3 мая был опубликован текст Приказа об организации процессуального контроля в Следственном комитете РФ. Руководителям всех структурных подразделений – от Центрального аппарата СК РФ до городских и районных отделений – приказано осуществлять единообразный подход к организации процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с требованиями российского законодательства.
Документ обязывает указанных руководителей обеспечивать процессуальный контроль при приеме сообщений о преступлениях и принятии по ним решения в соответствии с требованиями УПК РФ; исключить факты принятия необоснованных процессуальных решений по результатам проверки сообщения о преступлении; своевременно отменять незаконные постановления следователей. При этом в каждом случае отмены постановления рассматривать вопрос об ответственности не только вынесшего его следователя, но и должностного лица, допустившего принятие такого решения.
В приказе подчеркивается, что главы подразделений должны изучать материалы уголовного дела и проверять обоснованность ходатайств следователя перед судом об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста с учетом правовых позиций Верховного Суда РФ. В соответствии с документом, они должны требовать от следователей составления мотивированных постановлений о возбуждении ходатайств; обращать особое внимание на мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в избрании меры пресечения, на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья и другие обстоятельства, перечень которых предусмотрен ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
Руководители должны установить систему контроля, исключающую нарушения требований УПК РФ, регламентирующих порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, под домашним арестом, в частности практиковать заслушивание хода расследования уголовных дел, срок предварительного следствия по которым составляет от 5 месяцев.
Также на них возлагается обязанность выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям.
Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев приписывается продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно должны рассматриваться на коллегии Главного следственного управления Следственного комитета по субъекту РФ либо приравненного к нему органа.
Руководителям приказывается не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом. Кроме того, с момента возбуждения уголовного дела их обязывают заводить контрольное производство, к которому будут приобщаться все копии процессуальных решений.
Также приказ регламентирует вопросы взаимодействия следственных органов с Прокуратурой. В частности, руководители следственных органов должны обеспечить объективное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Адвокат АБ «Юсланд» Александр Чангли считает, что приказ Александра Бастрыкина направлен на формирование в СК РФ полноценной системы внутриведомственного процессуального контроля, который будет восполнять недостаточный надзор за деятельностью Следственного комитета РФ со стороны Прокуратуры.
В приказе он отметил правило, по которому в случае отмены необоснованных решений будет каждый раз рассматриваться вопрос об ответственности не только следователя, но и должностного лица процессуального контроля, что может свести к минимуму вынесение необоснованных постановлений. Также он обратил внимание на обязанность заведения контрольного производства. «Максимальная регламентация действий следователя и контроль за его деятельностью необходимы, поскольку здесь напрямую затрагиваются права граждан», – объяснил Александр Чангли.
По мнению советника ФПА РФ Нвера Гаспаряна, о приказе полезно знать адвокатам, так как они получают возможность ссылаться на него при обжаловании действий и решений сотрудников СК РФ. К наиболее значимым эксперт отнес пункт, обязывающий контролировать факты неоднократного продления сроков содержания под стражей, а также положение, запрещающее принимать решение по жалобе лицом, действия которого обжалуются.
Более скептическую позицию занял адвокат АБ «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Андрей Гривцов. Хотя он согласился с тем, что документ может быть полезен в части возможности написания жалоб с использованием дословных формулировок из приказа и постановкой вопросов о проверке уголовных дел, документ, по его мнению, носит стандартный для такого рода приказов характер и изобилует общими формулировками.
«Неподготовленному читателю, исходя из этого приказа, может показаться, что СК РФ только и занимается борьбой с принятием незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, проверкой уголовных дел на предмет волокиты и наличия доказательств. К сожалению, практика адвокатов показывает, что далеко не всегда подобные приказы выполняются», – объяснил он.
Андрей Гривцов обратил отдельное внимание на пункт приказа, согласно которому всякий случай реабилитации лица, привлеченного к уголовной ответственности, должен заканчиваться серьезной проверкой обоснованности принятых следователем и его руководителем процессуальных решений с возможным привлечением к дисциплинарной ответственности. «Это означает, что следователи будут и дальше стараться любыми способами не допустить реабилитации обвиняемого, поскольку это грозит им проверкой, что прямо прописано в ведомственном приказе. То есть до настоящего времени подобная практика исключительно карательной направленности расследования себя не изжила и открыто декларируется во внутренних документах следственного органа», – подчеркнул адвокат.