×

Год кардинальных изменений

Третейские суды: лучше меньше, да лучше
Осенью 2016 г. в России началась реформа третейских судов. Они теперь называются постоянными арбитражными учреждениями и должны стать институтом профессионального разрешения корпоративных споров.


Вступивший 1 сентября 2016 г. в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», призванный повысить доверие к альтернативным механизмам урегулирования хозяйственных споров, регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).

По мнению ответственного администратора Арбитражного центра при АНО «Институт современного арбитража» Андрея Горленко, «реформа арбитража имеет своей целью появление в России таких арбитражных учреждений, которые не только будут соответствовать формальным требованиям закона, но и станут площадками для развития института арбитража в России. Такие площадки должны стать привычным для бизнеса способом независимого и профессионального разрешения споров, объединив всех интересующихся арбитражным разбирательством, в том числе адвокатов, юридических консультантов, представителей правовой науки».

Закон содержит новый понятийный аппарат в сфере привычного третейского разбирательства, а также более основательную и детальную проработку арбитражного соглашения, процедуры введения арбитража, процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений.

Понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» в законе являются синонимами и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения).

Причем третейским судом может называться как единоличный арбитр, так и коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров.

В законе закреплены новые принципы арбитража: принцип независимости и беспристрастности арбитров, принцип диспозитивности, принцип состязательности сторон, принцип равного отношения к сторонам.

Деятельность постоянно действующего арбитражного учреждения должна способствовать более широкому применению в Российской Федерации арбитража, укреплению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота. Постоянно действующее арбитражное учреждение создается только при некоммерческой организации (НКО). Наименование постоянно действующего арбитражного учреждения должно содержать указание на полное или сокращенное наименование некоммерческой организации, при которой оно создано. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения НКО, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. В Совет включены два представителя Федеральной палаты адвокатов РФ: президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков. Разрешительный порядок регистрации арбитражных учреждений вводится для решения главной проблемы – «карманных» судов.

Двум арбитражным учреждениям – МКАС и МАК при ТПП РФ разрешено осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления им соответствующего права Правительством РФ.

В законе закреплены требования к НКО, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение. В частности, у НКО должны быть репутация, масштаб и характер деятельности, которые позволят ей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения. НКО должны вести и публиковать рекомендованный ими список арбитров не менее чем из 30 человек, при этом один арбитр не может входить в списки более трех арбитражных учреждений.

Единственное требование, которое при этом предъявляется к иностранным арбитражным учреждениям, – наличие признанной международной репутации.

Как подчеркивает Андрей Горленко, «важнейшим требованием, предъявляемым к постоянно действующим арбитражным учреждениям в соответствии с законом, является репутация некоммерческой организации, при которой создается такое учреждение, в частности, осуществление ею деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации». Он также высказывает предположение, что «арбитражные учреждения, соответствующие этим критериям и не уступающие лучшим мировым примерам, смогут привлечь к арбитражу внимание крупного российского и иностранного бизнеса и в целом будут способствовать повышению правовой культуры и улучшению инвестиционного климата в нашей стране».

Законом предусмотрены третейские суды ad hoc, т.е. созданные для рассмотрения всего одного конкретного спора. Но они смогут действовать только с ограничениями и не будут заниматься корпоративными спорами.

При этом арбитрабельные корпоративные споры могут быть рассмотрены в третейском разбирательстве только после 1 февраля 2017 г.

В дополнение к закону разработано множество ведомственных нормативных актов, определяющих новые правила работы третейских судов в Российской Федерации. В результате, как предсказывается в прессе, арбитражных учреждений станет меньше, но они будут достойными конкурентами государственным судам.

Правила об обязательном получении разрешения Правительства РФ на работу постоянно действующего арбитражного учреждения в России распространяются также на все иностранные арбитражные учреждения.

Одним из нововведений закона является предоставление сторонам возможности назначения арбитром судьи в отставке. Арбитрами могут быть также лица, не имеющие юридического образования, но отвечающие ряду требований.

Закон сокращает до одного месяца срок для рассмотрения государственным арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. До 1 января 2017 г. этот срок составляет три месяца.

Решение третейского суда, в отношении которого получен исполнительный лист на его принудительное исполнение, по своей юридической силе равнозначно вступившим в законную силу судебным актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Определение, вынесенное государственным судом РФ в рамках оказания содействия третейским судам, является окончательным и обжалованию не подлежит. Однако стороны арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, получили право заключить соглашение об отказе от возможности обращения в государственный суд.

Закон предусматривает гражданско-правовую ответственность НКО, при которой создано арбитражное учреждение, и уголовную ответственность арбитров.
Установление аффилированности арбитражных учреждений с кем-то из участников процесса является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или его отмены по заявлению стороны спора или третьего лица.

Для рассмотрения вопросов о выдаче разрешений на создание арбитражный учреждений Минюст России своим Приказом от 13 июля 2016 г. № 165 создал совещательный орган при министерстве – Совет по совершенствованию третейского разбирательства. В него входят представители делового и юридического сообщества, а также чиновники. Федеральную палату адвокатов РФ в Совете представляют президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков. Решения Совета о выдаче и отзыве разрешений принимаются голосованием.

Эксперты, которые предполагают, что применение закона приведет к уменьшению количества третейских судов, высказывают опасение, что это может стать причиной перегрузки системы, ведь государственные суды сегодня не способны обеспечить быстрое рассмотрение споров.


Рассказать:
Яндекс.Метрика