×

Изменения налогового законодательства в 2018 г.

Сравнительный обзор поправок в налоговое, страховое и трудовое законодательство
Фотобанк Лори
Адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин рассказал об изменениях в законодательстве 2018 г. в сравнении с прошлым годом
Было в 2017 г. Стало в 2018 г.
НДС
1. Ввели систему Tax Free
Иностранные покупатели не могли вернуть НДС, который уплатили в России. Граждане иностранных государств, которые вывозят приобретенные товары за пределы ЕАЭС, смогут вернуть НДС. Возврат можно будет осуществить при покупке товаров в организациях розничной торговли, которые включат в специальный перечень. Данные организации будут выдавать иностранцу чек для возврата налога, если сумма покупок в течение дня составит не менее 10 000 руб. Сумму возвращенного налога торговая организация вправе принять к вычету. Выплачивать налог иностранцу может продавец или специальная компания (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 341-ФЗ).
2. Льготу по металлолому отменили
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагалась НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Законодатель узаконил отмену льготы по реализации металлолома. Необходимо иметь в виду, что НДС с реализации должен рассчитывать покупатель, а не продавец (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ).
3. Экспортеры могут отказаться от нулевой ставки
При экспорте товаров организации должны были применять ставку 0% (Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П). Закон запрещал сразу начислять налог по ставке 18% или 10%, даже если было известно, что организация не соберет полный пакет документов, подтверждающих нулевую ставку. Экспортеров наделили правом отказаться от нулевой ставки. Для этого необходимо представить в налоговый орган заявление не позднее 1-го числа квартала, с которого компания не применяет ставку 0%. При соблюдении данного условия экспортер имеет право сразу при отгрузке начислять НДС по ставке 18% или 10% в зависимости от вида товаров. Отказаться от нулевой ставки можно не менее чем на год и по всем экспортным отгрузкам. Нельзя применять разные ставки в зависимости от того, кто является покупателем товаров. Такие же правила ввели для некоторых услуг, облагаемых по нулевой ставке. Например, для услуг по международной перевозке, согласно п. 7 ст. 164 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 350-ФЗ).
4. Компании должны чаще восстанавливать НДС
Организация, получившая бюджетную субсидию на возмещение затрат по покупкам, включавшую сумму налога, восстанавливала входной НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Теперь организация восстанавливает НДС вне зависимости от того, включена ли субсидия в сумму налога. Также восстановить налог необходимо, если компания получила бюджетные инвестиции на возмещение затрат (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). В случае когда затраты компания возместила за счет бюджета не в полном объеме, восстановить сумму налога необходимо частично (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
5. Раздельный учет нужно вести по новым правилам
В случае когда расходы на необлагаемые операции не превышали 5% от общей суммы затрат за квартал, организация была вправе не вести раздельный учет. В соответствии с законом весь входной НДС, который предъявили поставщики в этом квартале, организация могла принять к вычету. Согласно последней позиции Минфина, НДС по покупкам для необлагаемых операций заявить к вычету нельзя. Если доля расходов на необлагаемые операции не превышает 5%, у компании есть право заявить к вычету НДС по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ). Законодателем введен запрет на принятие к вычету входного НДС по покупкам только для необлагаемых операций вне зависимости от доли расходов на эти операции (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
6. Раздельный учет ввели для компаний, которые получают средства из бюджета
У компаний, получивших бюджетные субсидии, отсутствовала обязанность по ведению раздельного учета НДС. Организация не заявляет вычет по покупкам, которые осуществляются за счет бюджетных субсидий или инвестиций. Организация включает входной НДС в расходы при условии, что также в расходах учитывается стоимость приобретения. Важно отметить необходимость ведения раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам), приобретенным организацией за счет бюджетных субсидий или инвестиций. В случае если раздельный учет отсутствует, включить НДС в расходы не представляется возможным согласно новому п. 2.1 ст. 170 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
7. НДС по некоторым товарам вместо продавцов должны рассчитывать покупатели
Начисление НДС с отгрузки и авансов ложилось на плечи российских продавцов. Покупатели металлолома и сырых шкур рассчитывают НДС как налоговые агенты. Данную сумму налога покупатель, применяющий общую систему налогообложения, заявляет к вычету. Покупатели на спецрежиме тоже должны начислять налог как агенты, но права заявить вычет не имеют (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
1. Можно списать больше долгов
Минфин считал, что компания не вправе списать задолженность физического лица в связи с его банкротством (Письмо от 23 мая 2017 г. № 03-03-06/2/31460). Компания вправе учесть в расходах долги физического лица – банкрота, которые считаются погашенными согласно новому абзацу п. 2 ст. 266 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
2. Уточнили, как считать резерв по сомнительным долгам
Организация при расчете резерва уменьшала дебиторскую задолженность на встречную кредиторскую перед контрагентом. Оставалось неясным, какое из долговых обязательств уменьшать на кредиторскую задолженность в случае наличия нескольких долговых обязательств перед организацией. Уменьшать на встречную кредиторскую задолженность необходимо прежде всего ту дебиторскую задолженность, которая возникла раньше согласно п. 1 ст. 266 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
3. Поступления от учредителей компания не включает в доходы при условии, что оформит их как вклад в имущество
Можно было не включать в доходы организации имущество, переданное учредителями в целях увеличения чистых активов компании (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). Вместо отмененной льготы для поступлений, направленных на увеличение чистых активов компании, законодатель предусмотрел другую льготу. Организации не учитывают в доходах поступления от учредителей, оформленные как вклады в имущество согласно Гражданскому кодексу РФ (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ). В случае некорректного оформления вклада поступления придется включить в доходы организации. Новая льгота применяется в том случае, если доля учредителя не превышает 50%. Если же доля превышает указанное значение, то оформлять вклады в имущество необязательно, так как поступления от учредителей с долей более 50%, как и раньше, не являются доходами согласно подп. 1 п. 1 ст. 251 НК (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ (ред. от 27 ноября 2017 г.)).
4. Расходы на основные средства разрешили возмещать из бюджета
Организации списывали стоимость основных средств через амортизацию, а также имели возможность сразу включить в расходы 10% или 30% стоимости объекта в качестве амортизационной премии. Вместо амортизации теперь предусмотрена возможность применения инвестиционного вычета, который непосредственно уменьшает сумму налога, подлежащего уплате в региональный бюджет. Инвестиционный вычет равен 90% от стоимости основного средства или от расходов на модернизацию (ст. 286.1 НК РФ). Оставшиеся 10% стоимости организация спишет за счет налога в федеральный бюджет. Вопрос введения вычета принимается региональными властями (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
НДФЛ
1. Организаторам лотереи придется удерживать НДФЛ
Физические лица самостоятельно платили НДФЛ с выигрыша в лотерею независимо от его суммы. Организатор лотереи удержит НДФЛ с дохода, который превышает 15 000 руб. При выигрыше от 4000 руб. до 15 000 руб. НДФЛ, как и прежде, платит гражданин согласно подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 354-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
2. С выигрыша в лотерею в пределах 4000 руб. НДФЛ платить не нужно
Выигрыши в лотерею и другие азартные игры в любой сумме подлежали налогообложению НДФЛ. Платить НДФЛ нужно лишь с выигрыша, превышающего 4000 руб., согласно п. 28 ст. 217 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 354-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
3. Правопреемник обязан отчитаться по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ за реорганизованную компанию
У правопреемников не было обязанности отчитываться по НДФЛ за реорганизованную компанию. Правопреемник должен сдать отчетность по форме 2-НДФЛ по итогам года, если ликвидированная в результате реорганизации компания не смогла этого сделать. Форму 6- НДФЛ подают и за квартал, и за год согласно п. 5 ст. 230 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
4. Стало меньше случаев, когда с материальной выгоды по договору займа нужно платить НДФЛ
Материальная выгода по любому договору займа облагалась НДФЛ. Не имело значения, от каких организации или предпринимателя гражданин получил деньги. Выгода возникала, если проценты по договору были ниже 2/3 ставки рефинансирования на дату начисления процентов. НДФЛ с материальной выгоды необходимо считать, когда:
  • договор займа заключен между сотрудником и работодателем либо между взаимозависимыми лицами;
  • экономия на процентах возникла в результате исполнения встречного обязательства. Например, когда в качестве платы за работу организация предоставила подрядчику – физическому лицу беспроцентный заем (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 333-ФЗ).
5. Выплаты дольщикам при банкротстве застройщика не облагают НДФЛ
Компенсации гражданам – участникам долевого строительства не освобождались от НДФЛ. НДФЛ не удерживают с компенсации, которую выплатили из специального фонда, если компания-застройщик признана банкротом (п. 71 ст. 217 НК РФ), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 342-ФЗ).
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
1. Личные взносы предпринимателей больше не зависят от МРОТ
Предприниматели рассчитывали фиксированные взносы исходя из МРОТ (7500 руб.). Общая сумма взносов составляла 27 990 руб.:
  • пенсионные взносы – 23 400 руб. (7500 ₽ х 12 х 26%). Если годовые поступления предпринимателя превышали 300 000 руб., то дополнительно перечислялся 1% от дохода сверх этой суммы; 

  • медицинские взносы – 4590 руб. (7500 ₽ х 12 х 5,1%).
В НК РФ теперь содержатся не формулы для расчета личных взносов предпринимателя, а фиксированные суммы. В 2018 г. придется заплатить 32 385 руб.:
  • пенсионные взносы – 26 545 руб. Если годовые поступления предпринимателя превышают 300 000 руб., то дополнительно надо перечислить 1% от дохода сверх этой суммы;
  • медицинские взносы – 5840 руб. (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
2. Больше выплат облагается взносами
Начислялись пенсионные и медицинские взносы, в том числе на выплаты физическим лицам по договорам передачи исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства. Больше результатов интеллектуальной деятельности облагается пенсионными и медицинскими взносами, если физическое лицо передает их юридическому лицу за деньги. Например, взносы необходимо начислять на выплаты по договорам передачи исключительных прав на компьютерные программы, базы данных, ноу-хау (подп. 3 п. 1 ст. 420, подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
3. У предпринимателей теперь больше времени, чтобы заплатить личные взносы
Фиксированные взносы за 2017 г. надо было перечислять до 2 апреля 2018 г. (1 апреля – выходной). На 3 месяца сдвинуты сроки уплаты фиксированных взносов (абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ). Платежи за 2017 г. надо перечислить не позднее 2 июля 2018 г. (1 июля – выходной), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
4. Некоторые предприниматели могут не платить взносы, если напишут заявление
Предприниматели, которые не вели деятельность, если, например, проходили военную службу или ухаживали за ребенком до полутора лет, могли не платить фиксированные взносы. Кодексом не устанавливалась обязанность представлять для этого в налоговый орган документы, но без них налоговики не понимали, почему взносы не перечислялись. Потому фискалы могли потребовать эти платежи вместе с пенями. В Кодекс внесено уточнение: если предприниматель не ведет деятельность, например, из-за отпуска по уходу за ребенком, ему надо сдать заявление в налоговый орган (п. 7 ст. 430 НК РФ). В нем необходимо отразить намерения не перечислять взносы. К заявлению необходимо приложить подтверждающие бумаги – к примеру, копию свидетельства о рождении ребенка. Инспекторы проверят операции по счетам предпринимателя и, если убедятся, что деятельность не ведется, освободят от взносов. Форма заявления свободная (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
5. Выросли лимиты по страховым взносам
Предельная база для пенсионных взносов – 876 000 руб., для взносов на соцстрах – 755 000 руб. Для медицинских взносов и платежей на травматизм лимита не было. Новые лимиты установлены в следующих размерах:
  • 1 021 000 руб. – для пенсионных взносов. С доходов в пределах этой суммы надо платить взносы по тарифу 22%. Для выплат свыше – по тарифу 10%;
  • 815 000 руб. – для социальных взносов по тарифу 2,9%. Начислять социальные взносы на выплаты свыше этой суммы не надо (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).
Для медицинских взносов и платежей на травматизм предельной базы выплат по-прежнему нет.
6. У «налоговиков» есть новые причины не принять расчет по взносам
У налоговиков было два основания вернуть компании расчет на доработку:
  • сумма взносов по всем разделам 3 не сходится с общей суммой пенсионных взносов;
  • в разделе 3 расчета компания привела недостоверные сведения хотя бы об одном физическом лице.
Помимо двух прошлогодних ошибок, из-за которых инспекторы не принимали расчет, теперь учитываются еще две:
  • суммы вознаграждений каждому сотруднику не сходятся с общей суммой выплат по компании;
  • не сходятся базы по обычным и дополнительным пенсионным взносам из всех разделов 3 с общими базами по взносам (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
1. За 2017 г. надо отчитаться по новой форме
Компании сдавали декларацию по земельному налогу по форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696. За 2017 г. налогоплательщики отчитываются по новой форме декларации (Приказ ФНС от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347).
2. Налогоплательщики больше не должны сдавать в налоговую документы, чтобы получить льготу по земельному налогу
Уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. производилось на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган (п. 6 ст. 391 НК РФ). Для получения льготы физическому лицу необходимо представить в налоговый орган заявление (Приказ ФНС от 14 ноября 2017 г. № ММВ- 7-21/897), которое будет проверено на соблюдение условий получения льготы (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ).
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
1. Транспортный налог на дорогие автомобили снизился
Для расчета транспортного налога на легковые автомобили, возраст которых составлял от года до 2 лет, стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно применялся повышающий коэффициент 1,3. Если возраст до года, то коэффициент 1,5. Повышающие коэффициенты 1,3 и 1,5 больше не применяются. Налог на легковые автомобили, возраст которых составляет до 3 лет, стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. считается с минимальным повышающим коэффициентом 1,1. Налог на такие автомобили снизился вследствие изменений, внесенных на основании подп. «б» п. 68 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
2. За 2017 г. надо отчитаться по новой форме
В течение 2017 г. декларацию по новой форме можно было сдавать по желанию. За 2017 г. по транспортному налогу компании обязаны представлять декларации по новой форме (Приказ ФНС от 5 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Налог на движимое имущество теперь зависит от местных властей региона
Организации не платили налог на имущество с движимых основных средств на всей территории РФ, за исключением объектов, которые получили в результате реорганизации, ликвидации компании или от взаимозависимых лиц. Вопрос о том, как платить налог с движимого имущества, отдан в ведение региональных властей. Предусмотрено ограничение – максимальная ставка налога 1,1%. Также местные власти вправе полностью освободить от налога движимые основные средства, принятые на учет с 1 января 2013 г., с даты выпуска которых прошло не более 3 лет (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
2. За 2017 г. надо отчитаться по новой форме
Организации могли подавать налоговую декларацию по авансовым платежам за полугодие и 9 месяцев 2017 г. по старой или новой форме (Письмо ФНС от 23 июня 2017 г. № БС- 4-21/12076). . До 30 марта 2018 г. организации отчитываются по новой форме декларации (Приказ ФНС от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271). .
3. Иностранные компании, которые не ведут деятельность в России через постоянные представительства, рассчитывают налог на имущество по кадастровой стоимости
Квартальные авансы по активам иностранных организаций рассчитывались исходя из среднегодовой стоимости. В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, то определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Рассчитать налог необходимо с даты внесения объекта в ЕГРН (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ).
4. Устанавливать налоговые льготы по высокоэффективным объектам будут регионы
Организации не начисляли налог на имущество со стоимости инновационного высокоэффективного оборудования. Льгота предоставлялась в течение 3 лет с момента постановки на учет имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ, Письмо ФНС от 30 мая 2017 г. № БС-4- 21/10228). Региональные власти вправе установить дополнительные льготы или полностью освободить от налога такие активы (п. 2 ст. 381.1 НК РФ), (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г.)).
БУХУЧЕТ
1. Бюджетные организации ведут бухучет по новым федеральным стандартам
Бухгалтеры руководствовались единым порядком ведения бухучета для госсектора, утвержденным Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, Законом о бухучете от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Методическими указаниями и рекомендациями по бухучету и отчетности для госсектора, казенных и автономных учреждений. А также Инструкцией к Плану счетов бюджетных учреждений, утвержденному Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. Бюджетные и автономные учреждения применяют 5 новых федеральных стандартов бухучета (приказы Минфина от 31 декабря 2016 г. № 256н, № 257н, № 258н, № 259н и № 260н): «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».
2. Появились новые требования к руководителю и главбуху застройщика
Главным бухгалтером и руководителем строительной компании, которая занимается долевым строительством, мог работать любой человек. Запрещено занимать должности главного бухгалтера и директора в строительстве тем лицам, которые совершили экономические преступления или дисквалифицированы за административные правонарушения (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ).
ПОСОБИЯ
1. Индексировать социальные выплаты чиновники теперь будут всегда одинаково
Правительство РФ каждый год самостоятельно устанавливало дату индексации пособий. В 2016 и 2017 гг. пособия увеличивали с 1 февраля. Дату индексации пособий зафиксировали в законе. Теперь каждый год с 1 февраля социальные выплаты будут увеличивать на сумму инфляции за прошлый год (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ). Исключение – материнский капитал. Его величину заморозили до 2020 г.
2. Увеличился максимальный заработок для расчета пособий
Для расчета среднедневного заработка включали выплаты за два года. За 2015 г. – в пределах 670 000 руб., а за 2016 г. – не больше 718 000 руб. Максимальный заработок за 2017 г., который можно учесть при расчете пособий, – 755 000 руб. А за 2017 г. – 815 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).
3. Выросло максимальное пособие по беременности и родам
Максимальное пособие по беременности и родам составляло 266 191,8 руб. (1901,37 ₽ х 140 дн.). Максимальное пособие по беременности и родам – 282 493,4 руб. (2017,81 ₽ х 140 дн.), (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).
4. Установили максимум по страховым выплатам по временной нетрудоспособности, выплачиваемым в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
Правительство РФ каждый год устанавливало максимальный размер выплат. В 2017 г. единовременная максимальная выплата составляла 94 018 руб. А максимум ежемесячной страховой выплаты – 72 290,4 руб. Единовременная максимальная выплата в январе – 94 018 руб. А размер ежемесячной страховой выплаты – 72 290,4 руб. Ежегодно 1 февраля, в том числе в 2018 г., их будут индексировать исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ).
5. Вырос максимальный средний дневной заработок
Максимальный средний дневной заработок для расчета пособий составлял 1901,37 руб. ((670 000 ₽ + 718 000 ₽) / 730 дн.). Максимальный средний дневной заработок для расчета пособий – 2017,81 руб. ((718 000 ₽ + 755 000 ₽) / 730 дн.), (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).
6. Увеличилось максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года
Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года составляло 23 120,66 руб. (1901,37 ₽ х 30,4 дн. х 40%). Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года – 24 536,57 руб. (2017,81 ₽ х 30,4 дн. х 40%) (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1378).
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Изменилась допустимая доля работников-иностранцев для работодателей, которые занимаются определенными видами деятельности
Изменения несущественны, но их следует учитывать в работе. Правительством РФ определена допустимая доля работников-иностранцев для работодателей, которые занимаются определенными видами деятельности, среди которых розничная торговля алкоголем и табачными изделиями в спецмагазинах, продажа лекарств в аптеках, выращивание овощей. 

Для деятельности в сфере прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта доля иностранных работников уменьшена на 2% (до 28%). 

В остальных сферах деятельности доля иностранных работников не изменилась по сравнению с 2017 г. 

Ограничения по допустимой доле работников-иностранцев должны быть соблюдены до 1 января 2018 г. В случае нарушения юридическим лицам будет грозить штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностным лицам будет грозить штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб. 

(Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. № 1467; вступает в силу 16 декабря 2017 г.).
2. Усилен контроль за соблюдением требований об обеспечении доступности рабочих мест для инвалидов
Роструд и раньше мог проверить, соблюдают ли компании требования к рабочим местам для инвалидов. Но этот аспект не причисляли к основным. Инспекторы Роструда будут проверять рабочие места и условия труда для инвалидов у тех работодателей, у которых есть сотрудники – лица с ограниченными возможностями (Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. № 1409).
3. Введен в действие государственный реестр работников, уволенных за взятки
У компании не было обязанности передавать сведения о сотрудниках, уволенных за коррупционные нарушения. Установлена обязанность для работодателей сообщать сведения о работниках, уволенных за взятки. Данные сведения будут заноситься в специальный реестр в государственной информационной системе (Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 132-ФЗ). Порядок работы с реестром устанавливает Правительство РФ (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).
4. Инспекторы Роструда не будут проверять компании с низким классом риска
Трудовые инспекторы не делили компании по классам риска. С плановой проверкой приходили в любую организацию. Инспекторы Роструда будут выборочно подходить к определению компании, в которой следует провести плановую проверку, ориентируясь на класс ее риска (п. 20 Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Работодателей с низким классом риска проверять не станут.
5. Утверждены перечни вопросов, которые инспекторы Роструда могут задавать при проверке
Трудовые инспекторы при проверке были вправе задавать любые вопросы. Инспекторы Роструда должны проводить плановые проверки по проверочным листам. Роструд утвердил 107 таких листов. По ним проверят компании и предпринимателей из группы умеренного риска (Приказ Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655, постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 и от 8 сентября 2017 г. № 1080). Проверочные листы включают перечни вопросов. Задавать другие вопросы проверяющие не вправе (п. 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
ГОСЗАКУПКИ
1. Увеличилось число категорий заказчиков, обязанных проводить закупки у малого и среднего бизнеса в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ
До 1 января 2018 г. закупки по Закону № 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса не были обязаны проводить заказчики, если годовой объем их выручки не превышал 500 млн руб., а величина активов больше 500 млн руб. (для кредитных организаций). С 1 января 2018 г. закупки по Закону № 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса также обязаны проводить заказчики, если годовой объем их выручки превышает 500 млн руб. и величина их активов больше 500 млн. руб. (для кредитных организаций). Требование не будет применяться, если такой заказчик является субъектом малого или среднего предпринимательства. 

С этой же даты указанная обязанность появилась у автономных учреждений, если по итогам закупок они заключили в предшествующем календарном году договоры на общую сумму больше 250 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1383).
2. Расширен перечень иностранного программного обеспечения, допускаемого к закупкам
До 1 января 2018 г. под запрет на допуск к закупкам иностранного программного обеспечения подпадали все иностранные разработчики программного обеспечения, в том числе из государств – членов ЕАЭС. С 1 января 2018 г. запрет на допуск к закупкам иностранного программного обеспечения не касается программного обеспечения, разработанного в государствах – членах ЕАЭС. Для допуска к закупкам программное обеспечение должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему реестру ПО (Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1594).
Рассказать коллегам: