерального прокурора, начальника УФСИН России по г. Москве и председателя ОНК г. Москвы проверить описанные в его жалобе обстоятельства, получить сведения о нарушениях непосредственно от Александра Сливко, проверить законность неоднократных переводов доверителя из одной камеры в другую и обязать администрацию СИЗО создать условия, обеспечивающие подзащитному реализацию его законных прав.
Также Денис Кобелев сообщил «АГ», что в ближайшее время им и защитником Дины Кибец будет подано совместное обращение в Федеральную палату адвокатов РФ о нарушении прав их доверителей.